Nmexpertiza.ru

НМ Экспертиза
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как определить заложение откосов дамбы

Интересные и нужные сведения о строительных материалах и технологиях

Конструктивные части плотины

Гребень плотины, как правило, используют для проезда автотранспорта. Ширина его в этом случае определяется категорией дороги, ее принимают по СНиП. При отсутствии проезда ширину гребня задают не менее 3 м. При определении отметки гребня плотины (рис. 5.7) из условия недопущения перелива воды через него превышение d над расчетным уровнем воды в водохранилище определяют по формуле:

Если на гребне плотины выполнен парапет, превышение d считают от его верха до расчетного уровня воды в водохранилище; при этом отметка гребня должны быть не менее чем на 0,3 м выше НПУ и не ниже отметки ФПУ.

Расчет по формуле (5.3) ведут для двух расчетных уровней — НПУ и ФПУ. В качестве расчетной принимают большую отметку. При определении d нпу скорость ветра W принимают 1 %-ной обеспеченности, наблюдаемой в течение года, а при ФПУ — 50 %-ной обеспеченности, наблюдаемой в сроки форсировки уровня.

Расчетную обеспеченность высоты волны принимают для плотин I и II классов не менее 1 %; III и IV—не менее 3 %.

При устройстве проезда гребень шютины выполняют как дорогу в насыпи. Составными частями дороги будут проезжая часть, обочины, ограждения и дренажные устройства. В состав проезжей части входят покрытие и основание. Тип покрытия определяется категорией дороги. В большинстве случаев на твердое покрытие укладывают слой асфальта толщиной 3. 5 см.

На прямолинейных участках дороги проезжую часть выполняют с двусторонним поперечным уклоном, принимая равным его 15. 40 о/оо в зависимости от типа покрытия. Уклон обочин при двускатном профиле увеличивают на 10. 30 о/оо по сравнению с уклонами проезжей части. Увеличение уклонов связано с большей шероховатостью обочин.

На криволинейных участках гребня дорогу выполняют с виражом, придавая проезжей части односторонний уклон.

Вдоль гребня плотины с обеих сторон в пределах обочин ставят ограждения в виде столбов (надолбы), низких стенок и парапетов (рис. 5.8).

В поперечном профиле дороги ограждения ставят на расстоянии не более 0,5 м от бровки гребня, а по длине плотины, если они выполнены в виде столбов и тумб, через 4. 6 м.

Конструкция гребня плотины с дорогой, имеющей покрытие проезжей части по типу булыжной мостовой, показана на рисунке 5.9.


В грунтовых плотинах заложение откосов зависит от вида грунта и его сдвиговых характеристик. Устойчивость откосов подтверждается расчетом. Расчеты можно выполнить лишь после определения геометрических размеров поперечного профиля плотины и выполненных фильтрационных расчетов.

Предварительно заложение откосов задают, используя опыт плотиностроения.

Откосы выполняют с постоянным или переменным заложением по высоте (рис. 5.10). В низких плотинах обычно принимают постоянное заложение, а в средних и высоких — переменное, что уменьшает объем насыпи.

На верховых откосах их выполняют в местах изменения заложения откосов и расположения упоров крепления (см. f и. 5.4), а также по условиям производства работ. Бермы применяют и в перемычках, включенных в тело плотины. На низовых откосах бермы размещают через 10. 15 м по высоте плотины, увеличивая это расстояние в высоких плотинах.

Бермы с кюветами на низовых откосах служат для перехвата ливневых вод. Их используют для заглубления кривой депрессии, если она близко подходит к низовому откосу, а также для эксплуатационного проезда и размещения оголовков пьезометров. Бермам придают уклон в сторону кювет, а бровки берм полезно закреплять дерновыми лентами или бетонными опоясками.


Элементы крепления низового откоса с помощью дерновых клеток показаны на рисунке 5.11.

Для предохранения откосов от разрушения ветровыми волнами применяют крепление, в состав которого входят покрытие, воспринимающее силовое воздействие, и подготовка, укладываемая обычно по типу обратных фильтров.

Крепление верхового откоса делится на основное, располагаемое в зоне воздейстия волновых и ледовых сил, и облегченное, располагаемое ниже и выше основного крепления.

Для крепления откосов применяют водонепроницаемые покрытия — бетонные и железобетонные (сборные и монолитные) плиты, асфальтобетон и водопроницаемые покрытия (каменная наброска, мостовая, иногда из гравийно-галечниковых грунтов). В отдельных случаях находит применение биологическое крепление.

Покрытие из водонепроницаемых материалов рассчитывают на прочность и устойчивость, а водопроницаемое — только на устойчивость от воздействия фильтрационного потока.

Каменная наброска водопроницаема. Работы по ее укладке легко поддаются механизации. Наброску выполняют независимо от температуры воздуха. Разрушенные участки покрытия легко и быстро восстанавливаются, крепление обладает гибкостью и приспосабливается к деформациям откоса.

Наброску выполняют из камня изверженных, метаморфических и осадочных пород, обладающих прочностью, морозо- и водостойкостью.

Конструкция покрытия откоса из каменной наброски приведена на рисунке 5.12, а. Массу отдельного камня из условия устойчивости определяют по формуле:


Покрытие в виде одиночной мостовой (рис. 5.12,6) выполняют редко. Его применяют при высоте ветровой волны менее 1,5 м.

Для повышения устойчивой мостовой камни укладывают в клетки (рис. 5.12,в) из бетонных сборных элементов. В таких покрытиях случайный выпад нескольких камней приводит к локальному разрушению в пределах клетки. При высоте волны более 1,5 м можно применять двойную мостовую (рис. 5.12,г).

Бетонные монолитные плнты применяют при высоте ветровых волн не более 1,5 м. При большей высоте волн требуются расчеты прочности от силового воздействия ветровых волн. Деформационные швы между плитами уплотняют асфальтовой мастикой или деревянными досками, вставляемыми после укладки бетона в плиты.

При повышенной ветровой волне применяют железобетонные плиты сборные и монолитные. Размеры сборных плит определяют расчетом, учитывая грузоподъемность транспортных средств и кранов.

Отдельные плиты объединяют в карты, швы между ними замоноличивают. Между картами делают деформационные швы. Примеры замоноли- ченных швов в железобетонных плитах приведены на рисунке 5.14. Деформационные швы выполняют по той же схеме, но швы заполняют асфальтовой мастикой, что позволяет картам перемещаться в случае неравномерной осадки и температурных деформаций.

Толщину бетонных и железобетонных плит определяют по формуле:


Верхнюю границу основного крепления, как правило, доводят до гребня плотины и только в отдельных случаях границу кре ения выполняют на отметке, соответствующей высоте наката и нагона ветровой волны.

Нижнюю границу основного крепления назначают на глубине, отсчитываемой от УМО). При этом нижняя граница крепления должна быть ниже подводной кромки льда на значение, равное половине толщины льда.

Читать еще:  Угол естественного откоса апатита

Ниже основного крепления (как и выше) применяют облегченное крепление. Граница его определяется отметкой, ниже которой волновые скорости по откосу не превышают допускаемые для неукрепленного грунта.

На границе сопряжения основного и облегченного крепления выполняют упор, располагая его либо непосредственно на откосе, либо на берме (рис. 5.15). Назначение упора — предупредить возможность сдвига основного крепления по откосу и предохранить концевую часть покрытия от подмыва при воздействии волн.


Пологие (пляжные) откосы устойчивы без крепления. Они выдерживают силовое воздействие при высоте волн до 1,5 м и сохраняют устойчивость за все время эксплуатации.

Для предварительного определения заложения пологих откосов можно использовать график, построенный с учетом длительных наблюдений (рис. 5.16).

Крепление низового откоса выполняют для предупреждения процессов естественного выветривания. Простые и дешевые способы крепления низового откоса — залужение и одерновка. Для ускорения роста трав при залу- жении насыпают на откос слой растительной земли 8. 10 см. Залужение вступает в силу после того, как укрепится корневая система трав; на это требуется время. В какой-то степени предотвратить деформацию откоса можно залужением в дерновых клетках (см. рис. 5.11).

Залужение откосов н дерновое крепление применяют при благоприятных условиях произрастания трав. В районах с жарким климатом и с сильными ветрами откосы защищают слоем гравийно-галечниковых грунтов 10. 20 см. Участки низовых откосов, омываемых водой, крепят так же, как и верховые. Верхнюю границу крепления определяют из условия наката волны. Нижней границей крепления будет подошва откоса.

Берегоукрепительные сооружения

Берегоукрепительные сооружения предназначены для защиты существующего берега реки от волновых и ледовых воздействий, изменения уровней воздействия размывающих течений.

Для обоснования этих мероприятий необходимо определить:
— устойчивость русла реки на защищаемом участке в естественных условиях;
— параметры устойчивого русла реки и наметить трассу такого русла;
— тип и конструкцию сооружений, обеспечивающих устойчивость русла;
— основные параметры этих сооружений;
— выполнить расчеты устойчивости и осадок сооружений.

Высокая увлажненность, слабая испаряемость и расположение на склоне увалистого массива у водоразделов крупных рек обусловливают значительное развитие гидрографической сети в данной части водосбора бассейна.

В питании рек участвуют талые воды сезонных снегов и, в меньшей степени, жидкие осадки и подземные воды.

Водный режим характеризуется ежегодно повторяющимся весенне-летним половодьем с наибольшими в году максимальными расходами воды и суммарным стоком, менее высокими нерегулярными дождевыми паводками в теплый период года и устойчивой низкой меженью осенью и зимой (вплоть до перемерзания водного потока в русле). На малых водосборах естественное регулирование максимального стока, обусловленное временем добегания, незначительное.

Очень высокие (обычно поздние) половодья развиваются бурно. Продолжительность нарастания водности – от 2 до 4 суток.

При дружном снеготаянии половодье бывает кратковременным (от одной до трех недель). В другие годы при частых возвратах холодов, сопровождающихся снегопадами, половодья развиваются медленно и могут растягиваться на время больше месяца.

Максимальные расходы дождевых паводков даже на малых реках не превышают снеговые.
Во время половодья возникают мощные заторы льда, при которых согласно наблюдениям происходят подъемы уровней, превышающие максимальные. Этот факт относится к средним и крупным рекам.

Русловые деформации, представляют опасность для проходящей, например, вблизи автомобильной дороги. Такие деформации обусловлены неустойчивостью русла реки на этих участках. Для обоснованного выбора мероприятий по защите берега от размывов необходимо определить параметры устойчивого русла реки. К таким параметрам относятся: ширина устойчивого русла, средняя глубина потока, радиус вогнутого берега.

На прямолинейных участках реки ее поперечное сечение обычно рассматривается как параболическое. Соответствующее такому сечению максимальная глубина потока равна 1,5 средней глубины.

На криволинейных участках максимальная глубина потока зависит от радиуса кривизны вогнутого берега.

Если определенное значение максимальной глубины потока существенно превышает наблюдаемые глубины, это означает, что процесс формирования русла не завершен и размывы берега будут продолжаться.

Изменение трассы речного потока может быть получено либо устройством соответствующей продольной дамбы, либо с использованием поперечных сооружений-шпор.

Дамба должна иметь крепление напорного откоса, существенно заглубленное под отметку дна реки, ввиду возможности возникновения значительных размывов.

Наиболее эффективным и более дешевым является применение поперечных шпор.

Для улучшения условий обтекания шпор потоком, они должны располагаться под углом к направлению потока. Длина шпор определяется необходимостью размещения их голов на линии дуги окружности с требуемым радиусом кривизны. Расстояния между шпорами принимаются близкими к величине:
L = 4 x Lr ,
где Lr – рабочая длина шпоры, равная 2/3 полной длины.
На рисунке 1 показана примерная схема размещения шпор в районе защищаемого участка вогнутого участка, например, правого берега реки.

Рис.1 Схема размещения шпор

После строительства шпор часть русла реки, примыкающая к берегу, будет занесена песком (если песчаное дно) вследствие создания застойных зон между шпорами. Другая часть русла, за пределами шпор, будет размыта потоком воды в период паводка. В соответствии с данными такой размыв происходит в течение одного-двух паводков.

Основным назначением проектируемых поперечных сооружений (шпор) является отклонение набегающего на них потока. Такие сооружения – массивные, трапецеидального профиля. При обтекании потоком головы шпоры возникают местные размывы дна реки, для защиты от которых используется расстилочный тюфяк, представляющий собой слой камня, который покрывает верховой откос ямы размыва.

В качестве материала шпор используется каменная наброска из камня расчетного диаметра. Одной из наиболее ответственных частей шпоры является корневой участок, примыкающий к берегу. Прочное соединение этого участка с берегом достигается врезкой шпоры в берег на глубину не менее 2-х метров. Врезка концевых участков дамбы в коренной берег назначена в соответствии с инженерно-геологическими условиями и исключает возможность обхода дамбы рекой.

Для предотвращения обхода шпоры потоком гребень шпоры предусматривается ниже отметки коренного берега.

Основными параметрами шпоры, подлежащими определению, являются: отметка и ширина гребня шпоры, заложение откосов, размеры расстилочного тюфяка.

Отметка гребня шпоры принимается на 0,5 м выше расчетного уровня воды. Для определения размеров расстилочного тюфяка выполняется оценка глубины местного размыва у головы шпоры. Объем камня определяется из условия покрытия верхового откоса ямы размыва двумя слоями.

Возведение шпор из камня и расстилочного тюфяка производится сталкиванием камня с берега и разравниванием бульдозером.

Читать еще:  Отсыпка откосов щебнем расценка

После выполнения указанных работ берега реки не будут подвергаться размыву.

1 Определение отметки гребня грунтовой плотины

Параметры плотины: заложение откосов принимаем равным 3, ширина гребня равна Юм.

Возвышение гребня плотины должно определяться для двух расчётных случаев:

уровень воды в верхнем бьефе на отметке НПУ, который устанавливается при пропуске расчетного паводкового расхода;

уровень воды в верхнем бьефе на отметке ФПУ, соответствующего условиям пропуска максимального паводкового расхода соответствующей обеспеченности.

Из двух полученных результатов выбирается более высокая отметка гребня.

Заложение верхового откоса — 3,0м.

Заложение низового откоса — 3,0м.

Категория дороги — II.

Ширина гребня: 20 м

Определение параметров ветровых волн.

Находим 2 безразмерных комплекса ^ и ^

где Уы— расчетная скорость ветра на высоте 10 м над поверхностью

Ь — длина разгона волны, м;

б — глубина воды в верхнем бьефе при расчётном уровне воды, м;

Уу, -Кц — К, — У^м/с

/?й— максимальная глубина воды в створе сооружения в естественном бытовом состоянии, м;

VI — скорость ветра на высоте 10 м над поверхностью земли соответствующей обеспеченности, м/с;

К.1- коэффициент приведения скорости ветра к условиям водной поверхности для водоёмов с характерной протяжённостью до 20 км, К.1= 1;

Кл — коэффициент пересчёта данных по скорости ветра, изменённой по флюгеру, определяется по зависимости

Кп= 0,675 • —, принимается не более 1,0.

V* =0,825*1*30=24,75 м/с

Расчет отметки гребня

|гр= |НПУ + АИ№1+ Ь ГШ1|%’^3 ,М

Величина ветрового нагона определяется:

Где Усо — расчетная скорость ветра на высоте 10 м над поверхностью водоёма, м/с;

Ь — длина разгона волны;

ё — глубина воды в верхнем бьефе при расчётном уровне воды, м;

— коэффициент, определяемый по таблице;

а« — угол между продольной осью водоёма и направлением ветра, град.

Определение высоты ветрового нагона ДК^ производится методом последовательных приближений.

Высота наката на откос плотины фронтально подходящих волн обеспеченностью 1% определяется по формуле:

где Кги Кр— коэффициенты шероховатости и проницаемости откоса, принимаем Кг= 1,0 и Кр= 0,9Кдр =1,5

|гр’-|ФУ+ АИх1 1%+А/?я„ 50% + Ь пт50% + 3 ,М

Обвалование территорий

Оградительные дамбы размещают вдоль границ защищаемой территории, поэтому их положение определяется рельефом местности и конфигурацией площади, осваиваемой для городских нужд. Трассу дамбы прокладывают в зависимости от местных условий, диктующих принципиальные схемы ее размещения (рис.36).

Рис. 36. Трассирование дамб обвалования: 1 — Граница затопления; 2 — защитная дамба; 3 — границы застраиваемой территории; 4 — насосная станция; 5 — «источник затопления»; б — аккумулирующий бассейн; 7 —плотина, 8 — отводящий канал

Дамбу можно расположить вдоль водоема с некоторым отступом от бровки откоса (рис. 36, а) без поперечных ответвлений или с ними (рис. 36, б), если требуется исключить затопление территории с флангов.

Поперечные ответвления трассируют до примыкания к существующим отметкам склона, равным отметкам гребня дамбы. В процессе проектирования обычно рассматривают два варианта расположения продольных дамб: первый с полной защитой всей территории и второй — с частичной, при которой защищают лишь участок, необходимый для размещения первой очереди строительства.

При поэтапном освоении поймы реки положение трассы дамб обвалования определяют по границам защищаемой территории на соответствующем этапе освоения.

Секционное обвалование (рис. 36, в) проектируют, когда на защищаемой территории имеются боковые притоки с водосборными бассейнами, значительно превышающими площадь защищаемой территории. С градостроительной точки зрения эта схема имеет недостатки по сравнению с предыдущими, так как нарушает целостность композиционного решения города и осложняет планировочную ситуацию, перегораживая дамбами его территорию. Вместе с тем, такое решение позволяет в период паводков и половодий сбросить расходы боковых водоемов в основной и предусмотреть перекачку поверхностных вод только с ограниченных дамбами площадей.

При небольших расходах бокового водотока трассирование можно выполнить по схеме (рис. 36, г) с размещением дамбы вдоль береговой линии и устройством бассейна, аккумулирующего собираемую с поверхности защищаемой территории воду. Определенные преимущества имеет схема (рис. 36, д), где предусмотрено устьевую часть водотока отводить за пределы дамбы и населенного пункта, а насосную станцию использовать только для перекачки ливневых и дренажных вод. Эту схему можно использовать и в случае несовпадения периодов максимальных расходов основной реки и боковых притоков.

Кольцевое обвалование защищаемой территории (рис. 36, е) предусматривают чаще всего для небольших населенных пунктов или промышленных зон.

Дамбы могут возводить как на одном берегу, устраивая одностороннее обвалование, так и на двух, если застройка идет с обеих сторон реки.

При защите территорий от нагонных наводнений трассы дамб назначают в зависимости от конкретных условий района проектирования. Например, для защиты Санкт-Петербурга от нагонных наводнений запроектирована дамба, протяженность которой более 25 км, в том числе 22,2 км по акватории Финского залива.

По условиям работы и назначению дамбы обваловывания делятся на незатопляемые и затопляемые.

Незатопляемые дамбы предназначены для постоянной защиты территорий от затопления. Эти дамбы не должны пропускать перелива воды через их гребень при любых уровнях воды. Авария дамб недопустима, так как может привести к человеческим жертвам и большому материальному ущербу.

Затопляемые дамбы предназначаются в основном для временной защиты от затопления сельскохозяйственных земель. В период половодий такие дамбы затапливаются вмести с защищаемой территорией, сохраняя естественные условия пойменных лугов.

В конструктивном отношении незатопляемые и затопляемые дамбы различаются между собой в основном по характеру крепления откосов и гребня. В поперечном сечении защитные дамбы имеют обычно трапецеидальную форму. Наиболее типичные профили незатопляемых дамб показаны на рис. 37 .

Рис. 37. Схемы профилей незатопляемых дамб : а — нормально обжатый; б — распластанный; 1 — защитные покрытия откосов; 2 — одежда проезжей части дороги; 3 — одерновка или посев трав; 4 — кривая депрессии при НПГ; 5 — кривая депрессии в половодье; 6 — трубчатый дренаж дамбы; 7 — кювет; ФГ — фактический горизонт.

Первый из этих профилей (рис. 37, а), имеющий правильную трапецеидальную форму применяется при постоянном напоре и относительно небольших повышениях горизонта воды (1-1,5 м), когда превышение гребня дамбы над нормальным подпорным горизонтом (НПГ) определяется в основном высотой волны.

Читать еще:  Жесткий лист пвх для откосов

Второй (рис. 37, б) — распластанный трапецеидальный профиль дамбы с широкой бермой на низовом откосе более целесообразен при значительных подъемах уровня воды над НПГ (2 м и более).

По способу возведения дамбы делятся на два основных типа:

— дамбы укатанные, т. е. возводимые путем отсыпки грунта и искусственного уплотнения на месте механизмами;

— дамбы намывные, когда разработка, транспорт и укладка грунта в сооружениях производится при помощи воды, то есть методами гидромеханизации.

Конструкция защитных дамб должна удовлетворять следующим основным требованиям:

— основание дамб должно быть устойчивым при переработке берегов;

— откос и гребень дамбы должны быть защищены от разрушающего воздействия волн, течения в русле, ливневых вод, льда и ветра;

— фильтрационный поток при выходе его на низовой откос или дренаж должен быть предохранен от промерзания в зимнее время;

— грунт тела и основания дамбы должен быть предохранен от фильтрационных деформаций путем устройства соответствующего дренажа.

Особенное значение получают дамбы обваловывания, расположенные на берегах морей в водохранилищ. Значительные местности в Голландии, Франции, Бельгии, Великобритании защищены дамбами, расположенными на морских берегах. В РФ, например, на Горьковском водохранилище защищены города Кинешма, Кострома, Юрьевец и Плес; на Куйбышевском – Казань, Ульяновск.

В конструкциях речных и морских дамб есть много общего. Те и другие являются земельными плотинами и в поперечном сечении имеют вид трапеции. Ряд различий вытекает из условий их работы. Речные дамбы в большинстве случаев сооружают из однородного местного грунта в зоне небольших скоростей речного потока. На обвалованных акваториях, как правило, не бывает большого ветрового волнения. Такие дамбы «работают» непосредственно в период паводка, который длится несколько недель в году. «Работа» морских дамб значительно отличается. Напорный откос крепится в зоне деяния волн. В речных дамбах обычно не устраивают никаких дренажей, в морских дамбах такой элемент есть.

Дамбы сооружают практически из любого местного минерального грунта, за исключением илистых и содержащих большое количество легко растворимых солей. Оптимальным является грунт, зерновой состав которого характеризуется наличием мелких глинистых частиц, заполняющих поры между крупно-зернистыми частицами, не нарушая при этом непосредственного соприкосновения частиц между собой. Такой грунт обладает большим углом внутреннего трения, малой водопроницаемостью и высоким сцеплением, обеспечивая устойчивость откосов сооружения.

Наиболее просты для производства работ дамбы из однородных грунтов (рис. 38, а), в качестве которых используют суглинки или пески. При их возведении из песков и других водопроницаемых грунтов поперечный профиль делают более массивным или устраивают специальные экранизирующие противофильтрационные элементы (схемы б, в). Дамбы могут быть возведены и из неоднородных грунтов, послойно формирующих тело сооружения (схема г). Параметры поперечного профиля дамбы — ширину по гребню и заложение откосов назначают из условия обеспечения устойчивости и надежности сооружения. Проектная ширина гребня b зависит от вида грунтов, тела дамбы и ее градостроительного использования, но должна быть не менее 3 м. Если она служит в качестве городской магистрали (рис. 38, б), то ширину гребня определяют требованиями, предъявляемыми к планировке транспортных путей.

Однако во всех случаях обеспечивают возможность движения по гребню дамбы грузового транспорта, необходимого для эксплуатации сооружения.

Рис. 38. Конструкции дамб:

1— слабоводопроницаемые грунты; 2 — водопроницаемые; 3 — противофильтрационный глинистый экран; 4 — водонепроницаемый слой; 5 — жесткий экран-диафрагма; 6 — защитный песчаный слой; 7 — супесь; 8 — песок; 9 — гравий

Заложение откосов дамбы зависит от условий их работы, грунтов сооружения и его высоты. Верховой откос, работающий в напорных условиях и подвергающийся воздействию акватории, проектируют более пологим по сравнению с низовым, который таких воздействий не испытывает (рис. 38, а—в). Низовой откос защищают от размыва дождевыми и талыми водами.

Волновые нагрузки, фронтально действующие на дамбу, могут быть смягчены уполаживанием верхового откоса, запроектированного с коэффициентами m=15-30 и выполняющего волногасящую роль за счет распластанного профиля (рис. 38, в). Отрицательной стороной такого решения является возрастание объемов земляных работ, которое не всегда компенсируется упрощением конструкции одежды берегоукрепления напорного откоса.

Пологие (распластанные) напорные откосы из несвязных грунтов успешно эксплуатируют с креплением травами специально подобранного состава. В этом случае проектируют очертание откоса в виде ломаной линии с переменными коэффициентами m на различных участках. Если высота дамб значительна (10 м и более), то на ее откосах устраивают горизонтальные площадки (бермы) шириной не менее 3 м.

Дамбы могут играть роль руслорегулирующих сооружений. В этом случае, как правило, они не перегораживают всей ширины реки, а возводятся в поперечном, а иногда продольном направлении по отношению к руслу реки. Иногда они представляют собой «пороги» на дне русла или же искусственные выемки руслового грунта. Такие дамбы не создают, как правило, подпора воды, но воздействуют на направление и величину скоростей потока, перераспределяя их и тем самым воздействую на формирование русла – его глубину, размеры и форму в плане. Эти сооружения могут обеспечивать необходимые глубины, скорости течения для судоходства на реках, создавать нормальные условия для забора воды из рек, обеспечивать стабильность речных берегов. Их строят:

— на меандрирующих реках в качестве средств инженерной защиты территории от затопления следует предусматривать руслорегулирующие сооружения;

— продольные дамбы, располагаемые по течению или под углом к нему и ограничивающие ширину водного потока реки;

— струенаправляющие дамбы – продольные, прямолинейные или криволинейные, обеспечивающие плавный подход потока к отверстиям моста, плотины, водоприемника и другим гидротехническим сооружениям;

— береговые и дамбовые крепления, обеспечивающие защиту берегов от размыва и разрушения течением и волнами.

При разработке проектов инженерной защиты следует предусматривать использование гребня дамб обвалования для прокладки автомобильных и железных дорог. В этом случае в ширину дамбы по гребню и радиус кривизны следует принимать в соответствии с требованиями СП.

Во всех других случаях ширину гребня дамбы следует назначать минимальной, исходя из условий производства работ и удобства эксплуатации.

Укрепление берегов

Дата добавления: 2017-06-13 ; просмотров: 4702 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector