Nmexpertiza.ru

НМ Экспертиза
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эрозия откосов автомобильных дорог

Заложение и укрепление откосов насыпи автомобильных дорог

Откосы насыпи автомобильных дорог должны обладать параметрами повышенной устойчивости и прочности.

Поэтому современное заложение и укрепление откосов насыпи автомобильных дорог предполагает применение инновационных геосинтетических материалов, приобрести которые можно в нашей компании GeoSM, специализирующейся на производстве и продаже этих материалов во всем ассортименте по наилучшим ценам.

Наши материалы для планировки откосов насыпи разработаны по уникальной, запатентованной технологии.

Мы специализируемся на разработке и производстве геосинтетиков Геофлакс:

Мы гарантируем соответствие всех материалов требованиям регулирующих организаций и национальным стандартам.

Откосы насыпи автомобильных дорог и их назначение

Откосы насыпи автомобильных дорог и их назначение предназначены для обеспечения безопасности земляных сооружений. При выборе способов для заложения откосов насыпи автомобильных дорог проектировщики руководствуются рельефными, климатическими и гидрогеологическими характеристиками местности. Для строительства уклона откоса насыпи проектировщики пользуются научно обоснованными параметрами, чтобы надежно укрепить откосы насыпи.

Особенности создания откосов насыпи автомобильных дорог

Наиболее важным фактором считают крутизну откосов насыпи автомобильных дорог, влияющую на выбор методики укрепления конструкции. Особенности создания откосов насыпи автомобильных дорог связаны с возможными неблагоприятными гидрометеорологическими воздействиями, к примеру, паводками селевого или речного типа.

Варианты укрепления откосов насыпи автомобильных дорог

Наиболее эффективные варианты укрепления откосов насыпи автомобильных дорог связаны с использованием инновационных геосинтетических материалов. Для укрепления откосов насыпи на дорогах используется несколько вариантов, от применения бетонных плит и решетки для укрепления насыпи до так называемых плетневых заборов или посева трав.

Материалы для укрепления откосов насыпи автомобильных дорог

Наряду с традиционными материалами (щебнем, песком, асфальтом) для устройства откоса насыпи производится закладка геотекстильного полотна, служащего для отделения амортизационной подушки от грунта. В современных технических заданиях на строительство насыпей автомобильных дорог обязательно указывается использование геосинтетических материалов.

Георешетка Геофлакс для откосов

Георешетка способствует существенному уменьшению затрат и укреплению механической фиксации засыпки. Среди достоинств георешетки для насыпи отметим высокую прочность и устойчивость к деформированию.

Габионы Геофлакс для откосов

Габионы производятся разной высоты и подбираются в соответствии с высотой откоса и вероятностью оползня, обеспечивая экономию до 50% материалов.

Геоматы Геофлакс для откосов

Геоматы обеспечивают противоэрозийную защиту и эффективны при армировании грунтов. Использование геоматов для насыпи способствует восстановлению растительного покрова, и обладают декоративной функцией.

Геосетка Геофлакс для откосов

Геосетка служит для уменьшения слоя насыпи и существенной экономии бюджета строительства. Применение геосетки для укрепления насыпи помогает бороться с неравномерностью осадков и температурными изменениями в течение всего эксплуатационного периода.

Геотекстиль Геофакс для откосов

Геотекстиль необходим для обеспечения надежной защиты откосов от оползней и эрозийных процессов. Использование геотекстиля для укрепления откоса насыпи предполагает тщательное изучение гидрогеологического строения участка.

Расчет угла уклона откосов насыпи автомобильных дорог

Расчет уклона откосов насыпей и выемок осуществляется в соответствии со скоростью течения потока и гидрологическим режимом подтопления. В современных условиях требуется существенное повышение качества и увеличение срока эксплуатации откосов насыпи автомобильных дорог. Нам хорошо известно, что для обеспечения надежности автодорог необходимо руководствоваться всеми запросами отрасли, существующими стандартами, требованиями заказчиков.

С материалами GeoSM строительство автомобильных дорог существенно ускоряется, а срок их эксплуатации возрастает. Применение геосинтетики GeoSM рекомендовано профессионалами.

Георешетки

Представляет собой гибкий компактный модуль, состоящий из скрепленных между собой сварными высокопрочными швами в шахматном порядке полиэтиленовых лент HDPL толщиной 1,5 мм, образующих в растянутом положении пространственную ячеистую конструкцию с заданными геометрическими сочетаниями и размерами.

Георешетка ПР ограничивает сдвиговые деформации и укрепляет грунты, создавая единую структурную массу, которая выдерживает большое давление. Поэтому георешетка широко и успешно применяется для армирования грунтов в транспортном, гидротехническом и других отраслях современного строительства. Благодаря большой несущей способности и сравнительно малой деформации георешетка может быть использована в качестве противоэрозионной защиты откосов, при строительстве железнодорожных магистралей, автомобильных дорог, путепроводов, мостовых переходов, тоннелей, армирования слабых оснований для укрепления и озеленения прибрежной зоны водоемов и каналов, укрепления русел малых водотоков. В результате ее использования — значительно снижается стоимость строительства и увеличивается надежность конструкций. Георешетка ПР обладает высокими антикоррозионными свойствами, химически нейтральна к агрессивным средам, экологически безопасна, позволяет выполнять работы по монтажу в диапазоне температур от -40° С до +60°.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Фиксация откосов конусов железнодорожных путей.

В основном георешетку используют для армирования грунтов земляного полотна, а та кже для укрепления откосов конусов железнодорожного полотна. Георешетка предотвращает боковое смещение основ железнодорожного полотна укрепляя и уплотняя низлежащие слои конструкции, облегчая дальнейшую укладку рельс, способствуя стабильности системы в целом.Таким образом, георешетка не только фиксирует конус от горизонтальной деформации, но и защищает откос от водной и ветровой эрозии, позволяя экономить на проведении ремонтных работ.

Читать еще:  Обьем котлована с откосами

При дорожном строительстве.

При строительстве автодорог георешетка, как правило, используется для объемного армирования земляного полотна, конструктивных слоев дорожной одежд ы из несвязных (сыпучих) материалов. Георешетка, уложенная в песчаном подстилающем слое основания, позволяет увеличить его несущую способность, с эффективным распределением нагрузки по всей площади. Георешетки предотвращают сдвиг насыпного грунта. Таким образом, георешетки обеспечивают гарантийное, длительное, без дополнительного обслуживания функционирование дороги даже в местах с интенсивным движением. Пластиковая георешетка, заполненная инертными материалами и используемая в качестве покрытия на автодорогах, позволяет уменьшить толщину дорожной одежды на 30-50% по сравнению с традиционной конструкцией, а также предотвращает образование колеи в период осенне-весенней распутицы. При строительстве дорог георешетка может быть использована, как альтернатива применению железобетонных плит: при устройстве дорожной одежды на нестабильном земляном полотне георешетку используют сначала как покрытие, а затем, после завершения стабилизации, на него укладывают асфальтобетон.

Укрепление обочин.

Георешетка ограничивает сдвиговые деформации и укрепляет грунты, создавая единую

структурную массу, которая выдерживает большое давление. Поэтому георешетку успешно используют для укрепления откосов насыпных сооружений, оснований и покрытий автомобильных дорог.

Укрепление сооружений поверхностного водоотвода.

Применение георешеток, как показали исследования, позволяет обеспечить длительную защиту водоотводных канав с заданной степенью жесткости и стабильности. Благодаря тому, что георешетки пластичны, с их помощью возможно создавать укрепления, точно повторяющие конфигурацию существующих русел водотоков. В гидротехническом строительстве с использованием геосинтетики решаются задачи гидроизоляции и дренажа, армирования и стабилизации откосов набережных, русел постоянных водотоков, защиты их от эрозии и размыва.

Укрепление откосов магистралей и фиксация склонов повышенной крутизны.

Георешетка выполняет функцию сохранности откосов и склонов, укрепления насыпных откосов, укрепления откосов земляных плотин, обустройства речных причалов, пристаней, набережных рек, укрепления береговых линий, укрепления устоев мостов, укрепления поверхностей откосов, насыпей, выемок и водоотводных сооружений. Наполнение ее проницаемыми материалами, приводит к тому, что увеличивается устойчивость склонов к поверхностной эрозии, уменьшаются сдвигающие силы направленные вдоль склона в контактной зоне с заполнителем.

Типовая конструкция укрепления откоса включает в себя:

  • георешетку,
  • разделительную прослойку из геотекстиля,
  • монтажные и несущие анкеры,
  • заполнитель ячеек (растительный грунт, щебень и т.д.),
  • дополнительные элементы (упоры — устанавливаются в местах вероятных размывов откоса),
  • дренажные желоба — для отвода поверхностных вод.

Разделительную прослойку из нетканого геотекстиля устраивают только на подтапливаемой части откоса. Нетканый геотекстиль является своего рода арматурой для корневой системы растений. Засыпка верхней кромки геотекстиля в выкопанной заранее траншее на бровке предотвращает проникание поверхностных вод под конструкцию укрепления откоса. Между смежными секциями геотекстиля следует обеспечить нахлест и поддерживать его путем установки в шве штырей или скоб вниз по откосу. Крепление георешеток на откосе осуществляют с помощью Г — образных анкеров.

Укрепление грунтовых оснований, защита откосов и насыпей с помощью геобоксов и биоматов

Применение технологий по стабилизации грунтов в основании насыпи при строительстве автомобильных дорог экономически и технологически оправдано. Прежде всего, это позволяет сделать уменьшить стоимость работ и сделать дорогу качественно. Данная технология повышает прочность и водостойкость основания автомобильных дорог, увеличивает ее несущую способность.

Каким образом, с помощью каких технологий и материалов осуществляется стабилизация грунта, расскажем далее.

Для обеспечения формируемых грунтовых оснований необходимой несущей способностью эффективно применяются геобоксы, производимые ООО «НПО «Промкомпозит».

Геобоксы – это изделия, имеющие пространственную ячеистую структуру, изготавливаемые из сверхпрочных тканей, заполняемые сыпучим грунтом (щебнем, гравием, песком и т. д.) и применяемые для укрепления грунтовых оснований. Их использование особенно актуально при ведении дорожно-строительных работ в труднодоступных районах Крайнего Севера, сейсмоопасных районах, на слабых и болотистых грунтах, где остро стоит проблема укрепления грунтовых оснований.

Область применения геобоксов:

– насыпи под создаваемые автомобильные дороги и железнодорожные пути;

– грунтовые основания под сооружаемые временные автодороги, разворотные площадки, съезды с основной дороги, посадочные вертолетные площадки и т. д.;

– грунтовые основания, необходимые при строительстве объектов производственного назначения, имеющих значительные линейные размеры.

Наиболее эффективно использование геобоксов в сложных грунтовых условиях:

– на сезонно-подтапливаемых площадках;

– на болотистой местности;

– в сейсмоопасных районах;

– при наличии слоистых глиняно-торфяных оснований.

Засыпка геобоксов сыпучим грунтом (МН «Заполярье — Пурпе»)

Уплотнение грунта (МН «Заполярье — Пурпе»)

Принципиально важным является использование при производстве геобоксов качественных высокопрочных материалов (см.табл.), обеспечивающих прохождение по сооружаемым вдольтрассовым проездам большегрузных автомобилей и специальной техники. ООО «НПО «Промкомпозит» применяет исключительно полиэфирные ткани с рабочим диапазоном температур от минус 60 °С до 40 °С.

Опыт применения геобоксов. Московская область, Пушкинский район

Монтажная рама для геобоксов

Такие материалы обеспечивают долговечность конструкции, ее устойчивость к воздействию агрессивной окружающей среды и значительным динамическим нагрузкам.

Для установки геобоксов используют специальные монтажные рамы, позволяющие достаточно быстро произвести установку и заполнение изделия грунтом. Одна рама рассчитана на установку не менее 400 геобоксов.

Читать еще:  Как считать наружные откосы

Следует отметить, что установка геобоксов возможна круглогодично, вне зависимости от погодных условий. Комбинирование с различными типоразмерами, свободная укладка их в несколько рядов и слоев, совмещение с другими материалами и изделиями делают геобоксы достаточно универсальной конструкцией.

Установка геобоксов (МН «Заполярье — Пурпе»)

Практика применения геобоксов в нефтегазовом комплексе при сооружении вдольтрассовых проездов показала их высокую эффективность, которая нашла свое отражение в сокращении сроков строительства, снижении стоимости работ и повышении качества дорожного покрытия.

Наши изделия сертифицированы и защищены патентом.

ООО «НПО «Промкомпозит» имеет значительный опыт поставок геобоксов на объекты магистральных нефтепроводов «Заполярье – Пурпе» и «Куюмба – Тайшет» а также на предприятия системы ОАО «АК «Транснефть».

Физико-механические характеристики материалов, применяемых для изготовления Геобоксов

ПоказательЗначение
Поверхностная плотность, г/м²310±10 %
Толщина при нагрузке 2,0 кПа, мм0,56±0,1
Разрывная нагрузка в продольном направлении, не менее, кН/м100
Разрывная нагрузка в поперечном направлении, не менее, кН/м90
Относительное удлинение при разрыве, не более, %,30

Для защиты откосов и грунтовых насыпей от эрозийных процессов активно применяются биоматы.

Применение биоматов особенно эффективно в сложных природных условиях Крайнего Севера, где природная среда особенно чувствительна к внешним воздействиям и происходящее полное или частичное уничтожение растительного покрова крайне резко активизирует процессы водной и ветровой эрозии, оврагообразования. Особенно подвержены эрозийным процессам лишенные растительности грунтовые поверхности откосов насыпей автомобильных и железных дорог, общепланировочных насыпей, карьеров, трасс трубопроводов.

Производимые ООО «НПО «Промкомпозит» биоматы сертифицированы, защищены патентами и представляют собой геокомпозитные материалы достаточно сложной структуры:

– основу составляют льняное полотно (100 % натуральное без синтетических примесей, в отличие от аналогов) и специальная многослойная бумага;

– между ними – смесь семян многолетних растений (подобранная исходя из местных климатических и почвенных условий), органоминеральные удобрения и при необходимости (в зависимости от условий) специальные добавки (торф, бактерии, влагоудерживающие, осушающие);

– снизу и сверху – специальная биоразлагаемая сетка.

Использование биоматов позволяет восстанавливать почвенно-растительный слой в течение первого летнего сезона без укладки плодородного слоя почв и последующего досева трав, что упрощает проведение строительных работ и технической рекультивации, снижает их стоимость и стоимость эксплуатационных расходов.

Применение биоматов в Красноярском крае

Укрепление откоса насыпи биоматами

Первое время, в период развития растений, биоматы, армируя грунтовую поверхность, выполняют все защитные функции, предотвращая эрозионные процессы. В течение 2–3 лет образуется равномерный травостой с обильной корневой системой, которая, проникая глубоко в почву, связывает грунт и образует дернину, при этом биоразлагающаяся часть основы усваивается в почве. Формируемый дерновый покров обладает высокой механической прочностью как по горизонтали, так и по вертикали. Кроме того, улучшается водный режим почвенно-грунтового слоя, повышается устойчивость склонов и откосов к эрозии.

Применение биоматов в Тюменской области

Применение биоматов в Тюменской области

По принципу своей работы биоматы ни в чем не уступают таким синтетическим материалам, как геоматы. При этом биоматы, в отличие от них, дешевле, проще в укладке и надежнее в эксплуатации, поскольку, как правило, из геоматов с течением времени происходит вымыв заполнителя и, как следствие, понижается уровень защиты грунтовых поверхностей от эрозии. Биоматы, укладываемые на грунтовую поверхность, играют роль фильтра, не позволяя водному потоку осуществлять вынос грунтовых частиц.

Сравнивая выпускаемые нами биоматы с аналогичными продуктами других производителей, следует отметить их неоспоримые преимущества:

– органическая основа делает их экологически безвредными;

– в них уже присутствуют семена и минеральные удобрения, специально подобранные под определенные почвенные и климатические условия,

– применение влагоудерживающих компонентов способствует улучшению водного режима почвенно-грунтового слоя, повышению устойчивости склонов и откосов к эрозии;

– конструктивные особенности позволяют выдерживать повышенную разрывную нагрузку (более 4 кН/м, что более чем в 1,5 раза больше, чем у аналогов, что обеспечивает эффективное использование биоматов на склонах и откосах),

– применение в основе специальной многослойной бумаги позволяет значительно ускорить процесс всхожести семян;

– достаточно просты в укладке и в дальнейшем не требуют специального ухаживания;

– более экономичны при транспортировке, хранении и укладке.

Биоматы ООО «НПО «Промкомпозит» хорошо зарекомендовали себя в сложных природных условиях на объектах «ТНК-ВР», Газпрома, Роснефти, Транснефти, «НОВОТЭКа», а также при благоустройстве территорий в Красноярском, Краснодарском краях, Республике Татарстан.

Их использование позволило:

– значительно (до 30 %) сократить сроки выполнения работ и производить работы практически круглогодично, что особенно важно в северных регионах;

– производить работы на достаточно крутых поверхностях, обеспечивая их устойчивость, без широкого использования машин и механизмов;

– гарантировать высокое качество рекультивации и защиту от эрозионных процессов.

Читать еще:  Смесь для откосов от грибка

М. Е. Рабинер, заместитель генерального директора,

А. П. Грода, менеджер департамента геокомпозитных материалов

Биологические методы закрепления откосов, подверженных водной эрозии, в Западной Сибири

Полный текст:

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список литературы
  • Cited By

Аннотация

Представлены биологические способы закрепления откосов, сложенных пылеватыми песками. Предлагаемые методы включают в себя нанесение на поверхность откосов 3–5-сантиметрового слоя торфо-песчаной смеси, устройство подпорных стенок для предотвращения смыва нанесенного грунта, внесение минеральных удобрений и посев многолетних трав. Через год на опытных участках формируется плотная дернина с наличием опада из прошлогодних травянистых растений. При этом, в отличие от незакрепленной части склона, развитие эрозионных процессов на засеянных участках не происходит.

Ключевые слова

Об авторах

Список литературы

1. Лисецкий Ф.Н., Светличный А.А. Чёрный С.Г. Современные проблемы эрозиоведения. Белгород, Изд-во «Константа», 2012. 456 с.

2. Козлов Д.Н. Жидкин А.П. Цифровое картографирование эрозионных структур почвенного покрова на основе имитационной модели смыва. Бюллетень Почвенного института им. В.В.Докучаева. 2019. № 100. С. 5—36.

3. Сухановский Ю.П. Модель дождевой эрозии почв. Почвоведение. 2010. № 9. С. 1114—1125.

4. Баранов А.В., Наполов О.Б., Унанян К.Л. Оценка развития эрозионных процессов на Бованенковском НГКМ. Газовая промышленность. 2011. № 10. С. 84—85.

5. Пыхтина Н.Б, Унанян К.Л., Ильякова Е.Е., Хохлачев Н.С., Лужков В.А. Совершенствование технологии рекультивации ландшафтов на склонах в условиях Крайнего Севера. Арктика: экология и экономика. 2017. № 2 (26). С. 27—33.

6. Унанян К.Л. Оценка и предупреждение опасных проявлений эрозионных процессов при хозяйственном освоении криолитозоны. Автореф. дисс. … канд. геогр. наук. Специальность 25.00.36 — геоэкология. М., 2011. 26 с.

7. Баранов А.В., Унанян К.Л. Оценка и предупреждение опасных проявлений эрозионных процессов при обустройстве и эксплуатации объектов добычи и транспорта газа на полуострове Ямал. Научно-технический сборник Вести газовой науки. 2013. № 2 (13). С. 100—106.

8. Голубев И.А. Проблема определения интенсивности водной эрозии почв Сибири. Вестник КрасГАУ. 2009. №1. С. 80—83.

9. Шынбергенов Е.А., Ермолаев О.П. Потенциальная эрозия почв бассейна р. Лена. Вестник Удмуртского ун-та. 2017. Т. 27. Вып. 4. С. 513—528.

10. Лобкина В.А. Использование биоматов в закреплении слонов в условиях о. Сахалин. ГеоРиск. 2014. № 4. С. 30—35.

11. ОДМ 218.2.078-2016. Методические рекомендации по выбору конструкции укрепления откосов земляного полотна автомобильных дорог общего пользования. М., Росавтодор, 2016. 246 с.

12. ПНСТ 268-2018. Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для борьбы с эрозией на откосах. Общие технические условия. М., Стандартинформ, 2018. 12 с.

13. Пат. 2578530 РФ. Шуравилин А.В., Поддубский А.А., Бондарев Б.Е. Способ борьбы с эрозией почв на склонах. Заявл. 29.12.2014. Опубл. 27.03.2016. Бюл. № 9.

14. Пат. 2224390 РФ. Кононов В.М., Кононова Н.Д. Способ защиты эрозионно-опасных земель. Заявл. 12.02.2002. Опубл. 27.02.2004. Бюл. № 9.

15. Пат. 2339201 РФ. Губин В.К., Шамсутдинов Н.З., Буравцев В.Н., Булаева Г.А., Коломийцев Н.В. Способ борьбы с эрозией почвы на склоновых землях. Заявл. 20.05.2008. Опубл. 27.11.2008. Бюл. № 33.

16. Пат. 2325482 РФ. Хаширова Т.Ю. Сооружение для противоэрозионной защиты склонов. Заявл. 28.09.2006. Опубл. 27.05.2008. Бюл. № 15.

17. Пат. 2467543 РФ. Щедрин В.Н., Васильев С.М., Козликина А.С., Щедрин М.А., Васильева Е.Н., Васильев В.В. Способ защиты склонов от водной эрозии. Заявл. 30.03.2011. Опубл. 27.11.2012. Бюл. № 33.

18. Пат. 2255169 РФ. Васильев А.Г., Васильев П.А., Кирпичникова О.О., Максимов И.И., Максимов В.И. Устройство для борьбы с овражной эрозией. Заявл. 16.02.2004. Опубл. 27.06.2005. Бюл. № 18.

19. Пат. 2562382 РФ. Володина О.А., Смородько А.В., Проценко Е.П., Косолапова Н.И. Способ борьбы с эрозией почв. Заявл. 17.07.2014. Опубл. 10.09.2015. Бюл. №25.

Для цитирования:

Капелькина Л., Мязин В. Биологические методы закрепления откосов, подверженных водной эрозии, в Западной Сибири. Экология и промышленность России. 2020;24(8):40-45. https://doi.org/10.18412/1816-0395-2020-8-40-45

For citation:

Kapel’kina L., Myazin V. Biological Methods of Fixing of Slopes Susceptible to Water Erosion in Western Siberia. Ecology and Industry of Russia. 2020;24(8):40-45. (In Russ.) https://doi.org/10.18412/1816-0395-2020-8-40-45

  • Отправить статью
  • Правила для авторов
  • Редакционная коллегия
  • Редакционный совет
  • Рецензирование
  • Этика публикаций

Л.П. Капелькина
Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр экологической безопасности Российской академии наук
Россия

д-р биол. наук, гл. научный сотрудник

В.А. Мязин
Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр экологической безопасности Российской академии наук
Россия

канд. биол. наук, ст. науч. сотрудник

119049, г. Москва, а/я 28

Использование куки-файлов

Для оптимальной работы сайта журнала и оптимизации его дизайна мы используем куки-файлы, а также сервис для сбора и статистического анализа данных о посещении Вами страниц сайта. Продолжая использовать сайт, Вы соглашаетесь на использование куки-файлов и указанного сервиса.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector