Грейдер для планировки откосов
Е2-1-38. Нарезка сливной призмы земляных сооружений грейдерами
Техническую характеристику грейдеров см. в § Е2-1-6.
1. Приведение агрегата в рабочее положение. 2. Планировка поверхности по нивелировочным отметкам. 3. Нарезка сливной призмы. 4. Заглаживание горизонтальной площадки отвалом грейдера.
Профессия и разряд рабочих | Автогрейдеры | Прицепной грейдер |
Машинист | 6 разр. | — |
« | 5 « | — |
Тракторист | 6 « | — |
Нормы времени и расценки на 1000 м 2 спланированной поверхности за 1 проход грейдера
Марка грейдера | Способ планировки | |||||
при рабочем ходе в двух направлениях | при рабочем ходе в одном направлении | |||||
Группа грунта | ||||||
I | II | III | I | II | III | |
Автогрейдеры ДЗ-14 (Д-395А), ДЗ-31-1 (Д-557) | 0,2 (0,2) 0-21,2 | 0,23 (0,23) 0-24,4 | 0,32 (0,32) 0-33,9 | 0,24 (0,24) 0-25,4 | 0,27 (0,27) 0-28,6 | 0,36 (0,36) 0-38,2 |
Автогрейдеры ДЗ-99 (Д-710) | 0,23 (0,23) 0-24,4 | 0,27 (0,27) 0-28,6 | 0,37 (0,37) 0-39,2 | 0,26 (0,26) 0-27,6 | 0,31 (0,31) 0-32,9 | 0,41 (0,41) 0-43,5 |
Прицепной грейдер ДЗ-1 (Д-20Б) в сцепе с трактором Т-100 | 0,42 (0,21) 0-41,4 | 0,5 (0,25) 0-49,3 | 0,7 (0,35) 0-69 | — | — | — |
а | б | в | г | д | е | № |
Е2-1-39. Планировка откосов насыпей и выемок автогрейдерами
Техническую характеристику грейдеров см. в § Е2-1-6.
1. Приведение автогрейдера в рабочее положение. 2. Планировка откосов автогрейдером со срезкой грунта. 3. Перемещение автогрейдера вхолостую по дну выемки или по берме. 4. Поворот автогрейдера с переездом через насыпь 5. Перестановка ножа автогрейдера.
Машинист 6 разр.
Нормы времени и расценки на 1000 м 2 спланированной поверхности откоса
Способ планировки | Длина планируемого откоса, м | Длина гона, м | Вид сооружения | |
выемки | насыпи | |||
Группа грунта | ||||
I | II | III | ||
0,62 (0,62) 0-65,7 | 0,94 (0,94) 0-99,6 | 0,57 (0,57) 0-60,4 | ||
При рабочем ходе в одном направлении | 4,5 | 0,41 (0,41) 0-43,5 | 0,59 (0,59) 0-62,5 | 0,38 (0,38) 0-40,3 |
6,5 | 0,28 (0,28) 0-29,7 | 0,4 (0,4) 0-42,4 | 0,26 (0,26) 0-27,6 | |
При рабочем ходе в двух направлениях | До 200 | 0,56 (0,56) 0-59,4 | 0,85 (0,85) 0-90,1 | 0,52 (0,52) 0-55,1 |
До 300 | 0,48 (0,48) 0-50,9 | 0,73 (0,73) 0-77,4 | 0,44 (0,44) 0-46,6 | |
Св. 300 | 0,42 (0,42) 0-44,5 | 0,64 (0,64) 0-67,8 | 0,39 (0,39) 0-41,3 | |
4,5 | До 200 | 0,38 (0,38) 0-40,3 | 0,55 (0,55) 0-58,3 | 0,35 (0,35) 0-37,1 |
До 300 | 0,33 (0,33) 0-35 | 0,48 (0,48) 0-50,9 | 0,3 (0,3) 0-31,8 | |
Св. 300 | 0,28 (0,28) 0-29,7 | 0,4 (0,4) 0-42,4 | 0,26 (0,26) 0-27,6 | |
6,5 | До 200 | 0,26 (0,26) 0-27,6 | 0,37 (0,37) 0-39,2 | 0,24 (0,24) 0-25,4 |
До 300 | 0,22 (0,22) 0-23,3 | 0,32 (0,32) 0-33,9 | 0,2 (0,2) 0-21,2 | |
Св. 300 | 0,2 (0,2) 0-21,2 | 0,28 (0,28) 0-29,7 | 0,19 (0,19) 0-20,1 | |
а | б | в | г | № |
Е2-1-40. Планировка откосов бульдозерами, оборудованными откосниками
Указания по применению норм
Нормами настоящего параграфа предусмотрена планировка откосов прицепным откосником, установленным по проектной крутизне откоса, путем последовательных проходов по откосу за 3-4 прохода. Толщина срезаемого слоя за один проход до 10 см.
При планировке откосов, ширина которых превышает длину захвата откосника, машинист бульдозера, спланировав верхнюю часть откоса, переезжает вниз. Откосник устанавливается в положение для планировки нижней части откоса.
Машинист 6 разр.
Нормы времени и расценки на 1000 м 2 спланированной поверхности откоса
Способ планировки | Ширина откоса, м | Марка трактора |
Т-100 | Т-180 | |
0,87 (0,87) 0-92,2 | 0,59 (0,59) 0-62,5 | |
При рабочем ходе в двух направлениях | 0,58 (0,58) 0-61,5 | 0,39 (0,39) 0-41,3 |
4,5 | 0,39 (0,39) 0-41,3 | 0,26 (0,26) 0-27,6 |
6,5 | 0,27 (0,27) 0-28,6 | 0,18 (0,18) 0-19,1 |
1,4 (1,4) 1-48 | (1) 1-06 | |
При рабочем ходе в одном направлении | 0,89 (0,89) 0-94,3 | 0,67 (0,67) 0-71 |
4,5 | 0,6 (0,6) 0-63,6 | 0,45 (0,45) 0-47,7 |
6,5 | 0,41 (0,41) 0-43,5 | 0,31 (0,31) 0-32,9 |
а | б | № |
Е2-1-41. Планировка откосов земляных сооружений экскаваторами-драглайн с ковшом со сплошной режущей кромкой
1. Установка экскаватора в рабочее положение. 2. Планировка откоса со срезкой неровностей и излишков грунта. 3. Удаление излишков грунта с откоса с укладкой в кавальер или погрузкой в транспортные средства. 4. Передвижка экскаватора в процессе работы.
Профессия и разряд рабочих | Вместимость ковша экскаватора, м 3 |
0,65 | св. 0,65 |
Машинист 6 разр. | |
Помощник машиниста 5 разр. | — |
Нормы времени расценки на 100 м 2 спланированной поверхности откоса
Длина откоса, м | Планировка откосов насыпи во всех грунтах или выемки в грунтах I-II групп | Планировка откосов выемки в грунтах III-IV групп | ||
Вместимость ковша экскаватора, м 3 | ||||
0,65 | 0,8 | 0,65 | 0,8 | |
До 10 | (1) 1-06 | 1,4 (0,7) 1-38 | 1,5 (1,5) 1-59 | 1,9 (0,95) 1-87 |
« 15 | 1,4 (1,4) 1-48 | 1,82 (0,91) 1-79 | (2) 2-12 | 2,6 (1,3) 2-56 |
Св. 15 | 1,7 (1,7) 1-80 | 2,2 (1,1) 2-17 | 2,4 (2,4) 2-54 | 3,2 (1,6) 3-15 |
а | б | в | г | № |
Примечание. Нормами табл. 2 и 3 предусмотрено распределение срезаемого грунта на откосе насыпи или при планировке откоса выемки, укладка его в кавальер. При погрузке грунта в транспортные средства Н. вр. и Расц. умножать на 1,2 (ПР-1).
§ Е2-1-42. Планировка откосов земляных сооружений экскаваторами, оборудованными планировочным ковшом
Техническую характеристику экскаватора Э-4010 см. в § Е2-1-12.
Указания по применению норм
Нормами данного параграфа предусмотрено, что откосы планируются экскаватором Э-4010, оборудованным планировочным ковшом, при нахождении экскаватора на основной площадке насыпи или в 2,5 м от бровки выемки.
1. Приведение экскаватора в рабочее положение. 2. Планировка откосов со срезкой излишков грунта. 3. Перемещение экскаватора по насыпи или резерву.
Машинист 6 разр. | — 1 |
Помощник машиниста 5 разр. | — 1 |
Нормы времени и расценки на 100 м 2 спланированной поверхности
Длина планируемого откоса | Н. вр. | Расц. | № |
До 5 | 1,06 (0,53) | 1-04 | |
св. 5 | 1,44 (0,72) | 1-42 |
Примечание. На перемещение 100 м 3 грунта с нижней части откоса на берму принимать Н. вр. 1,4 (0,7), Расц. 1-38 (ПР-1).
§ Е2-1-43. Нарезка и планировка кюветов автогрейдерами
Техническую характеристику автогрейдеров см. в § Е2-1-6.
1. Приведение агрегата в рабочее положение. 2. Нарезка кювета. 3. Планировка откосов и дна кювета. 4. Перемещение срезанного грунта к оси насыпи. 5. Поворот автогрейдера. 6. Холостой ход автогрейдера (при работе в одном направлении).
Рекомендуемые углы установки ножа в зависимости от выполняемой операции
Особенности выполнения грейдерами отдельных видов работ.
Возведение насыпи и отделка относов. Возведение насыпи заключается в вырезании и перемещении грунта грейдером из резервов при продольных
между гребнями составляет 20. 40 см.
Насыпи высотой до 0,25 м укладывают вразбежку с таким расчетом, чтобы валы соприкасались только основаниями.
При высоте насыпи не более 0,15 м
5.1. Разработка резерва
о —зарезание и перемещение грунта; б —
уклаака грунта; /-..9 — проходы грейдера
5.2. Схема укладки грунта в насыпи а —вприжим; б — вполуприжим; в — враз-бежку; г — слоем с заданным поперечным уклоном; 1. 6 — проходы грейдера
грунт целесообразно укладывать не валами, а слоем, отсыпая грунт от бровки к оси дороги с учетом поперечного уклона.
Насыпь возводят послойно, постепенно наращивая ее высоту. Если при этом не требуется уплотнения каждого слоя, а предусматриваются естественная осадка и уплотнение отсыпанного
грунта, то валики в насыпи укладывают вприжим. Под последующее капитальное покрытие грунт в насыпи укладывают и уплотняют послойно.
Нижний слой грунта можно укладывать двумя способами. В одном случае валики укладывают вразбежку с последующим разравниванием их отвалом, в результате получается насыпь высотой 20. 30 см. Во втором случае валики укладывают наращиванием насыпи от края к оси. Первый валик перемещают к краю насыпи и частично разравнивают; второй перемещают через первый, третий — через первый и второй с частичным разравниванием каждого валика.
После отсыпки и разравнивания слоя его уплотняют. Второй слой валиков укладывают вполуприжим от оси насыпи к обочине, а для более плотной отсыпки краев несколько последних валиков укладывают вприжим. Закончив разравнивание и уплотнение этого слоя грунта, общую высоту насыпи поднимают до 0,6. 0,7 м. Завершают возведение насыпи из боковых резервов разравниванием отсыпаемого грунта в насыпи.
Поверхность земляного полотна разравнивают продольными круговыми проходами вдоль насыпи, начиная от краев к середине. Отвал грейдера устанавливают с углом захвата 60. 90° и углом резания до 50°. Угол наклона отвала выдерживают в соответствии с заданным профилем полотна дороги. След предыдущих проходов отвала перекрывают не менее чем на 0,3 м.
Сооружение насыпи заканчивают отделкой откосов. Планировка и отделка внешнего откоса резерва и выемок глубиной 1. 1,5 м при откосах 25. 70° обеспечиваются основным отвалом, вынесенным за пределы рамы грейдера.
Кюветы устраивают при сооружении дорог в выемках, на нулевых отметках и при небольших насыпях высотой до 0,5 м. При песчаном грунте
5.3. Поперечный профиль кювета а — треугольного сечения; б — трапецеидального сечения; / — берма; 2 — откосы; 4 — полотно дороги
5.4. Схемы проходов (1. 19) грейдера при профилировании грунтовой дороги
и высоте насыпи более 0,5 м кюветы не делают. Кюветы, сооружаемые грейдерами, бывают треугольные и трапецеидальные (рис. 5.3).
Глубину кювета Н задают в зависимости от ширины земляного полотна и характера грунта. При ширине полотна более 11 м глубина кюветов в пределах 0,5. 1,2 м, при ширине до 11 м —0,4. 0,9 м, причем нижний предел принимают для супесчаных грунтов, верхний— для суглинистых. Полуприцепными грейдерами обычно вырезают кюветы глубиной до 0,5—0,7 м. Откосы боковых канав назначают 1:1,5, но при выполнении их грейдерами внутренний откос допускается 1:2 и 1:3. Ширину дна bтрапецеидальных кюветов делают в пределах 0,4. 0,5 м.
Основную разработку кюветов выполняют отвалом грейдера, а зачистку откосов и выравнивание дна — откосником, закрепленным на отвале.
Профилирование грунтовых дорог. Под профилированием грунтовой дороги понимается устройство поперечного профиля земляного полотна в виде невысоких насыпей из боковых канав или резервов. Грунт из вырезаемого кювета перемещают к оси дороги и используют при возведении повышенной проезжей части полотна.
Длину прохода или захватки выбирают максимально возможной из расчета профилирования полотна грейдером за одну-две смены и обычно она составляет 0,5. 1 км. На рис. 5.4 показаны схемы проходов при профилировании грунтовой дороги с трапецеидальными канавами.
Профилирование заключается в последовательных круговых проходах грейдеров с обеих сторон полотна. При первом проходе зарезание начинают от внешней бровки канавы с большим заглублением отвала. Вырезанный грунт отваливают на внутреннюю бровку. При втором проходе вырезанный валик грунта перемещают отвалом по полотну насыпи. Таким образом, постепенным зарезанием и перемещением грунта по насыпи сооружают заданный
![]() |
профиль полотна. Зарезание заканчивается при проходе 12, и последний грунт перемещается от оси дороги тремя проходами 13, 14 и 15, а затем разравнивается проходом 16. Заключи-тельный этап профилирования включает в себя отделку канавы с помощью откосника, установленного на отвале (проход 17), и чистовое разравнивание грунта по полотну дороги (проходы 18 и 19). При последней операции отвал грейдера оборудуют удлинителем.
При профилировании грунтовой дороги эффективно использовать два грейдера. Один из них только зарезает грунт, а второй, оборудованный удлинителем отвала, перемещает вырезанный грунт. Такой прием работы грей-деров позволяет сокращать время простоев, связанное с перестановкой отвала и дополнительного оборудования в рабочее положение.
Последовательность операций профилирования по изложенной схеме и соответствующие углы установки отвала приведены в табл. 5.4.
5.4. Углы установки отвала и глубина резания при профилировании земляного полотна
5.5. Устройство корыта в готовом земляном полотне
/, 3, 5. 7 — зарезание грунта; 2. 4 — перемещение; 8 — разравнивание дна корыта: 9 — готовое корыто
Устройство корыта в земляном полотне. Корыто, предназначенное для укладки материалов дорожного основания (песка, гравия, щебня) и дорожного покрытия, представляет собой выемку глубиной до 0.35. 0.4 м вдоль оси земляного полотна.
В готовом полотне корыто устраивают (рис. 5.5), когда покрытие предполагают укладывать не сразу после возведения полотна.
Для устройства корыта грунт срезают из верхней части насыпи круговыми двусторонними проходами грейдера и перемещают на обочины. При 1-м проходе по оси корыта грунт срезают отвалом на 12. 15 см ниже отметки дна корыта и 2-м проходом этот грунт перемещают на обочину. 3-м — грунт вынимают при заглублении отвала на
3. 5 см ниже дна и расстоянии I м от оси корыта. 4-м проходом оба валика разравнивают на обочине, при 5-м -снимают грунт по границе края корыта и обочины. Угол наклона должен быть не более 6°, захвата 40. 45°. Грунт, сбрасываемый концом отвала, укладывают па обочину вприжим, уплотняя к месте перехода ее в корыто. Для четкого определения границы обочины при 5-м проходе целесообразно сделать разбивку борта корыта, выставив на расстоянии 15. 20 м колышки. При 6-м проходе окончательно отделывают стык обочины и корыта, а последующими двумя проходами отделывают и профилируют дно корыта. При этих операциях можно применять удлините, ‘П. отвала, что сокращает число проходов.
Если дорожную одежду предполагают укладывать вслед за возведением земляного полотна, то корыто под покрытие устраивают сразу. В зависимости от высоты насыпи возможны разные способы устройства корыта.
При невысоких насыпях (до 0,3 м) отсыпаемой из боковых резервов грунт не перемещают до оси полотна, а уклады по обочинам, придавая поверхности требуемый уклон. Грунт зарезают от бортов, перемещают его отвалом к оси дороги и одновременно разравнивают и планируют до заданного профиля. Угол захвата отвала при разравнивании должен составлять (> — площадь резерва; К„ — коэффициент перекрытия проходов при резании грунта (/(„= 1,2. ..1,7); число проходов для перемещения вырезанного из резерва грунта
где n1|—число проходов при резании грунта; n2-число проходов при перемещении грунта; t tр — время, необходимое для разворотов грейдеров на концах участка (tР= 20. 25 с); υ1] — скорость движения грейдера при резании грунта (1,5. 2,5 км/ч); υ2— скорость движения грейдера при перемещении грунта (4,0. 4,5 км/ч).
При возведении насыпей, разработке выемок, устройстве дорожных оснований и выполнении других больших объемов работ техническая производительность определяется
где рс— площадь сечения стружки, срезаемой _ за один проход, м ; (табл. 5.5); I* — длина захватки, км; о,, — средняя рабочая скорость грейдеров (3. 3.5 км/ч); п — число проходов. Сменную эксплуатационную производительность грейдера определяют по формуле |
5.9. Нарезка и планировка кюветов при рабочем ходе автогрей)деров в двух направлениях (без холостого хода*)
* При рабочем ходе в одном направлении, выработка примерно на 10 . 25% ниже (большие значения для длины участка св. 300 м ).
Дата добавления: 2016-07-05 ; просмотров: 5625 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Всё об асфальтировании / Справочник / Грейдер (автогрейдер)
Общие сведения о грейдере
Грейдер — самоходная, прицепная или полуприцепная землеройно-транспортная машина циклического действия с ножевым рабочим органом, предназначенная для послойного отделения грунта от массива и его перемещения к месту укладки. Является одной из основных дорожно-строительных машин.
В дорожном строительстве различные типы грейдеров применяются в качестве основного средства механизации для профилирования и планировки покрытий и насыпей из грунта, песка, гравия, щебня, асфальтовой крошки и других материалов в процессе строительства, ремонта и асфальтирования автомобильных дорог.
Грейдерирование — процесс профилирования и/или планировки покрытия с помощью грейдерной техники.
Грейдерист — машинист 4-6 разряда осуществляющий управление автогрейдером.
Назначение и область применения грейдерной техники
Главным назначением грейдерной техники является послойная разработка грунтов I–IV категории и их перемещение на расстояние до 100 метров. Помимо этого, грейдер применяется для выполнения следующих работ:
- перемещения сыпучих дорожно-строительных материалов;
- возведения невысоких насыпей (до 1 метра);
- разработки и перемешивания материалов на начальных стадиях подготовки строительных площадок;
- профилирования и планировки грунтовых поверхностей и щебеночно-гравийных покрытий;
- профилирования и планировки откосов насыпей и откосов выемок;
- прокладки и очистки водосточных канав и кюветов;
- разрушения прочных грунтов и твердых покрытий;
- очистки дорог и территорий от снега и льда;
- удаления растительного слоя грунта.
Все вышеперечисленные работы выполняются основным рабочим органом грейдера — грейдерным отвалом. Установка на грейдер дополнительного оборудования позволяет существенно расширить сферу его применения. К дополнительному грейдерному оборудованию относятся:
- Кирковщик (рыхлитель) — навесной механизм, снабженный одним или несколькими зубьями. Используется для предварительного рыхления плотных грунтов, а также демонтажа асфальтобетонного покрытия.
- Бульдозерный отвал — размещается перед передними колесами автогрейдера и используется для сгребания и перемещения грунта, а также других дорожно-строительных материалов.
- Откосник — устанавливается непосредственно на грейдерный отвал. Применяется для обработки кюветов и канав, планировки откосов насыпей и откосов выемок.
- Удлинители и уширители отвала — дополнительное оборудование навешиваемое на грейдерный отвал с целью увеличения объема перемещаемого и разравниваемого грунта.
- Плужный снегоочиститель — используется для очистки дорожных покрытий и территорий от снега.
Грейдеры имеют достаточно широкую сферу применения. Они могут применяться в ирригационном, мелиоративном и гидротехническом строительстве, сельском и лесном хозяйстве, коммунальной сфере, железнодорожном и аэродромном строительстве. Однако главной областью применения грейдеров является дорожное строительство.
В дорожно-строительной отрасли различные виды грейдеров и автогрейдеров используются в качестве основного средства механизации при выполнении земляных работ, устройстве оснований дорожных одежд из необработанных битумом материалов, а также, в качестве вспомогательного средства при ремонте и асфальтировании дорог.
Применение грейдерной техники играет важную роль не только при строительстве дорог, но и при их последующем содержании. Грейдеры задействуются для очистки дорожного покрытия от снега и снежного наката, периодического профилирования и планировки грунтовых и щебеночно-гравийных дорог.
Принцип работы грейдера
Рабочий процесс грейдера схож с рабочим процессом бульдозера, оборудованного поворотным в плане отвалом. Нижняя рабочая кромка ножа грейдерного отвала погружается в слой грунта, гравия, щебня, асфальтобетонного или другого дорожного покрытия на нужную глубину. После этого отвал перемещает массу материала в направлении движения грейдера. Скорость движения грейдера при срезании грунта до 10 км/ч, при перемещении — до 30 км/ч.
Грейдеры эффективны при длине рабочих участков более 500 метров. На коротких участках эффективность грейдеров снижается из-за увеличения числа разворотов машины и перестановок рабочего органа. При возведении насыпей из боковых резервов грейдеры эффективно применять при дальности перемещения грунта до 30 метров.
При работе грейдера важное значение имеет правильное положение отвала, определяемое величиной угла захвата, угла резания и угла наклона. Углы захвата и наклона грейдерного отвала могут изменяться в процессе движения грейдера, а угол резания должен устанавливаться во время остановки грейдера.
Для повышения точности планировочных работ на автогрейдер может устанавливаться автоматическая система управления отвалом, которая с помощью соответствующих датчиков контролирует продольный уклон машины, поперечный уклон отвала и угол поворота отвала.
По способу задания проекта на местности такие системы подразделяются на 2D и 3D. Использование 2D систем требует закрепления на местности проектных направлений и отметок. Для этого используются монтажные струны, фиксирующие направление работ и копирующие положение проектного профиля или лазерные построители плоскости, создающие на объекте ровные опорные поверхности.
Грейдер, оснащенный системой 3D, может свободно перемещаться по всему рабочему объекту, автоматически создавая проектную поверхность на местности с точностью до 1–2 см в плане и по высоте с выдержкой проектных уклонов. В 3D-системах в качестве основных измерительных средств могут использоваться роботизированные электронные тахеометры и/или приемники сигналов спутников GPS/ГЛОНАСС.
Классификация грейдеров
По способу передвижения
- Автогрейдер — самоходный пневмоколесный грейдер. Современные автогрейдеры изготовляют по единой принципиальной схеме в виде трехосных (редко двухосных) машин с полноповоротным отвалом. Несущая часть автогрейдера — хребтовая рама, на ней устанавливается двигатель с трансмиссией, кабина, тяговая рама и поворотный круг. Передний мост может устанавливаться с поперечным наклоном, что повышает устойчивость машины при работе с косоустановленным в плане отвалом.
- Прицепной грейдер. Данный тип грейдера состоит из хребтовой рамы с двумя колесными осями, из которых передняя посредством дышла соединяется с трактором-тягачом. Прицепные грейдеры значительно уступают автогрейдерам в производительности, маневренности и транспортной скорости. Кроме того, для работы прицепного грейдера с механическим управлением требуются 2 человека (машинист трактора и машинист грейдера), а не один, как в случае с автогрейдером.
- Полуприцепной грейдер. В полуприцепном исполнении у грейдера отсутствует передняя ось с дышлом и оголовок его рамы присоединяется шаровым шкворнем к буксирующей скобе трактора.
- Навесной/Подвесной грейдер.
По массе
- Легкие — до 9 тонн. Глубина резания до 20 см. Применяются для профилирования грунтовых дорог: срезания неровностей, устранения колейности и придания земляному полотну правильного поперечного профиля.
- Средние — до 13 тонн. Глубина резания до 25 см. Помимо профилирования грунтовых дорог, используются также для разравнивания песка и гравийно-щебеночных материалов при устройстве дорожных оснований, создания насыпей из боковых резервов, планировки откосов.
- Тяжелые — до 19 тонн. Глубина резания до 50 см. Используются для выполнения земляных работ в тяжелых грунтовых условиях (возведение насыпей из боковых резервов в тяжелых грунтах, устройство корыта в земляном полотне под дорожное основание, выполнение земляных работ при уширении проезжей части дорог), а также при наличии больших объемов работ.
- Особо тяжелые — более 19 тонн.
По количеству осей
- Одноосные (полуприцепные)
- Двухосные
- Трехосные
По количеству отвалов
- Одноотвальные
- Многоотвальные
По типу управления рабочими органами
- С механическим управлением
- С гидравлическим управлением
- С комбинированным управлением (редукторно-гидравлическим или пневмоэлектрическим)
Грейдер-элеватор — землеройно-транспортная машина, используемая для послойной разработки грунта с помощью рабочего органа в виде ножа или совка и перемещения его ленточным конвейером или метателем в отвал или транспортные средства. Применяются для возведения невысоких насыпей автомобильных и железных дорог из боковых резервов преимущественно в равнинной местности, разработки выемок с перемещением вынутого грунта в отвал, устройства полунасыпей на косогорах и рытья небольших каналов для орошения земель.
Грейдер
Гре́йдер (англ. grader , от англ. grade — нивелировать, выравнивать) — прицепная или самоходная машина для планировки и профилирования площадей и откосов, разравнивания и перемещения грунта, снега или сыпучих строительных материалов.
Выполнение всех функций грейдера происходит с помощью специального рабочего органа — отвала с ножом, который смонтирован на раме машины. Его можно поднимать, опускать, поворачивать в горизонтальной и вертикальной плоскости.
Самоходные грейдеры носят также название автогрейдеры. Отвал автогрейдера снабжен механическим или гидравлическим управлением, приводимым в действие от двигателя.
Иногда на автогрейдере устанавливается вспомогательный орган — кирковщик, который состоит из 7—11 зубьев, предназначенных для разрушения дорожных одежд и покрытий при ремонте дорог.
Грейдеры применяются при строительстве и содержании дорог, аэродромов, в сельском хозяйстве.
Первые автогрейдеры в СССР (модель В-1) были выпущены в 1947 году Пайдеским заводом дорожных машин (тогда — Механической центральной ремонтной мастерской). Конструктором грейдера был Арнольд Вольберг, основой для него послужил грузовой автомобиль ГАЗ-АА [1] [2] [3] .
Длина ножей грейдеров, выпускаемых в СССР, а впоследствии и в России — 2,5—4,5 м; производительность 45 м 3 /ч.
Автоматика нивелирования для автогрейдера [ править | править код ]
Автогрейдеры-черты, имеющие объемный гидравлический привод регулировки положения отвала, могут оснащаться автоматическими системами нивелирования, применение которых облегчает работу оператора и позволяет добиться необходимых параметров профилируемой поверхности за меньшее число проходов грейдера, что повышает технико-экономические показатели машины.
Рекордсмены [ править | править код ]
Самый большой из когда-либо созданных в мире грейдеров — Acco Grader итальянской компании Umberto Acco Company. Был выпущен в единственном экземпляре. Весил 160 тонн, имел два двигателя Caterpillar, суммарная мощность которых составляет 1700 л.с. Мотор на 1000 л.с. находился в задней части машины, на 700 л.с. — в передней.
Первоначально «рекордсмена» построили для экспорта в Ливию. Однако из-за действовавших в то время ограничений на торговлю с Ливией машину так и не доставили заказчику, да и после победы революции Каддафи последняя предпочла преимущественно советские машины ДЗ. В итоге машина оставалась на хранении в Италии (в основном как туристический аттракцион), а к сентябрю 2012 года была разобрана: отвал, кабина и задние колеса проданы, шасси разрезано на металлолом [4] .
detector