Nmexpertiza.ru

НМ Экспертиза
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Работы по восстановлению откосов насыпей

Раздел 1. Ремонт земляного полотна и водоотвода

Раздел 1. Ремонт земляного полотна и водоотвода

Таблица ЭСНиЕРр-01-01-001
Устройство песчаного подстилающего слоя на обочинах

01. Планировка земляного полотна вручную и уплотнение виброплитой.

02. Распределение песка с помощью щебнераспределителя.

03. Планировка песка автогрейдером.

04. Окончательная планировка песка вручную и уплотнение виброплитой.

Измеритель: 100 подстилающего слоя

Устройство песчаного подстилающего слоя на обочинах навесным щебнераспределителем на базе универсального фронтального погрузчика:

01-01-001-1 грунт земляного полотна I группы

01-01-001-2 грунт земляного полотна II группы

Наименование элемента затрат

Норма расхода ресурсов

Рабочий 2 разряда

Рабочий 3 разряда

Рабочий 4 разряда

Затраты труда машинистов

МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ

Погрузчики одноковшовые универсальные фронтальные пневмоколесные 7 т

Автогрейдеры легкого типа 66,2 кВт (90 л.с.)

Навесной распределитель щебня для отсыпки обочин 2

Виброплита с двигателем внутреннего сгорания

Песок природный для строительных работ средний

Оплата труда рабочих-строителей

Оплата труда машинистов

Всего, прямые затраты

Таблица ЭСНиЕРр-01-01-002
Укрепление обочин

01. Отсыпка и разравнивание материалов.

02. Профилирование и укатка щебня основной фракции (1, 2).

03. Разравнивание щебня расклинивающей фракции (1, 2).

04. Уплотнение обочины.

05. Полив водой при уплотнении (1, 2).

Измеритель: 1000

Укрепление обочин щебнем методом расклинки:

01-01-002-1 толщина слоя 20 см

01-01-002-2 на 1 см изменения толщины слоя добавлять или исключать по 01-002-1

Укрепление обочин асфальтогранулятом:

01-01-002-3 толщина слоя 12 см

Наименование элемента затрат

Норма расхода ресурсов

Рабочий 3 разряда

Затраты труда машинистов

МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ

Погрузчики одноковшовые универсальные фронтальные пневмоколесные до 4 т

Погрузчики одноковшовые универсальные фронтальные пневмоколесные 7 т

Автогрейдеры среднего типа 99 кВт (135 л.с.)

Катки самоходные вибрационные двухвальцовые с гладкими вальцами комбинированного действия массой 16 т

Катки дорожные самоходные вибрационные комбинированные до 12 т

Машины дорожные комбинированные, мощностью менее 210 л.с.

Отсыпщики обочин навесные с дизельным двигателем, производительность до 300 т/час

Автомобиль-самосвал, грузоподъемность до 15 т

Щебень из природного камня для строительных работ марка 1000, фракция 10-20 мм

Щебень из природного камня для строительных работ марка 1000, фракция 40-70 мм

Оплата труда рабочих-строителей

Оплата труда машинистов

Всего, прямые затраты

Таблица ЭСНиЕРр-01-01-003
Укрепление земляного полотна и водоотводных канав посевом многолетних трав

01. Прием растительного грунта (1).

02. Перемещение растительного грунта на откос экскаватором (1, 2).

03. Планировка грунта экскаватором (1).

04. Планировка грунта вручную (2).

05. Посев трав вручную с внесением удобрений и прикаткой легкими ручными катками (1).

06. Загрузка агрегатов водой, семенами и удобрениями (3, 5).

07. Гидропосев трав (3, 5).

08. Подъезд от места загрузки до места работы и обратно (3, 4).

09. Перестановка машин.

Измеритель: 1000

01-01-003-1 Укрепление земляного полотна и водоотводных канав посевом многолетних трав вручную с отсыпкой растительного грунта слоем 10 см

01-01-003-2 Отсыпка растительного грунта на откос экскаватором с планировкой вручную

01-01-003-3 Укрепление откосов посевом многолетних трав прицепной гидросеялкой при расстоянии доставки от места загрузки 10 км

01-01-003-4 на каждые 5 км расстояния доставки добавлять или исключать по 01-003-3

01-01-003-5 Укрепление откосов посевом многолетних трав гидросеялкой на базе автомобиля

«ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА РЕМОНТА И СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ. ВСН 24-88» (утв. Минавтодором РСФСР 29.06.88)

7. Ремонт земляного полотна и водоотводных сооружений

7.1. Ремонт земляного полотна и водоотвода выполняют с целью обеспечения (восстановления) на отдельных участках дороги заданных эксплуатационных характеристик или приведения их отдельных элементов в соответствие с требованиями автомобильного движения, местными климатическими или гидрологическими условиями. Ремонтные работы направлены на обеспечение соответствия высотных отметок отдельных участков насыпи условиям их увлажнения грунтовыми водами или заносимости снегом, на ликвидацию на небольших участках пучин, восстановление и укрепление обочин, уположение и укрепление откосов насыпей и выемок с учетом грунтовых и климатических условий, на сплошную прочистку водоотводных канав, кюветов, исправление разрушенных водоотводных и дренирующих устройств и возведение новых, очистку дороги от селевых выносов грунта, обвалов и оползней, уширение земляного полотна в необходимых местах.

7.2. Подъемка высотных отметок насыпи выполняется на участках образования пучин, просадок земляного полотна в условиях отсутствия дренирующих слоев или неэффективности их работы. Необходимое увеличение высоты насыпи определяется из условия обеспечения разрыва между границами глубины промерзания и капиллярного поднятия влаги, а также высоты снежного покрова в районе производства работ. Работы по досыпке насыпи должны выполняться в соответствии с проектом.

7.3. Ликвидацию пучин выполняют путем частичной или полной замены грунта, укрепления грунта материалами или дренирования земляного полотна согласно положениям нормативных документов на этот вид работ с последующим проведением мероприятий по предупреждению или снижению пучинообразования. К их числу относятся увеличение высотных отметок насыпи (см. п.7.2), полная или частичная замена материала дренирующего слоя, очистка, ремонт или устройство прикромочного дренажа, очистка, восстановление работоспособности или устройство водоотвода, укрепление обочин материалами, снижающими объемы поступающей в земляное полотно с поверхности дороги воды, устройство дополнительных выпусков из боковых канав в сторону границы полосы отвода на участках с малыми или затяжными продольными уклонами, устройство испарительных бассейнов и др.

7.4. На участках, сложенных лессовыми, набухающими и просадочными грунтами, где отмечаются пучение или просадки грунтов, необходимо:

произвести замену пучинистых грунтов непучинистыми или слабопучинистыми на глубину промерзания, характерную для условий ремонтируемого участка;

создать эффективный отвод поверхностных вод путем укрепления обочин и откосов;

отремонтировать или изменить конструкции и места расположения водоотводных канав;

обеспечить эффективное дренирование грунтов насыпей и выемок путем ремонта или устройства вновь дренажа;

выполнить работы по устройству капилляропрерывающих, водонепроницаемых, теплоизолирующих, защитных и других прослоек, в том числе с использованием рулонных синтетических материалов.

7.5. При высоком уровне грунтовых вод целесообразно устроить дополнительный слой основания из фильтрующих грунтов, повысить эффективность работы дренирующего слоя, например, путем применения дренирующих слоев из синтетических рулонных материалов.

При сильном увлажнении насыпей грунтовыми водами на границе полосы отвода целесообразно устраивать продольные дренажные прорези, конструкция которых принимается в зависимости от грунтовых и гидрологических условий.

7.6. При ремонте неукрепленных обочин производятся работы по планировке их поверхности с приданием поперечного уклона до 50 — 60%о. Если на обочинах на период проведения ремонтных работ не предусматривается устройство слоев укрепления, следует осуществить травосеяние. В этих случаях работы необходимо проводить в сроки, обеспечивающие нормальный рост трав и развитие их корневой системы.

7.7. При ремонте укрепленных обочин осуществляют работы по заделке разрушений покрытий и нижних слоев укрепления, усилению конструкции. Эти работы целесообразно совмещать с ремонтом проезжей части дорог. Поперечный уклон укрепленных обочин принимается не менее 30 — 40%о. Для ремонта используются материалы, аналогичные принятым в конструкции укрепления или обладающие лучшими свойствами.

7.8. При укреплении обочин необходимо учитывать грунтовые и климатические условия, интенсивность и состав транспортного потока. Для укрепления могут быть использованы различные, в том числе и местные дорожно-строительные материалы, различные рулонные синтетические материалы в качестве армирующих, защитных и дренирующих прослоек, обеспечивающие повышение эксплуатационных качеств конструкций и снижение расхода дорожно-строительных материалов.

Выбор конструкции, количества и толщины слоев укрепления осуществляется на основе действующих нормативно-технических документов.

7.9. Откосы насыпей и выемок должны быть укреплены посевом трав с проведением необходимых агротехнических мероприятий по созданию устойчивого дернового покрова. Если на откосах отмечается образование оползней, селевых выносов или обвалов, они должны быть очищены и спланированы с восстановлением дернового покрова. При постоянных деформациях поверхности откосов или их разрушении следует выполнить работы по уменьшению крутизны откосов. При неэффективности этих мероприятий откосы укрепляют сборными элементами, синтетическими материалами, устройством влаго- и теплоизолирующих слоев и другими способами в зависимости от грунтов, местных климатических условий, причин возникающих деформаций на основе положений действующих нормативных документов.

Читать еще:  Как посчитать отделку откосов

7.10. Деформации и разрушения слоев или конструкций укрепления откосов исправляют с применением материалов, ранее использованных в укреплении или более эффективных. Если в целом конструкция укрепления не соответствует грунтовым и климатическим условиям, необходимо принять решение по ее переустройству.

7.11. При ремонте выполняют также работы по прочистке водоотводных канав с восстановлением их поперечного профиля и продольного уклона не менее 10%о. На участках, где отмечается переувлажнение земляного полотна, особенно если оно сложено из набухающих, просадочных и лессовых грунтов, при отсутствии водоотвода выполняют работы по его устройству.

На участках, где отмечен большой приток поверхностных вод и имеющийся водоотвод не обеспечивает своевременное их удаление за пределы земляного полотна, в зависимости от местных условий на границе резерва может быть устроена дополнительная водоотводная канава, выполнена планировка поверхности резерва с обеспечением эффективного отвода воды от насыпи и ее удаление. Поверхность резервов должна быть укреплена посевом многолетних культурных трав.

7.12 Наряду с ремонтом открытой водоотводной системы прочищают и ремонтируют поврежденные водостоки, дренажи промывают с помощью гидромелиоративных машин. Выполняется замена отдельных дрен или дрен на небольших по протяжению участках, ремонт устьев дрен, колодцев, замена на отдельных участках фильтровальной обсыпки. Для снижения степени заиления в последующем фильтровальной отсыпки ремонтируемых участков целесообразно использовать нетканые синтетические материалы.

7.13. При постоянном размыве боковых канав ливневыми и талыми водами, подмыве оснований насыпей и выемок, конусов и укреплений малых искусственных сооружений дно, боковые стенки канав, выходные русла укрепляют сборными бетонными элементами, мощением, дернованием и другими способами с учетом скорости течения и объема перемещаемой воды, степени размываемости грунтов. Во всех случаях боковые стенки канав должны иметь укрепление выше максимального уровня воды в период пропуска наибольших объемов на 10 — 15 см. Производят работы по регулированию и выпрямлению русел искусственных сооружений.

7.14. На участках дорог с оползневыми явлениями необходимо проводить комплекс профилактических мероприятий, включающий устройство поверхностного водоотвода, дренажных канав у основания и на плоскости откосов для перехвата грунтовых вод, устройство подпорных стен и контрбанкетов, цементирование оползневых склонов и др.

7.15. При сплывах и обрушениях откосов насыпей и выемок необходимо использовать мероприятия по п.7.13, а также выполнить работы по уположению откосов, глубинному укреплению грунтов, укреплению откосов забивкой свай, произвести укрепление поверхности откосов различными материалами и конструкциями, в том числе и с использованием синтетических материалов в качестве обратного фильтра или самостоятельного слоя укрепления с учетом грунтовых и климатических условий, причин возникающих деформаций и разрушений.

7.16. В равнинной местности, где отвод воды от насыпей затруднен, а резервы, выполняющие роль испарительных бассейнов, заболачиваются, следует перестроить насыпи, используя в их верхней части дренирующие грунты, и поднять высотные отметки, обеспечивая предотвращение переувлажнения грунтов стоячими водами.

7.17. При необходимости увеличения ширины земляного полотна наиболее предпочтительным является одностороннее уширение. В особых случаях, при обоснований технической и экономической целесообразности применяется двустороннее уширение.

7.18. На полосе, примыкающей к уширяемой стороне полотна, удаляют кустарник, травяной покров и растительный грунт. Последний убирают также с откосов и обочин уширяемой части земляного полотна.

7.19. Уширение земляного полотна производят по технологическим схемам, разрабатываемым в каждом конкретном случае с учетом свойств грунтов и поперечного профиля земляного полотна с обязательным уплотнением уширяемой части до требуемых величии.

7.20. При выполнении работ по уширению земляного полотна необходимо использовать грунты, по своим показателям пригодные для укладки в уширяемую часть насыпи, а также дренирующие грунты.

7.21. Раскрытие или углубление выемок производится, как правило, с удалением грунта в кавальер, его складированием в пределах полосы отвода для возможности последующего использования на соседних участках насыпей при их уширении или поднятии высотных отметок, если грунты относятся к категории дренирующих.

7.22. При поднятии высотных отметок насыпей с сохранением или увеличением крутизны откосов происходит и уширение их подошвы. В этих случаях с участков боковых резервов, подлежащих засыпке обочин и откосов, удаляют растительный грунт. При соответствующем технико-экономическом обосновании подлежит удалению также и дорожная одежда, особенно в случаях, если высота подъема насыпи превышает ее толщину и материалы могут быть повторно использованы.

7.23. Использование при уширении или поднятии высотных отметок насыпи местных материалов и грунтов особых разновидностей (крупнообломочные, галечниковые и гравелистые, золы, шлаки и т.д.) должно быть обосновано технико-экономическими расчетами.

Работы по восстановлению откосов насыпей

Задачи ремонта автомобильных дорог

Ремонт автомобильной дороги — комплекс работ по воспроизводству ее первоначальных транспортно-эксплуатационных характеристик, при котором производится возмещение износа покрытия, восстановление и улучшение его ровности и сцепных качеств, устранение всех деформаций и повреждений дорожного покрытия, земляного полотна, дорожных сооружений, элементов обстановки и обустройства дороги, организации и обеспечения безопасности движения.

При этом под первоначальными понимаются транспортно-эксплуатационные характеристики и потребительские свойства дороги и дорожных сооружений в момент сдачи в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта.

Задача ремонта состоит в восстановлении транспортно-эксплуатационного состояния дороги и дорожных сооружений до уровня, позволяющего обеспечить выполнение нормативных требований в период до очередного ремонта при интенсивности движения, не превышающей расчетную для данной категории дороги.

Критерием для назначения ремонта дороги является такое состояние дорожного покрытия, при котором его ровность и сцепные качества снизились до предельно допустимых значений или когда на других элементах дороги и дорожных сооружениях накопились деформации и разрушения, устранение которых работами по содержанию дороги невозможно или экономически нецелесообразно.

В состав ремонта могут включаться работы по содержанию тех элементов дороги и дорожных сооружений в пределах ремонтного участка, которые не требуют ремонта.
Состав работ по ремонту автомобильных дорог

Ремонт производится комплексно по всем элементам и сооружениям на отдельных участках (перегонах) ремонтируемой дороги. Допускается проведение выборочного ремонта отдельных элементов дороги или дорожных сооружений.

Ремонт, как правило, осуществляется в соответствии с проектно-сметной документацией, разрабатываемой на основе материалов диагностики и оценки состояния дорог или инженерных изысканий. При выполнении отдельных видов работ допускается взамен проекта разработка сметной документации на основании результатов диагностики и оценки состояния дорог или ведомостей дефектов с приложением или без приложения чертежей и описания технических решений.

К ремонту автомобильных дорог и дорожных сооружений относятся следующие работы:

По земляному полотну и водоотводу:

— восстановление размытых и разрушенных участков, в том числе вследствие пучинообразования и оползневых явлений; очистка обвалов, оползней и селевых выносов;

— уменьшение крутизны откосов насыпей и выемок, засев травами откосов земляного полотна и резервов с проведением необходимых агротехнических мероприятий по созданию устойчивого дернового покрытия;

— укрепительные и другие работы, обеспечивающие устойчивость земляного полотна;

— поднятие небольших по протяженности участков земляного полотна на сырых или снегозаносимых местах, ликвидация небольших пучинистых участков;

— раскрытие снегозаносимых выемок, устройство аккумуляционных полок, срезка откосов выемок для обеспечения видимости на кривых в плане и для размещения сбрасываемого снега, устройство грунтовых банкетов и берм для защиты откосов от размывов и для задержания приносимого снега;

— восстановление земляного полотна и водоотвода на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках автомобилей, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, достопримечательным местам, паромным переправам и т.п.

— сплошная прочистка водоотводных канав, устройство новых канав, укрепление стенок и дна канав на участках, подверженных размыву;

Читать еще:  Как заделать откос между двумя дверями

— исправление и восстановление дренажных, защитных и укрепительных устройств, водоотводных лотков, быстротоков и водобойных колодцев, подводящих и отводящих русл у мостов и труб, ливневой канализации; восстановление берегозащитных и противоэрозионных сооружений; подсыпка и укрепление обочин;

— отвод в постоянное и временное пользование земель, необходимых для обеспечения работ по ремонту дороги.

По дорожным одеждам:

— восстановление изношенных верхних слоев дорожных покрытий с обеспечением требуемой ровности и шероховатости; восстановление покрытий способами и методами, обеспечивающими повторное использование материала старого покрытия;

— устройство поверхностной обработки, защитных слоев и слоев износа на всех типах дорожных одежд;

— ликвидация колей глубиной до 45 мм и других неровностей методами поверхностного фрезерования, укладки нового слоя покрытия или поверхностной обработки; восстановление бордюров по краям усовершенствованных покрытий, фрезерование и устройство покрытий из битумоминеральных смесей на укрепительных полосах и обочинах;

— замена, подъемка и выравнивание плит цементобетонных покрытий, нарезка продольных или поперечных бороздок на цементобетонных покрытиях;

— перемощение отдельных участков мостовых с заменой основания;

— восстановление профиля и усиление щебеночных, гравийных и грунтовых улучшенных покрытий с добавлением щебеночных или гравийных материалов в количестве до 500 м на километр дороги в среднем.

По обустройству дорог, организации и обеспечению безопасности движения:

— восстановление и установка вновь недостающих дорожных знаков и табло индивидуального проектирования;

— восстановление и совершенствование элементов и систем диспетчерского и автоматизированного управления движением;

— восстановление существующих и установка вновь автономных и дистанционно управляемых знаков и табло со сменной информацией и светофорных объектов;

— восстановление существующих остановочных, посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, туалетов, площадок для остановки или стоянки автомобилей; восстановление пешеходных переходов и ремонт тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, шумозащитных сооружений на участках дорог, проходящих через населённые пункты;

— устройство виражей на опасных для движения кривых;

— архитектурно-художественное оформление обустройства и благоустройства дорог и их отдельных участков, развязок, площадок отдыха, автобусных остановок, смотровых площадок и других объектов;

— восстановление электроосвещения на отдельных участках дорог, мостах, путепроводах и паромных переправах, в тоннелях;

— восстановление дорожной линейной телеграфной (телетайпной) или радиосвязи и других средств технологической и сигнально-вызывной связи;

— восстановление кабельной сети; нанесение временной разметки на период ремонта, удаление временной разметки и нанесение постоянной после завершения ремонта.

Прочие работы по ремонту:

— устройство площадок для складирования материалов и рекультивация земель, нарушенных при проведении ремонта;

— устройство и ликвидация временных объездов ремонтируемых участков дороги;

— предпроектное обследование мостовых сооружений, диагностика и оценка состояния автомобильных дорог и других дорожных сооружений;

— разработка проектно-сметной документации и ее экспертиза (в установленном порядке);

— инженерное и научно-техническое сопровождение наиболее сложных работ по ремонту.
Ремонт земляного полотна и водоотводных сооружений

Ремонт земляного полотна направлен на обеспечение сохранности геометрической формы его элементов, поддержание в работоспособном состоянии водоприемных, дренажных и водоотводных сооружений, обочин, полосы отвода. Работы, как правило, выполняют в весенне-летне-осенний периоды в объемах, определенных проектом по результатам обследования дороги.

Бровку земляного полотна восстанавливают и укрепляют посевом трав независимо от наличия на обочине укрепления и его конструктивных особенностей. Одновременно устраняют причины, вызывающие ее разрушение.

При ремонте неукрепленных обочин профилируют и планируют их поверхность с приданием поперечного уклона до 50. 60%. Для подсыпки обочин используют супесчаный, песчаный грунт или аналогичный тому, из которого отсыпана насыпь. Если на обочинах на период проведения ремонтных работ не предусматривается устройство слоев повышенной прочности, следует осуществить травосеяние. В этих случаях ремонтные работы необходимо проводить в сроки, обеспечивающие нормальный рост трав и развитие их корневой системы. Укрепление травосеянием применяют при грунтах с показателем кислотности рН>5. На укрепленных обочинах заделывают разрушения покрытий и нижних слоев укрепления, усиливают конструкцию. Эти работы целесообразно совмещать с ремонтом проезжей части. Поперечный уклон обочин делают не менее 40%. Для ремонта используют материалы, аналогичные принятым в конструкции укрепления или с лучшими свойствами.

При ремонте выполняют работы и по новому укреплению обочин, которое должно учитывать грунтовые и климатические условия, интенсивность и состав транспортных средств. Предпочтение следует отдавать местным материалам и отходам промышленности.

Для снижения расхода строительных материалов и повышения срока службы укрепления в конструкцию вводят прослойки синтетических материалов тканого и нетканого типов, которые могут выполнять функции армирующего, дренирующего или гидроизоляционного слоя, а также защитной прослойки между слоями укрепления (табл.3). Толщина полотен тканого и нетканого типов не должна превышать 2. 6 мм, ширина — не менее 0,7 м.

При ремонте откосов насыпей и выемок выравнивают отдельные участки, восстанавливают нарушенный травяной покров, исправляют укрепленные места. Восстановление травяного покрова на откосах осуществляют путем посева многолетних трав, предварительно покрыв места растительным грунтом и удобрениями. Восстановление разрушенных мест укрепленных откосов» выполняют из материалов, использованных в укреплении.

При ремонте земляного полотна восстанавливают деформированные и разрушенные элементы поверхностного водоотвода, системы дренажей, обочины, подпорные стены и откосы, притрассовые резервы с устранением причин деформаций и разрушений.

Водоотводные и нагорные канавы прочищают на всем протяжении ремонтируемого участка, создавая требуемый поперечный профиль и продольный уклон не менее 10%о особое внимание уделяют заиливающимся низовым участкам.

При постоянном размыве боковых канав ливневыми и талыми водами, подмыве оснований насыпей и выемок, конусов и укреплений малых искусственных сооружений дно, стены канав, выходные русла укрепляют сборными бетонными элементами, мощением, дернованием и другими способами с учетом скорости течения и объема перемещаемой воды, степени размываемости грунтов. Во всех случаях стены канав должны иметь укрепление на 10-15 см выше максимального уровня воды в период пропуска наибольших объемов.

Недостаточно эффективный водоотвод приводит к переувлажнению земляного полотна, поэтому на полосе отвода выполняют планировочные работы. Дно резерва во избежание застоя воды должно иметь поперечный уклон не менее 20% в сторону от насыпи и продольный уклон не менее 10%о. Если необходимо пропустить нерасчетное количество воды, делают поперечные выпуски в дополнительную водоотводную канаву, устраиваемую на границе полосы отвода. Размеры выпусков и канав зависят от местных, климатических условий.

При сильном увлажнении насыпей грунтовыми водами на границе полосы отвода следует устраивать продольные дренажные прорези открытого или закрытого типа в зависимости от грунтовых и гидрологических условий по специальным проектам на производство осушительных работ. Наряду с ремонтом открытой водоотводной системы прочищают и ремонтируют поврежденные подземные водостоки, дренажи, дренажные воронки и прорези, промывают заилившиеся дренажи с помощью гидромелиорационных машин. Если обнаружен вынос песка через дренажные трубы, необходимо перестроить приемную часть дрен, усилив щебеночный фильтр. На этих работах целесообразно использовать нетканые синтетические материалы, обеспечивающие долговременную и эффективную работу фильтров. Их следует также применять для новых продольных дренажей закрытого типа. При ремонте дренажа заменяют отдельные дрены или дрены на небольших по протяжению участках дренажа, ремонтируют устья, колодцы, заменяют на отдельных участках фильтровальную обсыпку.

На отдельных пучинистых участках частично заменяют грунт, с использованием в подстилающих слоях рулонных синтетических материалов, инъецируют растворы закрепляющих материалов, выполняют сплошную очистку дренажных устройств и водоотводных канав, на участках с малыми или затяжными продольными уклонами периодически устраивают дополнительные выпуски из боковых канав в сторону полосы отвода.

Основные дефекты и деформации земляного полотна и неотложные меры по их устранению

Сафонов С.В., эксперт ООО «Техника»

Читать еще:  Разбор слова по составу откос

Мальцев С.В., эксперт ООО «Техника»

Симиниченко В.В., эксперт ООО «Техника»

Надов Д.О., эксперт ООО «Техника»

Скаков В.А. эксперт ООО «Техника»

Главной задачей содержания земляного полотна является обеспечение исправности состояния всех его элементов, предупреждение появления неисправностей, своевременное их устранение, а также ликвидация причин, вызывающих появление неисправностей. Земляное полотно железнодорожного пути (далее — земляное полотно) служит основанием для верхнего строения пути и состоит из комплекса инженерных сооружений, рассчитанного на длительные сроки службы.

Основой содержания земляного полотна являются надзор за его состоянием с целью своевременного выявления признаков и причин деформаций, предупреждение опасных деформаций, могущих приводить к аварийным ситуациям, проведение неотложных мер, выполнение планово-предупредительных работ в комплексе работ по верхнему строению пути, а также ремонт или усиление его в качестве самостоятельных работ по индивидуальным проектам.

В течение длительного срока службы земляное полотно претерпевает различные видоизменения, которые приводят к превращению типовых поперечных профилей в эксплуатационные (типичные). Земляное полотно и его сооружения должны обеспечивать безопасность движения поездов с заданными нагрузками, скоростями движения при установленной грузонапряженности. Земляное полотно, его отдельные элементы и сооружения должны отвечать требованиям прочности, устойчивости на весь период службы при соблюдении периодичности ремонта.

Дефекты являются следствием недоработок при проектировании земляного полотна, его защитных и укрепительных сооружений; нарушений технологии строительного процесса и временной эксплуатации железнодорожных линий; неудовлетворительного текущего содержания и ремонтов железнодорожного пути.

Деформации земляного полотна возникают при недостаточной несущей способности грунтов, из которых оно возведено; несоответствии мощности верхнего строения пути нагрузкам от обращающегося подвижного состава; при недостаточной защите грунтов земляного полотна от неблагоприятных воздействий климатических и инженерно-геологических факторов (оползней, селей, наводнений). Низкое качество содержания земляного полотна, когда не обеспечивается отвод поверхностных и грунтовых вод, несвоевременно устраняются мелкие повреждения защитных и укрепительных устройств, не ликвидируются причины снижения несущей способности грунтов и другие нарушения при содержании и ремонтах железнодорожного пути, приводит к перерастанию мелких повреждений в опасные деформации, угрожающие безопасности движения поездов.

Земляное полотно — инженерное сооружение длительных сроков службы, в котором могут возникать и накапливаться дефекты и деформации. Основными более распространенными деформациями земляного полотна, опознавательные признаки, причины и неотложные меры по устранению приведенны ниже.

1. Пучины- искажения положения рельсовых нитей в продольном и поперечном профилях в виде пучинных горбов, пучинных впадин, пучинных перепадов, требующих исправления пути, и возникающие вследствие неравномерного вспучивания грунтов при промерзании. При оттаивании грунтов возможны весенние пучинные просадки.

Опознавательные признаки: деформации возникают в периоды промерзания и оттаивания грунтов; отступления в пути по уровню и в продольном профиле, вызывающие неспокойный ход поезда при движении по пучинному участку; зависание рельсов над шпалами вблизи пучинных неровностей; продольные трещины в снежном покрове, на поверхности откосной части балластной призмы, у концов шпал; при оттаивании грунта возникают просадки, перекосы, выплески, выпирание грунта при проходе поездов с выпучиванием обочин, откосов кюветов и канав, сдавливание лотков.

Причины: наличие неоднородных или неодинаково увлажненных грунтов основной площадки; увлажнение глинистых грунтов, слагающих основную площадку, вследствие наличия бессточных неровностей; неравномерное увлажнение грунтов в зоне сезонного промерзания грунтовыми водами и при запущенном состоянии водоотводов; неодинаковая глубина промерзания земляного полотна; неравномерное загрязнение и увлажнение балластного слоя.

Неотложные меры: усиленный надзор за состоянием пути в периоды роста пучин зимой и, особенно, при их спаде весной (вплоть до ежедневных осмотров); своевременное устранение отступлений от норм содержания рельсовой колеи с применением пучинных подкладок или подрельсовых прокладок (выправка пути на балласт применяется после оттаивания грунта); тщательное содержание водоотводных устройств (кюветов, канав, лотков, дренажей) с заблаговременной подготовкой к отводу воды в периоды длительных оттепелей и весеннего снеготаяния; в периоды быстрой осадки пучин при высокой температуре наружного воздуха и интенсивных атмосферных осадках возможно ограничение скорости движения поездов. После оседания пучин и прекращения просадок необходима выправка пути на балласт с изъятием пучинных подкладок.

2. Оползания откосов насыпи- отслоение откосной части насыпи с захватом основной площадки чаще всего до концов шпал или до оси пути и смещение ее к подошве откоса, иногда с захватом основания насыпи.

Опознавательные признаки: появление продольных трещин на обочинах, откосах балластной призмы, вдоль торцов шпал, под рельсошпальной решеткой, бугров на откосе и увлажненных складок в нижней части откоса; относительно большие просадки рельсовых нитей, требующие выправки пути; искажение очертаний откосов и поверхности земли рядом с основанием откоса. При оползании вначале происходит вертикальное смещение грунта с образованием стенки отрыва, затем смещение грунта в полевую сторону. Как правило, другая часть насыпи остается устойчивой. Этим отличается оползание откосов от общего смещения всей насыпи.

Причины: недостаточная плотность грунтов насыпи и откосных частей; наличие балластных шлейфов на откосах насыпей; завышенная крутизна откосов; сооружение насыпи из слабых грунтов, не пригодных для строительства; разница в плотности и влажности грунтов ядра и откосной части; наличие продольных балластных лож, мешков и особенно балластных гнезд; наличие балластного шлейфа с завышенной крутизной его откоса и смачиванием контакта глинистых и дренирующих грунтов; наличие слабых грунтов в основании откосной части насыпи; плохое текущее содержание земляного полотна; переувлажнение грунта обильными атмосферными осадками, талыми водами.

Неотложные меры: планировка обочин, заделка трещин, уборка снега в конце зимы; осушение балластных лож, мешков и гнезд; предотвращение поступления воды в тело насыпи (гидроизоляция или перехват воды и отвод ее за пределы насыпи); срезка оползающих грунтов откосов; нарезка уступов на глиняном ядре и восстановление качественным грунтом с нормируемым уплотнением; присыпка берм или контрбанкетов для усиления откоса. При восстановлении насыпи дренирующими грунтами, подаваемыми поездной возкой, недопустимо перегружать верхнюю часть откоса, а от контакта глинистых и дренирующих грунтов необходимо обеспечивать отвод впитывающейся воды.

3. Подмыв основания земляного полотна водными потоками

Опознавательные признаки: размыв берега у основания откоса земляного полотна с отложениями наносов в излучинах и подмывами нижних частей откосов; загромождение русла карчами, валунами, мелким камнем и песком с образованием местных подпоров воды и поднятием ее до верха земляного полотна; при обильных атмосферных осадках, таянии ледников вероятно полное затопление пути с размывами балластного слоя, повреждениями и разрушениями регуляционных сооружений, опор мостов, водопропускных труб; при катастрофических паводках возникает угроза безопасности движения поездов.

Причины: несвоевременное устранение повреждений и дефектов в конструкциях защитных и укрепительных устройств и сооружений; неудовлетворительное содержание регуляционных, струенаправляющих сооружений и их креплений; недостаточная сопротивляемость грунтов и защитных конструкций волновым, ледовым воздействиям и течению воды; изменение режима водотока (водоема), связанное со спрямлением русел, устройством плотин.

Неотложные меры: выполнение защитных работ в соответствии с планами водоборьбы, местными инструкциями, указаниями оперативного штаба, создаваемого на опасный период начальником дистанции пути, а при необходимости начальником отделения или начальником дороги; наращивание имеющихся регуляционных сооружений или возведение их вновь на участках угрозы размыва (отсыпка горной массы, обвалование и другие мероприятия); устранение местных завалов русла, создающих подпор воды; надзор за состоянием участка пути и устранение возникающих неисправностей.

1. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Утверждены приказом Минтранса от 21.12.2010 г. № 286.

2. Инструкция по содержанию земляного полотна железнодорожного пути (ЦП-544)

3. Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденная распоряжением ОАО РЖД № 2791р 29.12.2012 г.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector