Nmexpertiza.ru

НМ Экспертиза
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как партизаны пускали поезда под откос

Партизанский «Левша»: как советский партизан Тенгиз Шавгулидзе придумал «чудо-оружие»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Тенгиз Евгеньевич Шавгулидзе родом из Кутаиси (Грузия). До войны он работал на железной дороге, получил образование инженера. С 1939 года лейтенант Шавгулидзе служил в железнодорожных войсках. Начало Великой Отечественной войны он встретил в действующей армии, воевал на территории Украины, был ранен и попал в плен.

Летом 1942 года Шавгулидзе бежал из немецкого плена и вступил в партизанский отряд в окрестностях Минска. Благодаря густым лесам, партизаны Беларуси могли активно действовать. Они нанесли огромный ущерб врагу. За годы войны они пустили под откос 11128 военных эшелонов, убили или ранили 500000 солдат врага, уничтожили 18700 автомобилей, 1355 танков и бронемашин, 305 самолетов. А нарушение транспортной связи немецких войск с Германией внесло большой вклад в победу Красной Армии во многих битвах Великой Отечественной войны.

Зимой 1942-1943 гг. Тенгиз Шавгулидзе придумал специальное устройство, с помощью которого можно было пускать составы под откос даже без взрывчатки. «Клин Шавгулидзе» устанавливался на рельсы всего за пару минут. Вражеский поезд наезжал на него передними колесами, скользил по косой рейке и уходил с рельс. Чем быстрее при этом ехал поезд, тем большей была катастрофа. Устройство оказалось столь простым и эффективным, что его чертежи распространили по всем партизанским отрядам.

Из-за нехватки оружия и боеприпасов партизаны имели ограниченные боевые возможности. И снова партизан-изобретатель Тенгиз Шавгулидзе нашел выход. Он научился делать гранаты из обрезков водопроводных труб, самодельной взрывчатки и бикфордова шнура. Их мощность превосходила силу взрыва обычных, заводских изделий. К концу года у партизан в Минской области было уже более 7 тысяч таких гранат, с помощью которых они громили нацистов.

Следующим, и самым эффективным изобретением Шавгулидзе стал настоящий гранатомет, ПРГШ (партизанский ружейный гранатомет Шавгулидзе). Изобретательный оружейник на обрезанную винтовку Мосина, знаменитую «трехлинейку», привинтил гильзу от снаряда калибра 45 мм. В нее заряжалась граната собственной конструкции. При стрельбе холостым патроном граната пролетала до 300 метров и взрывалась возле врага. Подобная конструкция не нова, но именно Тенгиз Шавгулидзе научился делать такое оружие буквально «на коленке». Оружие массово применялось партизанами в боях и наводило панику среди вражеских солдат, не готовых к такому.

В условиях недостатка взрывчатки и боеприпасов эффективные изобретения партизанского «Левши» оказали большую помощь партизанам Великой Отечественной войны. За свой вклад в Победу талантливый подпольщик награжден орденами и медалями, а после войны он продолжил работать на железной дороге и в московском метро.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Вспомним всех поименно. Партизанское движение на Украине во время Великой Отечественной войны

22 сентября 2011 года Украина отмечает День партизанской славы и 70-летие начала партизанского движения на Украине во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Партизанское движение в тылу фашистов вспыхнуло с первых дней войны.

Уже в 1941 году начинают формироваться центры партизанских сил. В Черниговской области образовано крупное соединение А.Ф.Федорова. В Ровенской области действовал отряд под командованием Медведева, в Сумской области — партизанское соединение под командованием С.А.Ковпака.

Основной единицей партизанского движения был отряд. В начале войны он состоял из нескольких десятков человек, позже в его состав входило до двухсот и более бойцов.

В Дзержинском районе также был создан партизанский отряд.

Партизаны взрывали важные вражеские объекты, пускали под откос немецкие поезда, уничтожали фашистов.

Жители небольшого шахтерского городка имени Артема также стали участниками

На страницах очерка Панова А.А. «Из истории нашего города» автор описывает действие партизан во время войны: «В нашем районе был также создан партизанский отряд. Его возглавили коммунисты начальник шахты имени Артема тов. Никитин и парторг тов. Маленкин. В отряд вошло много артемовцев, преданных делу Великого Октября.

Партизанский отряд действовал в районе Лисичанских лесов, нанося серьезные удары по тыловым коммуникациям фашистов. Однажды отряду пришлось выдержать ожесточенный бой. Никитин, Маленкин, молодые партизаны, наши земляки, Зинаида Бондарева и Эдик Ермохин приняли на себя весь огонь противника и тем самым дали возможность отряду незаметно отступить и скрыться от врага. Вся группа, прикрывшая отход отряда, погибла, но свой долг она выполнила до конца».

Наши земляки по праву гордятся своими героическими сыновьями и дочерями, участвовавшими в партизанском движении.

Из сведений, предоставленных Дзержинской городской организацией ветеранов Украины, мы узнаем об участниках партизанского движения, проживающих в городе Дзержинске и прилегающих поселках.

Таких людей осталось немного, но их дела и имена мы не имеем права забывать.

Васьков Станислав Иванович, 1924 года рождения, боец партизанского отряда имени Суворова, соединение п/о Хрущева. Отряд действовал в Ковельском районе с 28 сентября 1943 года по 04 августа 1944 года. Станислав Иванович награжден орденами «Отечественной войны», «За мужество», медалью «Защитнику Отечества».

Семенов Григорий Григорьевич, 1924 года рождения, связист 620 партизанского отряда имени Чапаева, действовавшего в Бараничевском районе с 16 апреля 1943 года по июль 1944 года. Григорий Григорьевич удостоен орденов «Отечественной войны», «За мужество», медали «Защитнику Отечества».

Ященко Василий Никитович, 1926 года рождения, боец партизанского отряда «За Родину», бригада имени Кирова. В партизанском отряде Василий Никитович воевал с 24 ноября 1943 года по 15 декабря 1944 года, награжден орденом «Отечественной войны», медалями « За боевые заслуги», «Защитнику Отечества».

Котлюба Александр Константинович, 1926 года рождения, стрелок, разведчик, наблюдатель в/ч 18708 ВНОС 454 Зенитный полк ПВО 13 отдельный батальон. Александр Константинович награжден орденом «Отечественной войны» 3 степени.

Новицкий Александр Константинович, 1925 года рождения, связной, стрелок партизанского отряда «За Родину», бригада имени Кирова, отдельный лыжный батальон. Воевал Александр Константинович в отряде с августа 1942 года по 1943 год. Награжден орденами «Отечественной войны», «За мужество».

Читать еще:  Ремонт квартиры своими руками отделка откосов

Сейчас бывшие партизаны проживают в поселке Новгородское.

В этот юбилейный год мы, современные дзержинцы, низко кланяемся бывшим партизанам, каждым своим действием приближавшим такую долгожданную Победу и благодарим отважных воинов за их подвиг!

Как наши партизаны устроили немцам «Концерт»

19 сентября 1943 года началась операция «Концерт», ставшая вторым большим этапом рельсовой войны на оккупированной советской территории

Понятие «рельсовая война» закрепилось за всей деятельностью советских партизан по нарушению железнодорожного сообщения на оккупированной нацистской Германией территории СССР и уничтожению немецких эшелонов. Между тем первоначально «Рельсовой войной» именовалась конкретная партизанская операция, проведенная с начала августа по середину сентября 1943 года. Практически сразу же после нее началась следующая операция — «Концерт», преследовавшая ту же цель: нарушить железнодорожные коммуникации противника, чтобы помешать ему отразить осеннее наступление Красной Армии на Смоленск и Гомель и обеспечить выход к берегам Днепра и Десны. Партизанские «выступления» в рамках этой операции начались 19 сентября 1943 года и продолжались до конца октября, а отдельные «аккорды» пришлись на начало ноября.

Партизаны как часть советской стратегии

Уничтожением немецких эшелонов и подрывом железнодорожных путей на оккупированных советских землях партизанские отряды и заброшенные с Большой земли диверсионные группы занимались с первых дней войны. Нарушение коммуникаций противника всегда было важной частью боевых действий, а в Советском Союзе, где основная транспортная нагрузка в то время ложилась именно на железные дороги, оно играло особую роль. Дело было не только в том, что после каждого удачно пущенного под откос эшелона или подорванного участка пути движение замирало на несколько часов, а порой и суток. Громадное значение имел и чисто психологический фактор: ни пополнение, двигавшееся к фронту, ни отпускники, мечтавшие отдохнуть на родине, не могли быть уверены в том, что беспрепятственно доберутся до пункта назначения, а это подрывало моральный дух немецких солдат.

Минеры крымского партизанского отряда перед выходом в диверсионный рейд

До перелома, который ознаменовала победа Красной Армии в Сталинградской битве, а закрепило сражение на Курской дуге, партизанские отряды и диверсионные группы уделяли железным дорогам внимание лишь отчасти. Чтобы всерьез вести то, что позднее получит название «рельсовой войны», действовавшим в немецком тылу партизанам не хватало прежде всего взрывчатки и оборудования для взрывного дела, да и специалистов среди них было немного. В лучшем положении были диверсионные группы, многие из которых постепенно тоже превратились в крупные партизанские отряды, но и они, как правило, имели задачи, заключавшиеся не только в подрыве рельсов и пуске под откос эшелонов.

Полковник Илья Старинов, один из непосредственных руководителей операции «Концерт»

Только в конце лета 1943 года Центральный штаб партизанского движения и Ставка Верховного главнокомандования приняли согласованное решение привлечь партизанские соединения к обеспечению наступления Красной Армии. Это стало возможным благодаря изменению взгляда советского командования на планирование крупных стратегических операций. Теперь в Ставке оперировали не только войсковыми понятиями, и не воспользоваться возможностью нарушить коммуникации противника, имея в его тылу сотни тысяч партизан, не могли.

Советские партизаны минируют дорогу в Ленинградской области, осень 1943 года. В рамках операции «Концерт» диверсии проводились не только на железнодорожных коммуникациях, но и на автомобильных дорогах

Первый опыт такого стратегического взаимодействия, собственно, и был операцией «Рельсовая война». Ее главной задачей было не дать немцам подтянуть к фронту резервы, которые могли бы использоваться против развивающей наступление в ходе Курской битвы Красной Армии. Операция оказалась вполне успешной, и к середине сентября, когда вовсю шло наступление на Левобережной Украине, стало понятно, что и для дальнейшего продвижения на Запад партизанская помощь будет далеко не лишней.

«Концерт» по нотам и без

К участию в операции привлекали 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской, Калининской, Смоленской и Орловской областей общей численностью 120 615 человек, которые должны были подорвать более 272 тысяч рельсов. В результате операции «Рельсовая война» партизанам удалось на некоторых участках прервать железнодорожное сообщение на полмесяца и больше. И такого же результата от них ожидали в рамках операции «Концерт». Но она с самого начала развивалась не совсем по плану.

Немецкие солдаты возле поезда, подорванного советскими партизанами. Железнодорожная платформа, прицепленная перед паровозом, не помогла избежать подрыва, паровоз полностью сошел с рельсов

Основной объем взрывчатки и взрывотехнического оборудования за линию фронта планировалось перебросить на самолетах. Но именно это и не удалось сделать вовремя: вмешалась погода, существенно сократившая число вылетов. В результате к 19 сентября — дню, на который было назначено начало «Концерта», — в распоряжении партизанских подрывников оказалось лишь немногим больше половины общего объема взрывчатки, запланированного для «выступления». Тогда Центральный штаб партизанского движения перенес начало «Концерта» на шесть дней. Но далеко не все партизанские отряды и соединения смогли отложить свои «партии»: многие уже выдвинулись в районы, где им полагалось заниматься диверсиями на железной дороге. И 19 сентября, как первоначально и планировалось, в немецком тылу зазвучали первые взрывы и начали валиться под откос первые эшелоны.

Советские партизаны готовят подрыв моста

Исходя из опыта «Рельсовой войны», основной удар партизанские отряды и диверсионные группы, согласно приказу Центрального штаба партизанского движения, сосредоточили на уничтожении рельсового пути. Уничтожение эшелонов рассматривалось в рамках «Концерта» как своего рода дополнительная партия. А между тем отвечавший за организацию и проведение спецоперации полковник НКВД Илья Старинов, справедливо считающийся одним из самых опытных советских диверсантов, до последнего дня настаивал на том, чтобы сместить фокус партизанский усилий с рельсов на эшелоны и мосты.

Партизаны готовят к подрыву участок железной дороги

По мнению Старинова (которое полностью подтвердили последующие события), немцы имели достаточное количество рельсового материала, чтобы достаточно быстро заменять полотно на участках, уничтоженных партизанами. В итоге глобального нарушения железнодорожного сообщения, на которое рассчитывало командование Красной Армии, добиться не удалось. Если же, как полагал главный диверсант операции, партизаны сосредоточились бы на уничтожении эшелонов, это не только намного увеличило бы перерывы в движении поездов, поскольку пути пришлось бы очищать от перекрывших их составов, но и сократило бы паровозный и вагонный парк немцев, который и без того был не слишком велик. Такой результат гораздо серьезнее сказался бы на темпах подвоза подкреплений на советско-германский фронт.

Читать еще:  Как правильно мерить откосы

«Они приходят каждую ночь!»

Но реальные цифры, на основе которых был проведен анализ эффективности «Концерта», стали известны гораздо позднее. А в тот момент одновременный партизанский удар по железнодорожным коммуникациям на участке, составлявшем от 700 до 900 км по фронту и до 400 км глубиной, произвел на командование Вермахта неизгладимо удручающее впечатление.

Партизаны отряда имени Ворошилова готовят подрыв деревянного моста над рекой, 1943 год

Как писал в своих воспоминаниях немецкий генерал Курт фон Типпельскирх, командовавший в то время 12-м армейским корпусом группы армий «Центр», армейское командование в те дни безуспешно пыталось перебросить необходимое количество резервов на те участки, где сосредотачивались крупные силы Красной Армии. По словам генерала, и без того не слишком густая и перегруженная железнодорожная сеть подвергалась ожесточенным атакам партизан, что «до предела напрягало нервы командования и вынуждало его все время переносить сроки намеченного наступления».

Горящий деревянный железнодорожный мост над рекой Стыр на участке железной дороги между городами Сарны и Ковель, подожженный партизанами, 1943 год

Массированная партизанская атака на железные дороги привела к еще одному результату, на который не слишком рассчитывали на Большой земле. Одновременные диверсии во множестве мест вызвали настоящую панику в подразделениях, которые несли охрану на железнодорожных путях — а это были в основном части, состоящие из коллаборантов, или подразделения союзников по «оси». Деморализованные, они быстро прекратили серьезное сопротивление, и тогда для их замены командованию Вермахта пришлось направлять в тыл более боеспособные подразделения, которые были куда нужнее на фронте. Некоторые из этих частей были подтянуты из Европы, но немало немецких солдат пришлось оставить в тылу по пути на советско-германский фронт — и это тоже существенно повлияло на ход наступления Красной Армии.

Группа подрывников из партизанского отряда имени Хрущева у взорванного моста на Украине. Мост был подорван в момент прохождения по нему вражеской техники

Наконец, никуда не делся и психологический эффект от операции «Концерт». Партизанская «музыка» настолько нервировала немцев и их приспешников, что атмосфера в тылу стала едва ли не более удручающей, чем на фронте. Немецкие солдаты писали домой, что не могут спать, поскольку «эти проклятые партизаны приходят каждую ночь», что не один эшелон с отпускниками не смог добраться до Германии, потому что его пустили под откос советские диверсанты, и что пополнение задерживается, из-за чего на фронте остается все меньше сил для отражения советского наступления.

Финальный аккорд

Хотя из-за нехватки взрывчатки, основная часть которой была израсходована уже к началу октября 1943 года, операцию пришлось свернуть к середине осени, ее результаты в конечном счете были внушительными. Интенсивность немецких железнодорожных перевозок снизилась на 35-40%, на некоторых участках движение было полностью парализовано на несколько суток, а узловые станции, как в панике сообщала в Берлин оккупационная администрация, оказались переполнены эшелонами, которые невозможно было отправить. Такие скопления становились отличной мишенью для советских бомбардировщиков — и это был еще один важный результат операции «Концерт».

Советские солдаты укладывают в транспортный самолет DC-3 грузы для партизан на Украине из кузова грузовика ГАЗ-АА

Но самым важным эффектом от партизанской «музыки» стало уничтожение почти полутора тысяч немецких эшелонов и свыше сотни железнодорожных мостов. Именно эти удары стали самыми болезненными для германских войск. На восстановление каждого моста, даже с учетом усилий спешно переброшенных из Германии ремонтно-восстановительных батальонов, уходило до нескольких суток, а иногда и гораздо больше. А потеря каждого паровоза и вагона была для немецкой промышленности практически невосполнимой: не случайно в то время немцы начали выпускать эрзац-паровозы, а для перевозки солдат использовать все типы вагонов, которые только удавалось найти. Именно поэтому, когда стало понятно, что подрыв рельсов не дает запланированного эффекта, наиболее дальновидные из партизанских командиров перенесли внимание на эшелоны — и добились нужного результата.

К 75-летию Победы! Фронтовой дневник «дяди Саши» представляет Государственный архив Вологодской области

75 лет минуло с мая 1945-го… Но память о событиях, участниках и героях Великой Отечественной войны должна жить в наших сердцах и передаваться из поколения в поколение. В каждом уголке страны чтят воинов-героев, защищавших в те суровые годы нашу Родину.

Александр Александрович Морщинин – наш земляк, боевой офицер, участник партизанского движения в Белоруссии (1942-1943 гг.), краевед-журналист, ветеран Великой Отечественной войны и почетный гражданин города Вологды.

Александр Морщинин, уроженец Усть-Кубинского района Вологодской области, родился 23 апреля 1919 года в крестьянской семье в деревне Пакутино. В 1937 году 18-летним юношей Саша Морщинин пошел добровольцем в Красную Армию, еще не зная о своей предстоящей, полной тревог, фронтовой жизни. К началу Великой Отечественной войны Морщинин закончил Тамбовское пехотное училище и получил звание лейтенанта. Участвовал в боях под Москвой, командовал ротой, затем батальоном, освобождая оккупированную врагом территорию. «По пути мы видели горящие хаты, – вспоминал он в 1941 году, – заплаканных женщин, мёртвых детей, повешенных стариков, но также видели радушный приём со стороны крестьян, нёсших последнюю сваренную холодную картошку для воинов и, может быть, последний ломоть хлеба…». В тяжелейших боях лейтенант Морщинин был дважды ранен и доставлен в медсанбат. После госпиталя молодого (уже старшего лейтенанта) бойца ожидало ответственное спецзадание.

В мае 1942 года при Ставке ВГК был создан Центральный штаб партизанского движения. Началась переброска специально подготовленных групп в тыл врага с целью организации и взятия под контроль Ставки партизанского движения. А. Морщинин и его группа из пяти человек были одними из первых, кого перебросили в белорусские леса, в зону оккупации.

Читать еще:  Сульфат калия угол естественного откоса

В Государственном архиве Вологодской области хранятся уникальные документы – фронтовые дневники Александра Морщинина, которые велись с декабря 1941 по сентябрь 1944 года с некоторыми перерывами. Часть фронтовых записей посвящена партизанскому периоду боевого пути Морщинина и представляет особый интерес. На пожелтевших от времени страницах дневника – война. Тяжелые фронтовые будни, боевые товарищи, бои, после которых чудом оставались живыми, – всё это перенесено на бумагу, на расчерченные тетрадные листы.

В июне 1942 года старший лейтенант Александр Морщинин с группой командиров из пяти человек были выброшены на парашютах в глубокий тыл противника с заданием организовать партизанское движение на границе Минской, Витебской и Могилевской областей. Запись в дневнике от 5 июня 1942 года: «Время 11 ч. 30 мин. и мы (на самолёте – авт.) кружимся над поляной. Сигнал «Приготовиться», мы, держась за борта, добирались до люков, а затем по команде «Пошел!» с помощью толчка инструктора парашютного спорта прыгали один за другим…» Это был первый в жизни прыжок с парашютом как для Морщинина, так и для его команды. Партизаны-разведчики высадились в полутора километрах от вражеского гарнизона Денисовичи. Высадка прошла удачно и незаметно для немцев.

Связавшись с местными партизанами, наши герои узнали реальную обстановку дел: «В населённых пунктах немцы насадили сволочей полицаев, сельские советы заменили на волостные управления, во главе поставили бургомистров…, евреев уничтожали, их имущество и скот отбирали…»

7 июня 1942 года Морщинин организовал боевой отряд, куда вошли его команда и местные партизаны. В первые дни пребывания в тылу основной задачей стала организация диверсий на железной дороге.

8 июня 1942-го была организована первая серьёзная диверсия – пустили под откос вражеский поезд с боеприпасами. В дневниковых записях, отражающих это событие, читается напряжение автора, его страх от возможной неудачи, ожидание, радость первой победы: «Я пополз в направлении к ж/д полотну, за мной… мой партнер по сегодняшней операции Ильин Ваня…, возле бугра слышу стук вступающих человеческих ног и немецкую речь, сначала охватило холодком моё тело, а потом пришел в себя, держа наготове гранату и пистолет…, ставлю мину и заряд, маскируюсь…, но всё обошлось благополучно, отползли к своим товарищам… ». Через несколько минут подошел поезд с боеприпасами: «…раздался сильный взрыв с большим овалом пламени и дыма, осколки железных и металлических частей летели далеко за нас, обломки поднимались на 150 м. и выше… эшелон был взорван удачно и почти все вагоны вышли из строя».

Через несколько дней по округе пошли слухи о появлении в минских лесах грозных партизан, к молодому старлею Морщинину потянулись люди, желающие вступить в его отряд. К июлю 1942 года количество партизан выросло, была организована партизанская бригада, получившая название «Дядя Саша», в честь Александра Морщинина, отважного, честного, всеми любимого командира.

Партизанская бригада «Дядя Саша» стала серьёзной силой, противостоящей немцам. «В городе Борисов, – писал 1 июля 1942 года Морщинин, – немцы открыли специальную школу по подготовке диверсантов для дальнейшей засылки в партизанские отряды. Слушателями на эти курсы набираются… добровольно сдавшиеся в плен… Шпионы одеты в чистое гражданское платье…, сапоги яловые, русского покроя…». Ощутив на себе деятельность партизан, противник начал проводить карательные операции, направленные на уничтожение отрядов. 4 июля 1942 года Морщинин записал в дневнике: «В 7 ч. 30 мин. вела бой засада 1-го отряда… Партизаны дрались не на жизнь, а на смерть, разя наверняка противника и экономя каждый патрон и каждый снаряд. К 9-ти ч. была слышна со всех сторон артиминомётная кононада и сильный пулемётный огонь. К этому времени все отряды и засады вступили в неравный бой с противником, ставящим целью блокировку и уничтожение отрядов…». На следующее утро фашисты начали генеральное наступление. Отряды Морщинина понесли серьёзные потери и были вынуждены оставить ряд населённых пунктов, но спустя некоторое время взяли реванш, вышли из окружения, взорвали фашистский поезд вместе с начальником штаба полковником Рейхом и заставили врага отступить. «Вот закончилось первое, крепкое, суровое испытание и крещение бригады, – записал в дневнике командир «Дяди Саши», – из которого последняя вышла безусловно победительницей». Лишь крупные карательные отряды войсковых соединений вынуждали партизан в ожесточенных боях отступать в леса, но по неведомым тропам они снова появлялись на коммуникациях немецких войск.

С июня по октябрь 1942 года морщининская бригада провела 352 боевых операции – из них более 100 на железных дорогах, пустили под откос 47 эшелонов, разгромили 6 вражеских гарнизонов и станцию Славное. Комендант станции в нательном белье с группой солдат бежали под защиту соседнего гарнизона. Конечно, были потери. Терял боевых друзей и Морщинин: «27 августа. Убили цыгана Мородепа, боевой был малый, но ничего не поделаешь, отомстим…».

Нелегка была ноша у командира партизанской бригады «Дядя Саша» Александра Морщинина. На нем лежала ответственность за каждую боевую операцию, за каждую партизанскую жизнь. В октябре 1942 года Морщинин был ранен и эвакуирован в Москву, но на этом его фронтовой путь не был закончен, война продолжалась. «Раздумался, сидя возле речки Можа…, – записал командир в дневнике 28 августа 1942 года, – о своей кочевой жизни, которую война, видимо, за грехи подарила. Вспоминаю училище, друзей, Дусю, Тоню и старую мать, отца и братьев, и сестру. Хочется увидеться. Но надежды, признаться, не теряю. Если убьют, то буду умирать с музыкой и треском…»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector