Nmexpertiza.ru

НМ Экспертиза
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Планировка откосов экскаватором планировщиком

Технологическая карта . Применение комплексной механизации при планировке откосов земляного полотна

Информационный бюллетень БУДСТАНДАРТ Online. Выпуск №3 2021

Перечень документов, которые вступили в силу 1 сентября 2021 года

Перечень документов, которые отменены 1 сентября 2021 года

Обновлены бланки документов о начале выполнения строительных работ, а также по вводу в эксплуатацию построенных объектов

Перечень действующих (утвержденных) строительных норм, государственных стандартов, нормативных и технических документов Укравтодора (по состоянию на 06.09.2021)

Показатели опосредованной стоимости сооружения жилья по регионам Украины (рассчитаны по состоянию на 01.07.2021 года)

Новые редакции указателей нормативных документов по энергетике по состоянию на 01.07.2021

Для просмотра текста документа
необходимо авторизоваться.

Сервис содержит 19290 бесплатных документов, которые доступны зарегистрированным пользователям. Регистрируйся бесплатно >>>

  • Информация о документе
  • Ссылки на документы
  • Ссылки из других документов
Наименование документаТехнологическая карта . Применение комплексной механизации при планировке откосов земляного полотна
Дата начала действия13.03.1973
Дата принятия13.03.1973
СтатусДействующий
Вид документаТК (Технологическая Карта)
РазработчикОргтрансстрой
Принявший органОргтрансстрой

В данном документе нет ссылок на другие нормативные документы.

Другие нормативные документы не ссылаются на данный документ.

Уважаемые Пользователи!

Поздравляем Вас с Новым 2021 Годом и Рождеством!

Пусть новогодние праздники будут яркими и запоминающимся, а Новый год Богатым только на Хорошие события!

Желаем Вам крепкого здоровья, позитивных эмоций и креативных идей! Пусть самые смелые мечты сбываются, а за ними открываются новые горизонты!

Спасибо, что Вы с нами!
До встречи в Новом 2021 году!

Команда БУДСТАНДАРТ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИИ «ОРГТРАНССТРОЙ»

МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ МЕХАНИЗАЦИИ
ПРИ ПЛАНИРОВКЕ ОТКОСОВ
ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

Технологическая карта разработана на основе применения методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проекта производства работ и организации работ и труда на строительном объекте.

Карта разработана на планировку откосов земляного полотна автомобильных дорог насыпей и выемок) с применением комплексной механизации.

В технологической карте приведены способы планировки откосов с применением следующих основных машин:

экскаватора, оборудованного драглайном с двухотвальным планировщиком (скребком);

экскаватора-планировщика откосов Э-4010;

трактора С-100 с навесным оборудованием (откосником).

Технологическая карта должна быть привязана к конкретным условиям производства работ.

До начала производства работ по планировке откосов участки работ должны иметь следующую готовность:

насыпи должны быть возведены до отметки низа дорожной одежды, грунт насыпи должен быть уплотнен до требуемого проектом коэффициента уплотнения;

выемки должны быть полностью закончены, но без устройства кюветов;

откосы насыпей и выемок должны иметь проектное очертание;

водоотводные сооружения должны обеспечивать полный отвод поверхностных вод.

Перед началом планировки производят разбивочные работы, в процессе которых колышками через каждые 25 м обозначают линию бровки и очертание подошвы насыпи или выемки, а также устанавливают откосники-шаблоны, фиксирующие проектный профиль откоса.

Затем по обочине насыпи или предоткосной площадке выемки намечают линию движения внешней гусеницы экскаватора на расстоянии 2,5 — 2,8 м от бровки.

Экскаватор, оборудованный драглайном с подвешенным вместо ковша двухотвальным скребком, устанавливают так, чтобы он двигался вдоль бровки откоса на расстоянии 2,5 — 2,8 м от нее (рис. 1, а).

Рис. 1. Планировка откосов двухотвальным планировщиком:

а — при верхней стоянке экскаватора; б — при нижней стоянке экскаватора

Стрелу устанавливают перпендикулярно линии бровки.

Отделка и укрепление земляного полотна

Отделка земляного полотна

Под отделкой земляного полотна понимается:

· планировка основной площадки;

· нарезка сливной призмы;

· планировка откосов насыпей, выемок, резервов и кавальеров ,кюветов в выемках.

Планировочные работы имеют целью доведение до проектных очертаний всех грунтовых поверхностей. Их планировка допускается лишь путём срезки излишков грунта.

Планировка основной площадки земляного полотна насыпей с нарезкой сливной призмы выполняется до планировки откосов; в выемках сначала планируются откосы, а затем нарезается сливная призма и кюветы. Устройство кюветов в выемках относится к основным работам, но по времени совпадает с планировочными работами и технологически с ними увязано.

Планировать основную площадку рекомендуется на двух или трёх смежных захватках, на которых попеременно ведётся грубая планировка, окончательная планировка и нарезка сливной призмы. Нормативная точность планировки основной площадки составляет +-5 см. Это высокая точность, которую можно обеспечить лишь в том случае, если до планировки верха земляного полотна и нарезки сливной призмы выполнить грубую планировку основной площадки бульдозером или скрепером так, чтобы отметки земляного полотна отклонялись от проектных не более чем на 15 – 20 см. Эти меры позволяют значительно уменьшить перерасход балласта, за счёт которого в дальнейшем компенсируют неточности планировки.

Читать еще:  Отделка откосов межкомнатной деревянной двери

Технологический процесс отделочных работ на насыпи включает планировку откосов и нарезку сливной призмы. Отделка насыпи начинается с нарезки сливной призмы. Для этого сначала производят разбивку и закрепление на местности с помощью кольев, устанавливаемых через 20 м на откосах насыпи, уровня верхней площадки сливной призмы. После этого автогрейдером нарезают горизонтальную площадку и боковые наклонные поверхности сливной призмы, заглаживают их тыльной стороной отвала автогрейдера. Соответствие очертания нарезанной сливной призмы проектному проверяют нивелированием. Для достижения нормативного качества планировки приходится выполнять окончательные зачистки вручную. Для получения плотной и ровной поверхности верха насыпи сливную призму рекомендуется уплотнить виброкатком. Высокую степень точности нарезки сливной призмы (до ± 3 см) даёт применение автогрейдеров, оборудованных системой автоматического ведения отвала, с использованием в качестве датчика копирного тросика или копирного колеса, которое монтируется на отвале.

Планировку откосов насыпи высотой до 2 м рекомендуется выполнять тяжёлым автогрейдером или бульдозером, оборудованным дополнительным отвалом – откосником. Сначала планируют верхнюю часть откоса, для чего откосник устанавливают с наклоном к низу, затем – нижнюю, устанавливая откосник под углом к верху.Срезанный грунт распределяют с уклоном в сторону от насыпи по берме.

Планировка откоса автогрейдером

Откосы насыпей высотой более двух метров планируются экскаваторами-планировщиками с телескопической стрелой. При этом планировка может осуществляться как с нижней, так и с верхней стоянок. Экскаватор обрабатывает часть откоса, перемещается примерно на 2 м и планирует следующий участок откоса с перекрытием первого на 0.3 – 0.5 м.

Если насыпь при производстве основных работ отсыпана с уширением на 0.5 м и больше в каждую сторону (по условиям уплотнения грунтов), то в начале, после срезки уширенной части насыпи, производится планировка откосов, а уже затем нарезается сливная призма.

Планировка откоса экскаватором-планировщиком

Отделочные работы в выемках из обычных талых и сухих грунтов включает в себя срезку недобора грунта с откосов с последующей их планировкой. Обе операции выполняются экскаваторами со специально оборудованными ковшами (драглайн с двухотвальным скребком, обратная лопата, планировочный ковш). Скребок перемещается по откосу на канатах подвесной системы драглайна и срезает лишний грунт. Гидравлические обратные лопаты используются для планировки выемок в скальных и мёрзлых грунтах. Срезанный грунт убирают скреперами или бульдозерами. Нарезка сливной призмы в выемках осуществляется автогрейдером так же, как и в насыпях.

Завершающей работой цикла планировки является нарезка кюветов в выемках, которая начинается с низовой стороны и ведётся за одну проходку. Для этой цели применяются специализированные машины непрерывного действия, а также экскаваторы с профилировочным ковшом На экскаваторах-планировщиках монтируют боковую вставку стрелы, что позволяет вести копание со смещением оси кювета. Работа по нарезке кюветов аналогичны работам по устройству других водоотводов с той же особенностью, что в связи с необходимостью движения по спланированной основной площадке, которая недолжна быть повреждена, рекомендуется применение для вывоза грунта лёгких самосвалов.

Укрепление откосов

Создание дернового покрова посевом многолетних трав рекомендуется как основнойспособ укрепления откосов насыпей, выемок, водоотводных канав, берм, а также рекультивации земель, нарушенных при строительстве.

Укрепление земляного полотна, как правило, следует производить гидропосевом многолетних трав с мульчированием без использования растительной земли.

На откос гидравлической струёй наносят смесь из семян, минеральных удобрений, воды, плёнкообразующих материалов, защищающих покрытие от смыва дождями и выветривания до образования растительного покрова, а также способствующих сохранению в покрытии влаги и тепла. Мульчирующие материалы – опилки, резаная солома; плёнкообразующие – водные эмульсии латексов. Гидропосев по слою растительного грунта или торфа производится при укреплении откосов земляного полотна, сооружённого из песчаных, гравелистых грунтов, жирных глин, а также при гидронамыве.

Планировка откосов экскаватором планировщиком

Оборудование планировщика состоит из стрелы 13 (фиг. 39), ковша 11 струга или скребка, передней стойки 5 и комплекта тросов.

Стрела решетчатой конструкции длиной 13 м отличается от стрелы драглайна тем, что ее пята изогнута в вертикальной пло-скости таким образом, чтобы при наклоне на 34—36° нижняя изогнутая часть пяты была горизонтальна. При этом режущая кромка опущенного до конца ковша совпадает с линией пересечения плоскости подошвы экскаватора с плоскостью проектной поверхности откоса. В этом случае грунт можно срезать без остатка по всей длине откоса. Для получения правильного откоса на стреле планировщика имеются две шкалы, указывающие точный угол, одна из них обращена к машинисту. Ковш планировщика такой же, как и у струга, он сходен с ковшом обратной лопаты старой конструкции и имеет открывающуюся стенку. Ковш крепится болтами к кронштейнам сварной каретки 10, которая при помощи роликов 12 может катиться по полкам, приваренным

Читать еще:  Установка пластиковых откосов стеклопакетов

к нижнему поясу уголков стрелы. Поднимается ковш тяговым тросом 7, а опускается под действием собственного веса. Если машинист не в состоянии отделать откос ковшом, он может заменить его скребком. Грунт удаляют бульдозером, скрепером или грейдером. Ручная отделка откоса после этого не требуется.

При установке оборудования планировщика на экскаватор ставят переднюю стойку 5, так как напор ковша создается весом стрелы, а разгружается ковш при изменении наклона стрелы.

Стрелоподъемный трос 3 (фиг. 39) затасовывается на левом барабане главной лебедки, Идет на левый блок передней стойки, проходит через блоки полиспаста стрелы и закрепляется та верхней оси блоков передней стойки. Передняя стойка соединяется тросом 4 с лебедкой подъема стрелы. Полиспаст стрелы связан двумя подвесными тросами 2 с головной частью стрелы. Тяговый трос затасовывается та правом барабане главной лебедки, огибает правый головной блок стрелы и прикрепляется к ходовой каретке ковша. Замок днища ковша открывается при помощи двух тросов. Трос 8 затасован по замкнутой схеме. Один конец, его закреплен та передней части ковша, а другой проходит через блок та голове стрелы и, обогнув его, идет вниз. На середине стрелы трос поддерживается блоком, затем огибает блок в качающемся рычаге та пяте стрелы и прикрепляется к рычагу открывания днища та задней стенке ковша. Этот трос все время натянут. Трос 9 крепится к нижнему пальцу качающегося рычага и от него идет через ролики та барабан лебедки открывания днища; при помощи этого троса открывается замок днища. На экскаваторе Э-505А лебедки нет, поэтому необходимые ее детали включаются дополнительно в оборудование планировщика. При установке оборудования планировщика необходимо ставить такой же противовес 6, как при стреле 13 м с оборудованием драглайна.

Не всегда экскаватор может передвигаться по подошве, так как нередко она бывает мокрой и топкой. В этих случаях применяют навесные планировщики, и экскаватор передвигается по бровке выемки. Стрелу опускают сверху вниз и грунт выбрасывают та бровку выемки или в кавальер.

Фиг. 39. Оборудование планировщика откосов:
1 —головной блок стрелы; 2 — подвесные тросы; 3— стрелоподъемный трос; 4 — трос передней стойки; 5 — передняя стойка; 6—противовес; 7 — тяговый трос; 5иР — тросы открывания днища; 10 — сварная каретка; 11— ковш; 12 — направляющие ролики; 13 — стрела.

Где не обойтись без экскаваторов-планировщиков?

Незаменимы и очень важны

Среди большого разнообразия моделей землеройной техники и фирм, их выпускающих, на долю экскаваторов-планировщиков приходится совсем небольшой процент. Однако тип техники выполняет такие технологические операции в дорожном строительстве, которые присущи только ей и с которыми не справится больше ни один экскаватор.

Речь идет, например, о планировке откосов насыпей и выемок земляного полотна. Объем таких работ достаточно велик, поскольку в своей основной протяженности дорога идет в насыпи и в отдельных случаях в выемке. Высота откосов доходит до 12 м. Причем при высоте откосов до 2-2,5 м их планировка может выполняться автогрейдером, а при большей высоте — только экскаватором-планировщиком.

Кроме откосов земполотна дороги планировочные работы необходимо выполнять и на подходах к мостам, путепроводам и другим искусственным сооружениям. Следует отметить, что геометрия откоса может быть переменной по длине дороги, что затрудняет выполнение планировки даже при небольшой высоте самого откоса. И здесь опять выручают железные помощники.

Российский пионер

В дорожном строительстве применяются экскаваторы-планировщики на пневмоколесном ходу, при этом в основном в качестве базы используются автомобильные шасси. Устойчивость машины в процессе работы, как правило, обеспечивается аутригерами. Набор дополнительного рабочего оборудования делает эту машину многофункциональной.

После распада СССР российские дорожники остались без отечественных машин, поскольку в России ни один завод не выпускал экскаваторы-планировщики, и только в сентябре 1997 года производство машин начало ОАО «Мотовилихинские заводы».

Сегодня завод выпускает две модели экскаваторов третьей размерной группы. Насосные агрегаты и гидромотор — производства ОАО «Пневмостробмашина».

Завод постоянно работает над совершенствованием своих агрегатов. Начато изготовление экскаватора-планировщика с мультиплексной системой управления и контроля, с помощью которой машинист сможет проводить диагностирование параметров силовой установки и гидросистемы. Система обеспечит возможность управлять аутригерами и из кабины шасси, и из кабины машиниста, а также выводить на дисплей сервисные параметры.

Читать еще:  Откосы по металлическим балкам

Возможна поставка машины с системой кондиционирования воздуха в кабине машиниста, разработанной СКБ «Криос».

Ближайший сосед

Экскаватор-планировщик СП «СВЯТОВИТ»

Единственное предприятие стран СНГ и ближнего зарубежья , которое выпускает экскаваторы-планировщики (четвертая размерная группа) серийно — совместное белорусско-литовское предприятие «Святовит». Предприятие изготавливает две модели (СВЯТОВИТ и АНТЕЙ) — каждая в четырех модификациях, отличающихся типом базового шасси. Каждая из модификаций поставляется по требованию заказчика на комплектующих гидроаппаратуры СНГ или фирмы Mannesmann-Rexroth, Германия.

На всех единицах техники установлен гидроцилиндр телескопической стрелы фирмы Hydronika Dee (Словакия).

В комплект основной поставки входят экскаваторные ковши 0,63, 0,8 и 0,95 куб. м. Дополнительно к базовой комплектации по желанию заказчика за отдельную плату поставляется сменное рабочее оборудование: планировочный ковш, планировочная доска , ковш 0,8 куб. м для сыпучих материалов, зуб-рыхлитель. Кроме этого, имеется дополнительное оборудование: АБС — антиблокировочная система; ТРД — технологический режим движения, обеспечивающий возможность передвижения экскаватора со скоростью 1,5 км/ч при неработающем двигателе шасси, и управление этим передвижением из кабины экскаваторщика (только для шасси МАЗ-63038); НD — гидроцилиндры подъема-опускания стрелы, ковшевой гидроцилиндр фирмы Hydronika Dee, Словакия ; УБЗРО — устройство для быстрой замены рабочих органов; электрообогрев обзорного стекла кабины экскаваторщика.

Экскаватор-планировщик EW 25М1.01 имеет систему управления ходом шасси из кабины экскаватора.

Зарубежные гости

Оборудование для планировки землеполотна стран дальнего зарубежья на российском рынке представлены фирмами Cestne a stavebne mechantzmy (CSM), Словакия, и Gradall, США.

Словацкая фирма СSM поставляет три экземпляра на колесном ходу, два из них — на базе шасси автомобиля «Татра», а UDS-232 — на спецшасси. Машины гидрофицированы. Экскаваторы UDS-214 и UDS-232 оснащены гидравлическим оборудованием немецкой фирмы Rexroth, а UDS-114а выпускается как на словацкой, так и на немецкой гидравлике .

Отличительной особенностью модели UDS-214.11 является наличие пневмосистемы, которая обеспечивает возможности управления ходом шасси и аутригерами из кабины экскаваторщика.

Каждая из моделей имеет целый шлейф дополнительного рабочего оборудования. Так, к UDS-114а поставляется отвал шириной 3 м, ковши дренажные и с зубьями, щипцы для больших камней, удлинительное плечо стрелы 1,5 и 3 м. А к UDS-214.11 может быть поставлено 23 дополнительных инструмента и устройства рабочего оборудования, среди которых наибольший интерес для дорожников представляют: ковш с зубьями объемом 0,5 куб. м, ковш без зубьев — 0,63 куб. м, дренажные лопаты, профильный ковш для рытья водоотводных канав, планировочный ковш шириной 2,5 м, уплотнительный каток, виброплита, косилка.

Фирма Gradall (США) поставляет на российский рынок экскаваторы-планировщики четырех типоразмеров в каждый из которых входит колесная и гусеничная машина. Ходовая часть колесного экскаватора представляет собой самоходное шасси с двумя или одним ведущим мостом (по желанию заказчика).

Экскаватор-планировщик фирмы Gradall (США)

Применяемые бескамерные шины с наполнителем продлевают срок службы колеса до 10 лет. На всех моделях установлена система «Микроход», с помощью которой можно управлять перемещением экскаватора из кабины поворотной платформы. Таким образом, управление экскаватором осуществляется одним человеком.

Основная конструктивная особенность экскаваторов-планировщиков этой фирмы состоит в том, что в отличие от описанных выше машин ковш не вращается вокруг продольной оси стрелы, а поворачивается сама стрела вокруг своей горизонтальной оси на угол 110-120 градусов в обе стороны. Привод вращения — от гидромотора, который установлен на противоположном от ковша конце стрелы, в то время как в моделях с полноповоротным ковшом гидромотор расположен в месте крепления ковша. Так что гидромотор находится в комфортных условиях, поскольку изолирован от контакта с разрабатываемым грунтом.

Узкая кабина ходового шасси обеспечивает хороший обзор рабочей зоны из кабины экскаваторщика.

По требованию заказчика к каждой модели поставляется набор дополнительного оборудования в любой комплектации. В состав оборудования входят: ковши — траншейный, экскаваторный с зубьями, зачистной, землечерпательный, грейдерный отвал, кирковщик, удлинитель стрелы от 1,2 до 3,6 м, стрела Telestick с увеличением радиуса копания до 15 м (кроме моделей ХL 2300 и ХL 3100), пневмо- и гидромолотки, бур и др.

Наши группы в Telegram, Viber. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector