Nmexpertiza.ru

НМ Экспертиза
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как крутизна откоса зависит от высоты насыпи

От чего зависит крутизна откосов насыпи, выемки? В каких случаях допускается повышать крутизну откосов насыпи?

От чего зависит крутизна откосов насыпи, выемки?

Зависит от: вида грунта, высоты насыпи и глубины выемки с учетом инженерно-геологических, гидрологических и мерзлотных условий, а также способа производства работ и метода укрепления откосов сложных инженерно-геологических и гидрогеологических условиях.

Крутизну откосов земляных сооружений назначают в соответствии с проектом. При нормальных условиях крутизну откосов можно назначать в соответствии с табличными данными.

В каких случаях допускается повышать крутизну откосов насыпи?

На ценных землях допускается увеличение крутизны откосов до предельных значений

Назначение боковых резервов и в каких случаях их можно устраивать?

Резервы – неглубокие выработки, из которых был взят грунт для отсыпки насыпи.

Резервы в дорожном строительстве применяются для отсыпки в тело земляного полотна пригодного грунта.

Грунт для насыпей, если он пригоден для отсыпки насыпей, берут из соседних выемок или так называемых резервов. Резервы одновременно служат для сбора и отвода от насыпей поверхностных вод, для чего им придают поперечный и продольный уклоны. Если резервов нет, то для защиты насыпи от притока воды по уклону местности с нагорной стороны устраивают водоотводную канаву.

Назначение боковых канав (кюветов).

В выемках и у насыпей с небольшими рабочими отметками для отвода воды, стекающей во время дождя и таяния снега с поверхности дороги и прилегающей к ней местности устраивают боковые канавы (кюветы). Эти канавы способствуют осушению верхней части земляного полотна.

Однако положительное действие боковых канав сказывается лишь при быстром удалении из них воды. При необеспеченном отводе воды и длительном ее застое канавы становятся источниками проникания воды в земляное полотно и его переувлажнения.

При водонепроницаемых грунтах и недостаточно удовлетворительных условиях поверхностного стока боковым канавам придают трапецеидальное сечение с шириной по дну 0,4— 0,5 м и глубиной до 0,7—0,8 м, считая от бровки насыпи. Откосам канав в выемках придают заложение 1 : 1,5, а у низких насыпей внутренний откос канав устраивают с заложением 1 : 3.

Если земляное полотно возводят в сухих местах с обеспеченным быстрым стоком поверхностных вод, а грунтовые воды расположены глубоко, боковые канавы устраивают в виде треугольных лотков глубиной не менее 30 см. Крутизна откосов лотков 1 :3 дает автомобилям возможность съезжать в случае необходимости с дороги.

Вода из боковых канав должна выводиться в пониженные места не реже чем через 500 м.

Для чего служит забанкетная канава? Для чего служит нагорная канава и где она устраивается?

канава, располагаемая между банкетом и отвалом, собирающая воду, которая может стекать с отвала в выемку.

Забанкетная канава глубиной и шириной по дну не более 0,3 м.

Откосы ее бывают одиночные или полуторные в зависимости от грунта; уклон дна устраивается по уклону местности, но не менее 0,005. Ввиду незначительного количества воды, протекающей по забанкетной канаве, откосы и дно ее от размыва защищать не приходится.

Нагорные канавы служат для перехвата воды, стекающей по косогору к дороге, и для отвода ее к ближайшим искусственным сооружениям, в резервы и в пониженные места рельефа.

Сечение нагорных канав рассчитывают по расходу воды, притекающей к ней. Нагорным канавам придают трапецеидальный поперечный профиль с наименьшей шириной по дну 0,5м. Минимальная глубина канавы 0,5 м, крутизна откосов 1:1,5, продольные уклоны не менее 3-5 ‰. При расчете длинных канав учитывают увеличение бассейна вдоль канавы по мере удаления от водораздела. Поэтому сечение нагорных канав обычно подбирают по отдельным участкам по мере возрастания площади водосборных бассейнов. Соответственно и площади бассейнов разбивают на участки. По этим участкам определяют максимальные расчетные расходы воды.Нагорные канавы трассируют на местности с таким уклоном, при котором вода не размывала бы грунт.

Если земляное полотно проложено по косогору в насыпи, то нагорную канаву располагают на расстоянии не менее 2 м от подошвы насыпи, а между ней и насыпью отсыпают берму с уклоном 20 ‰ к канаве ( рис а.)

При наличии кювета в насыпи и расположении дороги в выемке , во избежании оползня откосов из-за переувлажнения грунтов, нагорные канавы располагают на расстоянии не менее 5 м от внешнего откоса кювета или выемки (рис. б)

Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 1667 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Подготовительные работы при сооружении земляного полотна железной дороги (стр. 2 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Дороги I и II категорий

Дороги III – V категорий

Радиус кривой в м

Радиус кривой в м

На трассе БАМ земляное полотно на участке Лена – Тында протяженностью около 1700 км намечено сооружать сразу под два пути.

Часть насыпи и выемки, находящуюся выше уровня бровок, называют сливной призмой. Сливная призма на однопутных линиях имеет форму равнобедренной трапеции высотой 0,15 м и шириной поверху2,30 м.

Трапецеидальная форма сливной призмы на однопутных участках позволяет размещать на ней шпалы с рельсами для перевозки и укладки в путь балласта. Размер 2,30 м принят меньше длины шпалы(2,70 м) во избежание образования замкнутых углублений в сливной призме и предотвращения скапливания в них атмосферной воды и развития деформаций основной площадки.

На двухпутных линиях сливную призму делают в виде равнобедренного треугольника высотой 0,20 м с основанием, равным полной ширине земляного полотна. В скальных и дренирующих грунтах однопутное и двухпутное земляное полотно проектируют горизонтальным по всей ширине.

Высоту насыпи и глубину выемки (рабочие отметки) измеряют по оси земляного полотна. Высота насыпи определяется расстоянием от ее основания до уровня бровок, глубина выемки — расстоянием от уровня бровок до поверхности земли.

В горных условиях рабочие отметки достигают 10-20 м и более. Причем на долю таких насыпей и выемок приходится более 30% общего объема земляного полотна.

Откосам насыпей, выемок и других устройств задают определенную крутизну, обеспечивающую их устойчивости.

К р у т и з н о й о т к о с а называют отношение высоты откоса на каком-либо уровне к его заложению (горизонтальной проекции) на этом же уровне. Крутизну откоса выражают отношение 1:м, величину м называют

п о к а з а т е л е м к р у т и з н ы о т к с а.

Крутизна и форма откосов насыпей и выемок (прямолинейные или ломаные) зависят от их рабочих отметок и характеристики грунтов. Для типовых поперечных профилей крутизна откосов насыпей и выемок принята следующей:

Характеристика насыпей и выемок

Н а с ы п и из камня слабовыветривающихся скальных пород при высоте:

Н а с ы п и из крупного и средней крупности песка, гравия, гальки, щебнистых и дресвяных грунтов слабовыветривающихся пород при высоте до 12 м

Н а с ы п и высотой до 12 м из остальных горных для их возведения грунтов:

В верхней части высотой до 6 м

В ы е м к и глубиной до 12 м в глинах, суглинках, супесях, песках

В ы е м к и в слабовыветривающихся скальных грунтах

В ы е м к и в легковыветривающихся скальных грунтах

Для возведения насыпей грунт иногда берут рядом с насыпью, из верхних слоев земли. При этом образуется углубление, называемое

р е з е р в о м, который служит затем в качестве водоотвода.

Дну резервов придают продольный уклон не менее 0,002 и поперечный уклон не менее 0,02. Дно резерва при его ширине до 10 м проектируют односкатным с поперечным уклоном от земляного полотна, а при ширине более 10 м – двухскатным с уклоном от краев резервуара к его середине.

Откосы резервуаров проектируют не круче 1:1,5. воду из резервуаров выпускают в пониженные места. При поперечном уклоне местности круче, чем 1:10, резервы закладывают с нагорной стороны.

Между подошвой откоса насыпи (линией пересечения откоса насыпи с поверхностью земли) и внутренней бровкой резерва (линией пересечения откоса резерва с поверхностью земли) оставляют нетронутую полосу земли, называют е с т е с т е н н о й б е р м о й. ширину бермы назначают не менее 3 м, а со стороны строительства будущего второго пути – не менее 7,1м.

В выемках с обеих сторон от основной площадки устраивают

к ю в е т ы для сбора и отвода воды, стекающей с основной площадки и откосов выемки. Без кюветов разрешается устраивать выемки:

в дренирующих грунтах, а также в мелких песках, в районах с засушливым климатом, где возможно полное впитывание и испарение атмосферных осадков;

в слабовыветривающихся скальных породах, где для конструкции поверхностной воды, поступающей в выемку с откосом и основной площадкой, предусмотрена укладка бордюрных блоков (бетонных или из камня) вдоль полотна железных дорог;

в скальных породах при проектировании выемок с траншеями.

Кюветы делают трапецеидальной формы шириной по дну после укрепления не менее 0,40м и глубиной не менее 0,60м с откосами крутизной 1:1,5.

Продольный уклон кюветов принимают равным продольному уклону бровки выемки. В пределах выемок с продольным уклоном менее 0,002 кюветы проектируют с продольным уклоном, равным 0,002. в таких случаях в точках водораздела глубину кюветов разрешается уменьшать до 0,2м.

Читать еще:  Откосы или двери что сначала

Вместо глубоких кюветов с целью сокращения объема земельных работ по устройству выемки устраивают лотки. Их устраивают также в слабых водонасыщенных грунтах, в которых устойчивость откосов кюветов не может быть обеспечена.

В выемках глубиной до 12м в лёссовидных грунтах, лёссе и пылеватых суглинках, в песках мелких и пылеватых, в полускальных породах, в жирных глинах, а также в выемках глубиной до 6м в легковыветривающихся скальных породах между внешней бровкой кювета и подошвой откоса выемки устраивают з а к ю в е т н у ю п о л к у шириной не менее 1,0м. В выемках глубиной от 6 до 12м в легковыветривающихся скальных породах ширину закюветной полки принимают равной 2,0м.

Грунт из выемок иногда укладывают наопределенном расстоянии от их бровок в призму (к а в а л ь е р) высотой, как правило, до 3м. Между бровкой откоса выемки и кавальером с нагорной стороны отсыпают небольшой высоты треугольную призму (б а н к е т) с целью защиты выемки от попадания воды, стекающей с поверхности земли между кавальером и откосом выемки. Для перехвата воды, стекающей с кавальера и банкета, между ними устраивают з а б а н к е т н у ю к а н а в у с продольным уклоном не менее 0,005 и глубиной не менее 0,3м.

Устойчивость и прочность земляного полотна в процессе строительства и эксплуатации во многом зависят от наличия и состояния водоотводных устройств.

Вдоль насыпей и выемок устраивают к а н а в ы для перехвата поверхностной воды и отвода ее в пониженные места. Канаву, устраиваемую вдоль насыпи, называют в о д о о т в о д н о й, а канаву вдоль выемки –

н а г о р н о й. Пересечение откосов канавы с поверхностью земли образуют б р о в к и к а н а в ы (их, как и бровки резервы, называют в н у т р е н н е й и п о л е в о й).

Водоотводные и нагорные канавы проектируют трапецеидального поперечного профиля с минимальной глубиной и шириной по дну (после укрепления их откосов и дна) – 0,6м, а на болотах – 0,8м. Ширина и глубина канав достигают 2м. Продольный уклон канав принимают не менее 0,005, а на болотах не менее 0,002.

На участках с поперечным уклоном менее 0,02 при высоте насыпей менее 1,5м, а также на болотах водоотводные канавы проектируют с обеих сторон насыпи. Резерв в этих случаях не устраивают. Расстояние между подошвой откосов насыпи и внутренней бровкой продольных водоотводных канав принимают не менее 3м, а со стороны размещения будущего второго пути – не менее 7,1м.

Поверхности бермы между насыпью и канавой придают поперечный уклон в сторону канавы от 0,02 до 0,04.

Нагорные канавы размещают с нагорной стороны выемки. Минимальные расстояния от внутренней бровки нагорной канавы до отдельных элементов выемки принимают:

до бровки откоса выемки при отсутствии банкета и кавальера – 0,5м;

до полевой подошвы кавальера – 1 – 5м.

Н а с ы п и н а б о л т а х проектируют с учетом вида используемого грунта, высоты насыпи, глубины и типа болот.

Т и п б о л о т устанавливают в зависимости от строения, состояния и свойств торфа и других болотных отложений, слагающих болот как основание насыпи.

При проектировании и возведении насыпей различают болота трех основных типов:

б о л о т а I т и п а – заполненные торфом и другими болотными отложениями устойчивой консистенции, сжимающимися под воздействием насыпи высотой до 3м;

б о л о т а II т и п а – заполненные торфом и другими болотными отложениями разной консистенции, в том числе выдавливающимися под воздействием насыпи высотой до 3м;

б о л о т а III т и п а – заполненные илом и водой, в том числе при наличии торфяной корки (сплавины).

На болотах I типа насыпи высотой до 3м проектируют с расчетом на полное или частичное удаление торфа (в ы т о р ф о в ы в а н и е) из основания с заменой торфа минеральным грунтом в зависимости от глубины болота.

На болотах глубиной до 2м производят полное удаление торфа (рис. 2,а).

На болотах глубиной более 2м допускается частичное удаление торфа (рис. 2,б), при этом сумма высоты насыпи над поверхностью болота и глубины траншеи выторфовывания должна быть не менее 3,5м для дорог I и II категорий и не менее 3м – для дорог III категории при отношении общей высоты насыпи, включая величину ее ниже поверхности болота, к толщине уплотненного слоя торфа в основании насыпи не менее 2:1.

Крутизну откосов траншеи выторфовыванея назначают в зависимости от способа производства работ в пределах от вертикальных (1:0) до 1:0,5.

Насыпи на болотах II типа проектируют с расчетом полного удаления торфа устойчивой консистенции и посадки насыпи на минеральное дно, при этом откосы траншеи делают вертикальными, а на расстоянии не менее 2м от подошвы откоса насыпи устраивают канавы-торфоприемники шириной 2м и глубиной не менее 1м (рис. 3).

Насыпи на болотах III типа проектируют с посадкой их на минеральное дно с учетом предварительного удаления торфяной корки или без ее удаления (рис. 4).

О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса

Подписал: Председатель Правительства Российской Федерации В.В.ПУТИН
Принявший орган: Правительство Российской Федерации
Дата подписания: 02 сентября 2009

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 сентября 2009 г. N 717

О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса

(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.03.2011 N 153)

В соответствии со статьей 25 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса.

2. Установить, что нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденные настоящим Постановлением, не применяются в отношении документации по планировке территории, подготовленной до вступления в силу настоящего Постановления.

3. Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 N 153.

4. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2010 г.

Председатель Правительства Российской Федерации В. В.ПУТИН

Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2009 г. N 717

НОРМЫ ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И (ИЛИ) ОБЪЕКТОВ ДОРОЖНОГО СЕРВИСА

1. Для определения границ полосы отвода автомобильной дороги (далее — граница полосы отвода) в зависимости от категории автомобильной дороги, количества полос движения, высоты насыпей или глубины выемок, наличия боковых резервов, крутизны откосов земляного полотна, требований обеспечения безопасности движения и боковой видимости, а также других условий устанавливаются следующие нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса (далее — нормы отвода земель):

а) для автомобильных дорог, располагаемых на насыпях, — согласно приложениям N 1 — 7;

б) для автомобильных дорог, располагаемых в выемках, — согласно приложениям N 8 — 14.

2. Определение границ полосы отвода в соответствии с нормами отвода земель согласно приложениям N 1 — 14 к настоящим нормам и приложению N 15 не производится применительно к участкам автомобильных дорог:

а) требующих в соответствии с нормами проектирования автомобильных дорог, включая автомобильные дороги необщего пользования, индивидуальных проектных решений земляного полотна;

б) имеющих превышение максимальной высоты одного из откосов насыпи или глубины выемки 12 метров;

в) располагаемых на подходах к мостам, путепроводам и тоннелям;

г) располагаемых на затопляемых пойменных участках и пересечениях водоемов;

д) располагаемых в первой дорожно-климатической зоне, а также в горной и пересеченной с уклоном более 20 процентов местностях.

3. На участках автомобильных дорог, предусмотренных пунктом 2 настоящих норм, границы полосы отвода определяются расчетным путем при подготовке документации по планировке территории, проектной документации и результатов инженерных изысканий.

4. Для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель согласно приложениям N 1 — 15 к настоящим нормам, с каждой стороны автомобильной дороги предусматриваются земельные участки шириной не менее 3 метров.

5. Дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель согласно приложениям N 1 — 14 к настоящим нормам, расчетным путем при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации и проведении кадастровых работ определяются размеры и местоположение земельных участков, предоставляемых для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений, не предусмотренных нормами отвода земель согласно указанным приложениям, в частности транспортных развязок, укреплений русел у водопропускных труб, струенаправляющих дамб и траверсов, спрямлений русел и срезок у мостов, устройств берм для обеспечения устойчивости откосов земляного полотна, срезок грунта и рубок лесных насаждений для обеспечения видимости, испарительных бассейнов, раскрываемых выемок глубиной более 1 метра, автобусных остановок, подъездов, съездов, примыканий, дорог, носящих временный характер использования, пешеходных и велосипедных дорожек, переходно-скоростных и дополнительных полос движения, обустраиваемых в соответствии с нормативными требованиями, проездов для транспортных средств, используемых при содержании и ремонте автомобильной дороги, защитных и декоративных лесных насаждений и устройств, дублирующих участков дорог с необходимыми сооружениями, противооползневых, противоселевых, противолавинных, противошумовых и других защитных сооружений, закюветных полок, дополнительных полок или обочин шириной не менее 4 метров, элементов обустройства автомобильных дорог, зданий и сооружений линейной дорожной службы, объектов дорожного сервиса и других объектов, имеющих специальное назначение по обслуживанию дорог, иных сооружений, предусмотренных требованиями и условиями, включенными в проектную документацию при подготовке проекта акта выбора земельного участка или выполнении кадастровых работ.

Читать еще:  Арочный откос своими руками

6. Нормы отвода земель, необходимых для размещения пересечений и примыканий автомобильных дорог в разных уровнях, устанавливаются согласно приложению N 15 к настоящим нормам.

7. Границы полосы отвода, предоставляемой при необходимости для размещения снегозащитных лесонасаждений и устройств, устанавливаются в зависимости от объема снегоприноса с учетом предельного минимального расстояния от бровки земляного полотна автомобильной дороги до внешней границы снегозащитных лесонасаждений согласно приложению N 16.

8. Нормы отвода земель, необходимых для размещения производственных объектов, отдельных элементов обустройства автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса, устанавливаются согласно приложению N 17.

9. Нормы отвода земель, предназначенных для размещения карьеров (сосредоточенных резервов) грунта и предоставляемых во временное пользование, определяются расчетным путем при подготовке проектной документации с учетом требуемого объема грунта, возможной глубины разработки карьера, толщины вскрыши, вероятного недобора грунта в карьере, а также с учетом проекта рекультивации земель.

10. До подготовки документации по планировке территории и разработки проектной документации для определения границ полосы отвода, необходимой для размещения планируемых к строительству и реконструкции автомобильных дорог, могут быть использованы осредненные нормы отвода земель согласно приложению N 18.

11. Границы полосы отвода, определяемые согласно приложениям N 1 — 14 к настоящим нормам, предназначены для определения предельных минимальных размеров земельных участков, необходимых для размещения:

земляного полотна между низовыми кромками откосов насыпей или верховыми кромками откосов выемок;

двусторонних кюветов при высоте насыпей до 1,5 метра в условиях равнинной местности и до 2 метров в условиях пересеченной местности либо односторонних кюветов, располагаемых с верховой стороны насыпей при поперечном уклоне местности свыше 9 процентов;

нагорных канав и банкетов, располагаемых с верховой стороны выемки при поперечном уклоне местности свыше 9 процентов;

земельных участков, предназначенных для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог в пределах полосы отвода, шириной не менее 3 метров с каждой стороны дороги, откладываемых от подошвы насыпи или бровки выемки либо от внешней кромки откоса водоотводной канавы (кювета) или иных элементов (сооружений), указанных в пункте 5 настоящих норм.

Нормы отвода земель, не предусмотренные приложениями N 1 — 14 к настоящим нормам, определяются в соответствии с пунктом 5 настоящих норм.

12. В приложениях N 1 — 7 к настоящим нормам в норме отвода земель:

а) состоящей из 3 чисел:

1-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом обеспечения боковой видимости и включает прилегающие с каждой стороны к кромке проезжей части полосы шириной по 25 метров на автомобильных дорогах I — III категорий и по 15 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий;

2-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом устройства кюветов;

3-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом устройства боковых резервов шириной 10 метров и глубиной 0,5 метра, 1 метр и 1,5 метра соответственно, если указанные резервы являются постоянным конструктивным элементом земляного полотна;

б) состоящей из 2 чисел:

1-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом обеспечения боковой видимости и включает прилегающие с каждой стороны к кромке проезжей части полосы шириной по 25 метров на автомобильных дорогах I — III категорий и по 15 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий;

2-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом устройства кюветов;

в) состоящей из одного числа, число обозначает ширину полосы отвода с учетом обеспечения боковой видимости и включает прилегающие с каждой стороны к кромке проезжей части полосы шириной по 25 метров на автомобильных дорогах I — III категорий и по 15 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий.

13. Нормы отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода, для автомобильных дорог, имеющих крутизну откосов насыпей высотой до 3 метров на автомобильных дорогах I — III категорий и до 2 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий, не предусмотренные нормами отвода земель согласно приложениям N 1 — 7 к настоящим нормам, определяются расчетным путем при подготовке проектной документации.

14. Нормы отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода, предусмотренные приложениями N 1 — 14 к настоящим нормам, учитывают устройство двусторонних кюветов при высоте насыпи до 1,5 метра в условиях равнинной местности и до 2 метров в условиях пересеченной местности.

При расчете указанных норм отвода земель приняты следующие параметры кюветов:

для автомобильных дорог, располагаемых на насыпях:

форма кювета — трапецеидальная;

ширина дна кювета — 0,4 метра;

глубина кювета — 0,5 метра;

заложение внутреннего и внешнего откосов кюветов и боковых резервов соответствуют заложению откосов насыпи;

для автомобильных дорог, располагаемых в выемках:

форма кювета — трапецеидальная; ширина дна кювета — 0,4 метра;

глубина кювета — 1,2 метра от бровки земляного полотна;

заложение внутреннего откоса кювета соответствует заложению откосов насыпи для соответствующей категории автомобильной дороги.

При других значениях глубины кювета и крутизны его откосов ширину полосы отвода, предусмотренную приложениями N 1 — 14 к настоящим нормам, следует изменять в соответствии с пунктом 7 настоящих норм.

15. Нормы отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода автомобильных дорог I категории с полосами движения более 8, определяются расчетным путем с учетом требований, установленных настоящими нормами.

16. Определение границ полосы отвода применительно к автомобильным дорогам (участкам автомобильных дорог), входящим в состав маршрутов международных автомобильных дорог, осуществляется с учетом требований, установленных:

Европейским соглашением о международных автомагистралях (СМА), заключенным в г. Женеве 15 ноября 1975 г.;

Межправительственным соглашением по сети азиатских автомобильных дорог, заключенным в г. Бангкоке 18 ноября 2003 г.;

Протоколом о международных автомобильных дорогах Содружества Независимых Государств, подписанным в г. Москве 11 сентября 1998 г.

— Разместил/а 02 сентября 2009, 00:00, отредактировано 07 апреля 2018, 18:17

Типы земляных сооружений в строительстве

По своему назначению различаются следующие основные типы земляных сооружений: насыпи и выемки железных и автотранспортных дорог; плотины, дамбы, каналы. Насыпи и выемки котлованов, железных и автотранспортных

По своему назначению различаются следующие основные типы земляных сооружений:

насыпи и выемки железных и автотранспортных дорог;
плотины, дамбы, каналы.
Насыпи и выемки котлованов, железных и автотранспортных дорог
Дороги железные и автотранспортные должны иметь пологие подъемы и спуски или, иначе говоря, пологие продольные уклоны. Для этой цели приходится выравнивать поверхность земли с помощью насыпей и выемок.

Насыпи дорожные — это сооружение из отсыпанного на поверхности земли грунта с приданием ему определенных очертаний, как на рисунке 5 (а). Выемкам дорог также придается определенное профильное очертание, как на рисунке 5 (б).

Уклоном называется отношение между высотой превышения одной точки местности над другой и расстоянием между этими двумя точками, как на рис. 6:

Если разделить высоту АБ на длину БВ, то получим величину уклона линии местности АВ.

Если длина линии АБ равна 10 м, а длина БВ равна 100 м, то уклон будет равен 10_100=1/10 (0,1). Чаще всего уклоны измеряются в процентах. Если уклон равен 0,10, то можно написать, что он равен 10%.

Боковые поверхности насыпей и выемок делаются наклонными и называются откосами. Крутизна откосов зависит от высоты насыпи или глубины выемки и от того, из какого грунта возводится насыпь или в каком грунте закладывается выемка. Крутизна откоса должна быть не меньше естественного откоса грунта. Крутизна откоса обозначается дробью: 1:2, 1:1,5 и т. д. Это значит, что на каждый метр высоты насыпи (или глубины выемки) надо иметь 2 или 1,5 м заложения откоса, как указано на рисунке 7 снизу:

Верхняя точка откоса называется бровкой насыпи или выемки. Если насыпь отсыпается не из привезенного грунта, а из грунта взятого на месте, в непосредственной близости к насыпи, то такая выемка грунта для насыпи называется резервом. Резерв обычно закладывается с нагорной стороны в этом случае используется для отвода воды, проникающие к насыпи с нагорной стороны. Резервы закладываются и с двух сторон, если объем насыпи значителен.

Если грунт из выемки не транспортируется в полезную насыпь, то его укладывают в некотором расстоянии от выемки в насыпь, называемую кавальером. Кавальер можно увидеть на рисунке 5.

Для того чтобы в выемку и под основание насыпи не попадала поверхностная вода, с нагорной стороны устраиваются нагорные канавы, собирающие воду. Кроме того внутри самих выемок устраиваются канавы, собирающие воду, стекающую с откосов выемки. Называются эти канавы кюветами.

С нагорной стороны у насыпей и выемок устраиваются присыпки земли, не допускающие воду к сооружению. Эти присыпки называются банкетами (рис. 5).

Бермой называется площадка между бровкой выемки и подошвой откоса выброшенного из нее грунта или подошвой банкета или кавальера (рис 5).

Читать еще:  Длина стартового профиля для откосов

Плотины, дамбы и каналы
Для того чтобы поднять уровень воды на реках и иных водостоках, устраиваются плотины. Плотины могут устраиваться из различных материалов, в частности из земли. На рис. 8, снизу, дан поперечный разрез по земляной плотине. На нем показаны все основные части плотины.

Для того чтобы вода не просачивалась через тело плотны, надо сооружать плотину из водонепроницаемых грунтов (глина). Отсыпается глина по слоям толщиной 10-20 см в каждом слое и тщательно трамбуется тяжелыми катками. Откосы плотины со стороны воды должны укрепляться каменной наброской или другими способами.

Дамбы служат для защиты населенных мест или промышленных предприятий и сооружений от затопления во время разливов рек. Дамбы — это обычная насыпь, достигающая иногда значительных размеров. Устраиваются дамбы вдоль берегов рек или ручьев.

В настоящее время широко развито строительство каналов. Каналы строятся для соединения и развития судоходных путей. Такими каналами являются построенные за последние годы Беломорско-Балтийский канал и канал Москва-Волга. Кроме того каналы роются в безводных местностях для их орошения, например арыки в Средней Азии, или сооружаются для осушения болотистых мест.

На рис. 9 дан поперечный разрез по судоходному каналу и показаны основные его части.

Плотины, дамбы и каналы называются гидротехническими сооружениями.

Строительство этих сооружений производится с возможно большим применением механизации работ.

Как крутизна откоса зависит от высоты насыпи

Исправление продольного профиля.

Исправление продольного профиля при реконструкции дороги осуществляется путем увеличения высоты насыпей и глубины выемки существующей дороги (рис. 10).

Увеличение высоты насыпей производят:

— на снегозаносимых участках с целью поднятия бровки земляного полотна до отметки снегонезаносимой насыпи;

— на пучинистых участках;

— на участках с высоким уровнем грунтовых или стоячих поверхностных вод до отметки, превышающей капиллярное поднятие воды;

— на участках смягчения продольного уклона.

Существующие насыпи высотой более 3м повышают только в исключительных случаях.

Увеличение глубины выемки связано с необходимостью смягчения продольного уклона, увеличения видимости в продольном профиле на вертикальных выпуклых кривых. Увеличение глубины выемки требуется по условиям строительства путепровода над существующей дорогой, для пропуска другой автомобильной или железной дороги.

При повышении высоты насыпи неизбежно происходит ее уширение по подошве и по всей высоте по сравнению с существующей дорогой за счет изменения заложения откосов (рис.11, 12).

На дорогах находящихся в эксплуатации заложение откосов насыпей небольшой высоты составляет 1:1 или 1:1.5.

В СниП 2.05.02-85 крутизну откосов насыпей высотой до 3 м на дорогах I – III категорий следует назначать с учетом обеспечения безопасного съезда транспортных средств в аварийных ситуациях, как правило, не круче 1:4, а для дорог других категорий при высоте откоса насыпи до 2м – не круче 1:3. Такие откосы достаточно укрепить травосеянием или одерновкой. На ценных землях допускается увеличение крутизны откосов до предельных значений от 1:1 до 1:1.75 в зависимости от типа грунта насыпи с разработкой дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности движения и укреплению откосов. Подобные решения могут быть приняты и для других условий при технико-экономическом обосновании.

Величина уширения на уровне отметки бровки земляного полотна существующей дороги может быть определена по формуле (рис 11):

м,

где — заложение откоса насыпи после ее повышения;

— увеличение высоты насыпи, м.

Величина уширения по подошве насыпи составит (рис 11):

где — высота насыпи до реконструкции, м;

— общая высота насыпи после реконструкции, м;

— заложение откоса насыпи до реконструкции.

Увеличение высоты насыпи возможно без изменения положения оси дороги и с изменением (смещением) оси дороги в плане.

Выбор порядка и технологии производства работ при повышении высоты насыпей зависит от большого количества факторов:

— высоты старой насыпи;

— крутизны откосов старой насыпи;

— величины повышения насыпи и крутизны новых откосов;

— положения оси дороги до и после повышения насыпи;

— типа и состояния дорожной одежды;

— состояние грунтов и системы водоотвода.

При увеличении высоты насыпи старую дорожную одежду, разбирают (как правило), перерабатывают и обогащают материалом (возможно вторичное использование при строительстве новой дорожной одежды или других дорожных работах).

При повышении насыпи на 0.25-0.30 м, и до 0.5м. старую дорожную одежду используют как основание, на котором устраивают новую дорожную одежду. Решение о выборе схемы и технологии проведения реконструкции принимается на основе технико-экономического сравнения. В составе технико-экономического сравнения входит:

— учет затрат на снятие старой одежды;

— переработку и обогащение получаемых материалов;

— повторную укладку этих материалов в дорожную одежду;

— сравнение затрат на выполнение этих работ с расходами на строительство новой дорожной одежды.

(подобные расчеты производят при значительном увеличении высоты насыпи. Как правило, более экономичным является вариант снятия старой дорожной одежды с дальнейшим использованием ее материалов в дорожных конструкциях. Но в некоторых случаях при разработке гравийных или щебеночных покрытий материалы оказываются настолько измельченными, слабопрочными и загрязненными, что затраты на их переработку и обогащение превышают стоимость строительства новой дорожной одежды. В этом случае дорожную одежду не разбирают, а засыпают грунтом).

При небольшом повышении насыпи (до 40-50 см) работы производят путем отсыпки слоя грунта на обочины после снятия растительного слоя с обочин и верхней части земляного полотна.

Работы выполняются в следующей последовательности:

— снятие растительного слоя с обочин и верхней части откосов на высоту 0.5-0.6 м;

— послойная разработка и удаление материалов слоя старой одежды;

— послойная засыпка корыта грунтом и его уплотнение;

— отсыпка песчаного слоя, устройство новой дорожной одежды;

— досыпка обочин и их укрепление.

В том случае, если старая дорожная одежда остается как основание новой, то поднятие земляного полотна, сводится к досыпке грунта на обочинах и его уплотнению.

В случае необходимости увеличения высоту насыпи более чем на 0.5 м работы производятся снизу вверх от подошвы насыпи. После снятия растительного слоя с откосов насыпи, кюветов и поверхности прилегающей полосы, где будет размещена подошвы новой насыпи, засыпают кюветы или боковые канавы с послойным уплотнением грунта.

В случае если ширина отсыпаемого откоса достаточна для работы бульдозера, автогрейдера и катков, то каждый уступ нарезают шириной 0,3 – 0,5 м, высотой равной высоте отсыпаемого слоя (0,25 – 0,35 м). Отсыпают и уплотняют грунт. Затем нарезают второй снизу уступ и так отсыпают откосную часть до бровки старой насыпи.

Если ширина отсыпаемого откоса меньше 1,5-2,0м., то можно применить один из двух вариантов:

1) увеличивают ширину уступа так, чтобы обеспечить возможность работы дорожных машин при послойной отсыпке откосной части земляного полотна (рис. 3);

2) увеличивают ширину вновь отсыпаемых слоев, которые после возведения насыпи срезают, грунт перемещают на другие участки работы.

Таким образом отсыпается новая откосная часть насыпи до уровня бровки земляного полотна существующей дороги. Дальнейшее повышение насыпи выполняется по обычной технологии возведения земляного полотна. При увеличении высоты насыпей необходимо соблюдать те же требования к грунтам, их взаиморасположению и степени уплотнения, что и при уширении земляного полотна.

Увеличение глубины существующих выемок производится значительно реже, чем увеличение высоты насыпей, что объясняется более сложными условиями осуществления таких работ.

Изменение проектной линии в выемке влечет за собой изменение проектной линии и на подходах к ней. При этом можно выделить ряд характерных участков изменения продольного профиля (рис. 10). При увеличении глубины выемок неизбежны увеличение ее ширины по верху, снятие существующей дорожной одежды, перестройка системы водоотвода и дренажа (рис. 11). В ряде случаев одновременно с углублением выемки для повышения устойчивости откоса или обеспечения снегонезаносимости увеличивают заложение откосов, т.е. уполаживают их. Работы по углублению выемок начинают, с устройства объезда, снятие растительного слоя с откосов выемки и поверхности земли на полосе уширения. После этого производят уширение выемки до отметки бровки существующей дороги сначала с одной, а затем с другой стороны или с обеих сторон одновременно.

Движение автомобилей в этот период может осуществляться по обеим полосам проезжей части без перерыва. При величине уширения более 2м разработку откосов выемки можно выполнять бульдозером с продольным перемещением грунта. При меньшей величине уширения разработку откосов выемки выполняют экскаватором-драглайн или экскаватором с обратной лопатой, который устанавливается наверху откоса и разрабатывает грунт с погрузкой в транспортные средства или в отвал.

Экскаватор может быть использован и для разработки откосов при большой величине уширения и большой глубине выемки. В этом случае может быть использован экскаватор с прямой лопатой, который разрабатывает откос ярусами с погрузкой грунта в транспортные средства.

При уширении и углублении больших и глубоких выемок этот метод широко применяется. После того, как откосы выемки разработаны на глубину до отметки бровки существующей дороги, приступают собственно к углублению выемки до проектной отметки. Работы по углублению выполняют скреперами или бульдозерами. Технология работ практически не отличается от производства работ по строительству дорог. Завершающим этапом работ по углублению выемок являются планировка и укрепление откосов, нарезка и укрепление кюветов и водоотводных канав.

Отправить сообщение об ошибке
Если нашли ошибку в тексте выделите ее мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+ENTER, укажите правильный текст без ошибки.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector