Как измерить крутизну откоса
Прибор для контроля крутизны откосов ремонтного котлована
Полезная модель относится к устройствам, используемых при строительстве и ремонте трубопроводов для контроля крутизны откосов ремонтного котлована. Технический результат выражается в повышении надежности получения результатов измерения при осуществлении контроля крутизны откосов ремонтного котлована. Прибор для контроля крутизны откосов ремонтного котлована содержит корпус, круглую шкалу, закрепленную на корпусе, указатель, установленный на оси в центре круглой шкалы с возможностью поворота, лазер. На корпусе размещен пузырьковый уровень, например, на верхнем краю корпуса. Лазер размещен на указателе таким образом, что его луч находится в плоскости, перпендикулярной круглой шкале и в которой расположен конец указателя. 1 нез.п. ф-ты, 3 изобр.
Полезная модель относится к устройствам, используемых при строительстве и ремонте трубопроводов для контроля крутизны откосов ремонтного котлована.
Ближайшим аналогом является Угломер, содержащий корпус, круглую шкалу, закрепленную на корпусе, указатель, установленный на оси в центре круглой шкалы с возможностью поворота, лазер (см. например, http://all-make.ru/raznye/163-prostejshij-uglomer-svoimi-rukami.html).
Недостатком ближайшего аналога является наличие отвеса с грузом, который в полевых условиях подвержен воздействию ветра и не обеспечивает точную индикацию горизонтали или вертикали, относительно которых измеряют угол поворота лазера, луч которого направлен в точку, угол направления на которую необходимо измерить.
Технический результат выражается в повышении надежности получения результатов измерения при осуществлении контроля крутизны откосов ремонтного котлована.
Сущность заявленного Прибора для контроля крутизны откосов ремонтного котлована заключается в том, что он содержит корпус, круглую шкалу, закрепленную на корпусе, указатель, установленный на оси в центре круглой шкалы с возможностью поворота, лазер, и отличается от ближайшего аналога тем, что на корпусе размещен пузырьковый уровень, лазер размещен на указателе таким образом, что его луч находится в плоскости, перпендикулярной круглой шкале и в которой расположен конец указателя.
Сущность технического решения поясняется чертежами, где:
на фиг.1 — вид спереди;
на фиг.2 — вид сбоку;
на фиг.3 — вид сзади.
Прибор для контроля крутизны откосов ремонтного котлована содержит корпус 1, круглую шкалу 2, закрепленную на корпусе 1, указатель 3, установленный на оси в центре круглой шкалы 2 с возможностью поворота, лазер 4 (фиг.1, 2, 3). На корпусе 1 размещен пузырьковый уровень 5, например, на верхнем краю корпуса (фиг.1, 2, 3). Лазер 4 размещен на указателе 3 таким образом, что его луч находится в плоскости, перпендикулярной круглой шкале 2 и в которой расположен конец указателя 3 (фиг.1, 2). На конце оси указателя 3 с задней стороны корпуса 1 расположена на винтовой резьбе гайка 6, обеспечивающая при закручивании фиксацию положения указателя 3 относительно круглой шкалы 2.
Уровень 5 предназначен для обеспечения расположения корпуса 1 таким образом, что чтобы крайние риски круглой шкалы 2 были расположены в горизонтальной плоскости. Лазер 4 предназначен для получения светового пятна его луча в точке, угол направления в которую от лазера необходимо определить. В отдельных случаях луч лазера 4 может быть смещен на незначительное расстояние от плоскости перпендикулярной круглой шкале 2 и проходящей через конец указателя 3 и ось вращения указателя 3, но обязательно должен быть параллелен этой плоскости.
На задней стороне корпуса 1 может быть расположена справочная таблица с указанием требуемых углов откосов (крутизны) для разных типов грунтов и глубин ремонтных котлованов.
Работа с прибором осуществляется следующим образом.
Включают лазер 4 за пределами газоопасной зоны, если таковая имеется.
Располагают прибор на штативе на расстоянии приблизительно 0.5 — 0.7 метра от края котлована и на высоте около 1.5 метра от уровня земли. Штатив должен иметь головку с двумя степенями свободы, т.е. с возможностью поворота прибора в горизонтальной и вертикальной плоскости.
Настраивают прибор, выполнив следующие действия:
— выставляют указатель 3 (фиг.1) так, чтобы он совпадал со штрихом на круглой шкале 2, равным требуемому углу откоса котлована (в зависимости от типа грунта и глубины котлована согласно требованием нормативно-технической документации);
— выставляют прибор вертикально по уровню 5 так, чтобы пузырек уровня 5 находился на середине.
Для проведения контроля необходимо двигать прибор посредством штатива вверх-вниз по вертикали и вперед-назад по горизонтали до тех пор, пока луч лазера 4 как можно точнее попадет в точку, расположенную на дне котлована в месте пересечения дна котлована и плоскости откоса. Если луч лазера попадет в указанную точку на дне котлована проходя почти касаясь верхнего края котлована или на небольшом расстоянии от него, то угол откоса котлована меньше или равен заданному и крутизна откоса соответствует требуемой. В противном случае крутизна откоса не соответствует требуемой и необходимо срезать грунт для уменьшения угла откоса и повторить операцию контроля.
Прибор для контроля крутизны откосов ремонтного котлована, содержащий корпус, круглую шкалу, закрепленную на корпусе, указатель, установленный на оси в центре круглой шкалы с возможностью поворота, лазер, отличающийся тем, что на корпусе размещен пузырьковый уровень, лазер размещен на указателе таким образом, что его луч находится в плоскости, перпендикулярной круглой шкале и в которой расположен конец указателя.
Дорожная рейка РДУ-Андор
37 600 руб. |
Запросить счет
Рейка дорожная РДУ-АНДОР предназначена для контроля неровностей поверхностей оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов, уклонов проезжей части и обочин дорог; крутизны откосов и насыпей при строительстве и ремонте автомобильных дорог и аэродромов; толщины покрытий; отклонений от прямолинейности.
Основные характеристики
- Длина в разложенном виде 3 м.
- 2-процентное деление шкалы измерительной головки.
- Ребра жесткости на внутренней стороне конструкции.
- Работа при температурах от -50 до +50°C.
- Масса 10 кг.
Ампула уровня помещена в цельнометаллический корпус, что обеспечивает прочность и долговечность уровня. Лазерная гравировка шкалы лимба, с указанием цены деления позволяет более удобно и точно производить измерения углов наклона. Клиновой шаблон имеет две шкалы: для измерения просвета под рейкой (мм) и для определения толщины дорожного покрытия (см). Новая конструкция винта стяжки (удлинение; накатка головки; подпружиненный палец, самофиксирующийся в нужном положении) позволяет быстро, удобно и надежно производить сборку-разборку рейки. Усовершенствованная конструкция шарниров сохраняет прямолинейность рабочей поверхности рейки при её многократной сборке и разборке из транспортного положения в рабочее. Благодаря плоской рабочей поверхности на ней не залипают гудрон, камни, грязь, асфальтобетон и т.д. Улучшенный сплав полотна.
Продуманная конструкция
Все три секции скрепляются между собой специальными винтами с удлиненной рифленой головкой и самофиксирующимся подпружиненным пальцем для комфортной фиксации. Шарниры дорожной рейки РДУ АНДОР расположены во внутренней стороне корпуса, что позволяет надежно зафиксировать инструмент в рабочем положении. При этом для облегчения веса всего прибора в шарнирах сделаны технологические отверстия.
Гальваническое покрытие корпуса
Обеспечивает прочность конструкции дорожной рейки и, вместе с тем, невосприимчивость к повреждениям от механических воздействий при использовании на грунтовых, бетонных и иных жестких поверхностях или от возможных падений. При этом такое покрытие защищает рейку от прилипания пыли и грязи.
Характеристики
Длина в рабочем состоянии | 3000 ± 2 мм |
Отсчетное устройство | измерительная головка |
Цена деления шкалы (дискретность) отсчетного устройства | 2% |
Диапазон измерения уклонов | 0 — 100% |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерения уклонов | 3% |
Значение углов наклона при измерении крутизны откосов | 1:3 (18°26´), 1:2 (26°34´), 1:1,5 (33°41´), 1:1 (45°) |
Погрешность при измерении откосов | ±2°3′ |
Диапазон измерений просветов под рейкой | 0,5 — 15 мм |
Погрешность измерений просветов под рейкой | ±0,2 мм |
Диапазон измерений толщины покрытий | 0 — 150 мм |
Погрешность измерений толщины покрытий | ±0,5 мм |
Допустимая температура эксплуатации | -50°C — +50°C |
Допустимая температура хранения | -60°C — +50°C |
Масса | 10 кг |
Комплектация
Дорожная рейка РДУ-АНДОР, клиновой промерник, чехол.
Видеообзор дорожной рейки РДУ-АНДОР
ЦПИ 22/41
Документ: | ЦПИ 22/41 |
Название: | Методические указания по применению типовых технических решений оперативного восстановления земляного полотна |
Начало действия: | 1997-12-25 |
Дата последнего изменения: | 2008-07-10 |
Вид документа: | ЦПИ |
Область применения: | В Методических указаниях приводятся типовые технические решения по оперативному восстановлению земляного полотна при аварийных деформациях в виде смещений, откосов насыпей и размывов земляного полотна, даются рекомендации по их применению и технологии восстановления. Методические указания предназначены для всех работников и организаций, занятых оперативным восстановлением земляного полотна при его аварийных деформациях. |
Разработчики документа: | МГУПС(4), |
Было установлено, что в 80 % случаев аварийные деформации приводят к полным отказам и в 20 % — к частичным с ограничением скорости движения до 5-40 км/ч. При полных отказах перерывы в движении поездов наиболее вероятны на 10-20 ч (65 % всех случаев), однако в 11,5 % случаев они составляют 100 ч и более.
Основными причинами аварийных деформаций откосов высоких насыпей являются переувлажнение их грунтов, в том числе балластных шлейфов. Причины размывов — воздействие ливневых и продолжительных дождей, паводков, прорывов водохранилищ и прудов и др.
Обоснование приводимых в МУ типовых технических решений по оперативному восстановлению деформированного земляного полотна произведено путем обобщения фактического материала об аварийных деформациях на сети железных дорог, а также математического и физического моделирования насыпей при их различных высотах и очертаниях, разных грунтах и их состояниях (консистенции), различных уровнях димических поездных нагрузок.
В результате рассмотрения нескольких сотен вариантов были обоснованы 19 интегрированных типовых технических решений для восстановления земляного полотна при его аварийном деформировании и 12 технологических карт по оперативному восстановлению.
Приведенные в МУ технические решения по сути дела являются групповыми в соответствии с СТН Ц-01-95 «Железные дороги колеи 1520 мм».
Настоящие МУ прошли экспертизу по частям и в целом и получили положительную оценку со стороны ряда железных дорог.
Методические указания разработаны в МГУПСе д-ром техн. наук, проф. Виноградовым В.В., д-ром техн. наук, проф. Яковлевой Т.Г., канд. техн. наук, доц. Фроловским Ю.К., канд. техн. наук, доц. полковником Токаревым П.М.
В работе по обоснованию МУ приняли участие науч. сотр. Моргуненко В.И., инженеры Анисимова Н.Д, Виноградова Г.А., Иванов Д.И., Васючкова Л.В., механик Бурцев С.Е.
1. ТИПОВЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ И МЕХАНИЗИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ОПЕРАТИВНОМУ ВОССТАНОВЛЕНИЮ ВЫСОКИХ НАСЫПЕЙ
1.1. ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ВЫСОКИХ НАСЫПЕЙ
1.1.1. Насыпи высотой до 6 м
Технические решения по восстановлению насыпей высотой до 6 м, интегрированные для четырех групп условий, представлены в табл. 1.1. Решения даны в схемах, т.е. не для конкретных высот насыпей, а для всех высот до 6 м включительно. Штриховой линией показаны контуры не разрушенной насыпи, схема разрушения показана условно, она лишь говорит о том, что насыпь деформирована, а конкретное очертание поверхности смещения непредсказуемо и выявляется только лишь во время деформирования.
На схемах тонкими линиями даны технические решения, достаточные для пропуска поездов со скоростью 5 км/ч, жирными — решения, обеспечивающие полную устойчивость откосов при пропуске поездов с любыми установленными скоростями.
Высота полок контрбанкетов дается в долях от высоты насыпей.
Крутизна откосов не восстановленной насыпи измеряется в верхней ее части. Откосы считаются крутыми при показателе крутизны m ≤ 1, при m > 1 откосы считаются средней крутизны.
К супесям и суглинкам относятся все разновидности грунтов, относящиеся к соответствующей номенклатуре.
При прочном основании и крутых откосах для насыпей, сложенных тугопластичным суглинком, восстановление может быть осуществлено без контрбанкетов, простым восстановлением и досыпкой откоса до крутизны 1:2 при уширении основной площадки до величины, соответствующей расстоянию b /2 м от оси крайнего пути, где b /2 — половина нормируемой ширины основной площадки однопутной насыпи в соответствии с требованиями СТН Ц-01-25 (см. табл. 1.1). При восстановлении насыпи ширина обочины не должна быть менее 0,5 м. Если деформированный откос находится с наружной стороны кривой, то b /2 увеличивается на величину уширения (СТН Ц-01-25).
Такое же решение возможно при откосах средней крутизны, суглинках туго- и мягкопластичной консистенции и супесях твердой и пластичной консистенций.
Если же при этом при крутых откосах суглинок имеет мягкопластичную консистенцию, а супесь твердую и пластичную, то необходима берма минимальной шириной 4 м с высотой полки 3/5 Н от уровня основания (см. табл. 1.1). Однако для пропуска поездов со скоростью 5 км/ч достаточно восстановить откос, как это показано в табл. 1.1, простой досыпкой грунта с обеспечением уклона 1:2.
Как измерить крутизну откоса
При использовании материалов с сайта ссылка на источник обязательна!
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ КРУТИЗНУ СКЛОНА
Нередко в туристских отчетах при описании перевалов встречаются упоминания о 45-градусных снежных склонах большой протяженности, пройденных с одновременной страховкой за 15—20 мин. На некоторые перевалы, если верить очевидцам, ведут крутые (50—60°), подрезанные бергшрундом ледовые склоны длиной 150—200 м, пройденные на кошках с одновременной страховкой! Что это — техническая безграмотность или неоправданное лихачество, тем более что первое описание относится к перевалу 1Б, а второе — 2А, преодоленным в походах 2-й и 3-й категории соответственно? Если верить авторам отчетов, первый перевал надо оценить минимум как 2А, а второй — 2Б. Значит, ошиблась МКК, определяя сложность заявленных маршрутов, и оба похода засчитывать нельзя?
Но не будем спешить с выводами. Скорее всего в отчетах неверно указана крутизна склонов. В обоих случаях она не выше 25—30°, как у эскалаторов метро, а лед в последнем случае был рыхлым и ноздреватым, что гарантировало самозадержание.
В чем же причина ошибок авторов отчетов? Таких причин несколько. Во-первых, традиция: кто-то дал неверную крутизну в своем отчете, и теперь она тиражируется всеми, кто пользуется его материалами. Во-вторых, как известно, у страха глаза велики, отсюда и завышение крутизны склона. В-третьих, некоторые делают так, пытаясь оправдать завышение сложности перевала, что особенно характерно для участников чемпионатов и первопроходцев. Первопроходцам принято верить на слово, и пройдет не один год, прежде чем категорию сложности, внесенную в перечень перевалов, приведут в соответствие с его истинной сложностью. В-четвертых, далеко не все умеют правильно определять крутизну на глаз или с помощью простейших подручных средств.
Разберемся в этом последнем. Для начала попробуем определить крутизну, вернее, угол наклона окружающих предметов. Например, лестница в нашем доме. Ее крутизну мы, как правило, не замечаем, считаем небольшой. И верно, она составляет всего 25—28°. А теперь попробуем взобраться на детскую горку во дворе. Не так-то это просто! Значит, она гораздо круче? Ничуть не бывало — почти те же 25—30°!
Итак, оценка крутизны на глаз весьма субъективна. Она зависит от сложности пути, от его протяженности и видимой опасности. Так, склон, подрезанный трещиной, видится круче ровного, снежный склон воспринимается положе ледового, скальный склон кажется много круче, если на нем встречаются вертикальные стенки, даже когда их легко обойти. Смотрящему вниз, особенно с горизонтальной площадки перевала, крутизна представляется большей, чем смотрящему вверх. Особенно трудно оценить крутизну верхних, удаленных от наблюдателя участков. Крутизна, оцененная при взгляде «в лоб», значительно выше той, которую назовут стоящие на боковых склонах или на соседних перевалах, расположенных в боковых хребтах. Например, простенький перевал Койавганауш (1А) со стороны Местийской хижины выглядит отвесной стеной, хотя с седловины перевала Тренировочный он кажется довольно безобидным. Избежать субъективности в оценке помогут простейшие подручные средства.
Проще всего оценить крутизну с помощью лыжной палки или ледоруба. Возьмите ледоруб или палку так, чтобы их острие коснулось склона возле вашего ботинка (рис. 1), а затем поднимите руку горизонтально. Если при этом острие коснулось склона, ваше тело до плеча, рука с ледорубом и склон образуют равнобедренный прямоугольный треугольник и крутизна склона соответственно составляет 45°. Если острие не достигает склона на длину ледоруба (рис. 2), тангенс угла, образованного поверхностью склона и горизонталью, составляет 2/3, что соответствует крутизне около 30° (точнее, 33,7°). Если, стоя вертикально, можно коснуться склона рукой (рис. 3), тангенс угла наклона равен 2/1 что соответствует примерно 60°.
Однако в последнем случае надо помнить, что на крутом склоне человек инстинктивно пытается прижаться к нему, поэтому коснуться склона рукой нередко удается при крутизне 45—50°. Так рождаются туристские «охотничьи» рассказы. Склоны порядка 60° воспринимаются как отвесные, а покорители склонов в 75—80° не редко приносят реляции о преодолении «отрицаловок», поскольку при движении по такому склону человек отклоняется от вертикали в сторону долины (рис. 4).
Ошибки резко возрастают при движении по глубокому снегу. Если снега по колено, то на склоне в 45°, даже стоя вертикально, можно дотянуться до него рукой (рис. 5), а на склоне в 30° — ледорубом, что создает иллюзию большой крутизны. Особенно сильно сказывается глубокий снег при движении вверх по склону: резко увеличивая нагрузку на тропящего, снег создает психологический эффект дополнительной крутизны.
Наиболее точно можно определить крутизну склона угломером. Удобен, например, горный (геологический) компас. Этот прибор имеет один, а иногда и два отвеса, угломерные шкалы и визирные устройства. В литературе рекомендуются самодельные угломеры из школьного транспортира с отвесом. Но, пожалуй, наиболее доступен и удобен в походных условиях жидкостной компас для спортивного ориентирования. Как правило, из-за перепадов температуры и давления в жидкостном компасе возникают пузырьки. Они-то и могут вместо отвеса указывать крутизну склона.
Установите линию север — юг (нулевое деление) подвижной шкалы перпендикулярно длинной стороне подставки компаса (рис. 6) и визируйте вдоль нее параллельно склону. Пузырек установится строго по вертикали, и угол между ними и нулевым делением укажет крутизну склона. Не ставьте компас прямо на склон, поскольку небольшая неровность может сильно исказить истинную крутизну. Но и при определении крутизны протяженного склона визированием можно получить только ее среднее значение. На отдельных участках возможны заметные отклонения.