Nmexpertiza.ru

НМ Экспертиза
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технологические карты уплотнения откосов

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГРУНТОВЫХ ПЛОТИН

Насыпные грунтовые плотины — Укладка грунта

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Укладка грунтов представляет собой основную группу технологических процессов, выполняемых при возведении таких качественных насыпей, как грунтовые плотины. По этой причине укладка занимает наибольшее время и требует наибольших капиталовложений. Все основные параметры укладки задаются еще на стадии проектирования плотины.

Укладка грунтов включает в себя следующую цепочку последовательных технологических процессов:
– подготовка естественного основания;
– отсыпка грунтового материала (в пределах технологических карт);
– разравнивание грунтового слоя на расчетную толщину и его планировка;
– уплотнение грунтового слоя;
– контроль коэффициента уплотнения и подготовка спланированной поверхности к укладке вышележащего слоя.

Принципиальная схема разбивки на карты при возведении однородной земляной плотины

2 ПОДГОТОВКА ЕСТЕСТВЕННОГО ОСНОВАНИЯ

Качественное проведение работ по подготовке природного основания очень важно. Оно позволяет обеспечить заданное в проекте надлежащее сопряжение искусственного сооружения (плотины) и естественного грунтового массива.

В общем случае подготовка основания может включать в себя следующие этапы:
1. Лесосводка — удаление деревьев, зарослей кустарника, мусора, пней.
2. Выемка котлована — в соответствии с геометрией, заданной в проектной или рабочей документации. Выемка производится с недобором до проектной глубины на величину 0,2—0,3 м. Недобор необходим для предохранения непосредственной подошвы будущего гидротехнического сооружения от длительного атмосферного воздействия.
3. Удаление ослабленных и некондиционных естественных грунтов — производится в случае необходимости, устанавливаемой в проекте.
4. Составление акта готовности естественного основания. Акт подробно отражает характер и объем всех выполненных строительных работ, а также фактическое состояние основания.

3 ОТСЫПКА ГРУНТОВОГО МАТЕРИАЛА

Отсыпка любых типов грунтов в тело грунтовой плотины производится по технологическим картам. Каждая технологическая карта представляет собой отдельную огороженную площадку (участок), в пределах которой выполняется обособленный вид работ. Количество и состав таких карт определяется в проекте организации строительства (ПОС), и во многом зависит от размеров плотины и принятой интенсивности земляных работ. Как правило, стремятся сравнять количество технологических карт и количество технологических операций. Равенство этих двух параметров позволяет обеспечить непрерывность всего цикла земляных работ: отсыпка → разравнивание → уплотнение → контроль качества. Это достигается благодаря полному исключению простоев и пауз в работе строительной техники и рабочих. Например:
– технологическая карта на отсыпку;
– технологическая карта на разравнивание;
– технологическая карта на уплотнение;
– технологическая карта на контроль качества выполненных работ.

Между собой технологические карты должны сопрягаться достаточно пологими откосами (около 1:3). Это необходимо, чтобы между картами не образовывались строительные грунтовые швы. Наличие таких швов после постановки плотины под напор водохранилища ведет к возникновению в её теле сосредоточенной фильтрации, что крайне опасно. Если сопряжение технологических карт происходит вдоль линий тока будущей (предполагаемой) фильтрации воды, то необходимо устройство прямо на поверхности сопрягающихся откосов борозд или штраб. Такие борозды должны располагаться поперек направления фильтрации. Борозды способствует удлинению пути фильтрации, что благоприятно влияет на фильтрационную прочность тела плотины.

По высоте технологические карты желательно отсыпать, выдерживая примерно одну общую высотную отметку. Разница между картами по высоте не должна превышать 3 м.

Отсыпка грунтов начинается с разгрузки кузовов автосамосвалов, формирующих небольшие отвалы. Грунт с отвалов развозится по технологической карте скреперами с открытым ковшом , которые производят отсыпку грунта тонким слоем по всей площади карты. В случае дождя грунт или укрывают водонепромокаемыми полотнищами (типа брезента), или выполняют отсыпку с уклоном (около 1:100). Такой уклон способствует быстрому оттоку воды. В случае, если всё же произошло переувлажнение поверхности грунта, верхний уже уложенный его слой снимается.

Наиболее ответственной работой по отсыпке является устройство переходных фильтровых зон, которые разделяют основные призмы плотины и глинистое ядро или экран. Сопряжение разных материалов данных зон по высоте происходит зигзагообразно — в форме «ёлочки». Основные требования к укладке грунтов переходных зон и фильтров, определяемые в проекте организации строительства:
– грунт ни в коем случае не должен быть загрязнен;
– в грунте не должна происходить сегрегация по его гранулометрическому составу (т.е. расслоение крупных и мелких фракций в конкретном объеме отсыпки); для предотвращения сегрегации применяются предварительный полив отсыпаемого грунта, и ограничение толщины слоя отсыпки.

Также очень важно качество отсыпки тела плотины в области верхового откоса. Это связано с возможным разуплотнением грунта вдоль плоскостей откосов. Отсыпка таких зон производится с временным уширением (сдвижкой) насыпи за пределы откосов. Величина уширения составляет около 30 см. В дальнейшем, при производстве работ по креплению откосов, грунт выполненных уширений срезается — до восстановления профилей откосов, заданных в проектной документации.

4 РАЗРАВНИВАНИЕ И ПЛАНИРОВКА ГРУНТОВОГО СЛОЯ

Разравнивание отсыпанного грунта ведется до получения расчетной толщины грунтового слоя. Толщина грунтового слоя — важный параметр, определяемый при разработке проекта плотины. На строительной площадке принятая в проектной или рабочей документации толщина грунтового слоя может быть скорректирована (на основании уточненных данных по карьерным грунтам).

Работы по разравниванию выполняются после отсыпки, но с минимальной задержкой. Это необходимо для сохранения оптимальной влажности грунта Wопт, которая получена при его предварительном кондиционировании .

Для разравнивания и планировки грунта в пределах технологической карты по её периметру устанавливаются маяки (вешки). При разравнивании могут также выполняться дополнительное кондиционирование, боронование, удаление или дробление валунов. Разравнивание грунта глинистого ядра или экрана осуществляется вдоль оси ядра, а не поперек.

5 УПЛОТНЕНИЕ ГРУНТОВОГО СЛОЯ

Для уплотнения разравненного и спланированного слоя применяются два метода — статический (статическими катками, оборудованными гладкими вальцами) и вибрационный (вибрационными катками, оборудованными кулачковыми вальцами). Статический метод используется для уплотнения связных (глинистых) грунтов, динамический — для несвязных (песчаных). Иногда уплотнение производится гружеными самосвалами, а в стесненных местах — виброплитами (100—400 кг) и даже ручными трамбовками.

Уплотняющая техника должна уплотнить грунт до достижения так называемого коэффициента уплотнения kупл. Коэффициент уплотнения определяется в проекте грунтовой плотины и обычно находится в пределах 0,92—0,98. При выполнении уплотнения грунт должен иметь оптимальную влажность Wопт.

Наилучшая схема движения катков по технологической карте — челночная, реже применяется круговая схема. Катки перемещаются вдоль оси плотины, начиная от бровок верхового и низового откосов с постепенным приближением к центру плотины. Скорость уплотняющих катков — не более 0,4 м/с.

6 ИНТЕНСИВНОСТЬ УКЛАДКИ

Интенсивность работ по укладке и связанная с этим скорость роста грунтовой плотины, как правило, не ограничивается. Ограничение интенсивности задается при проектировании плотины только в двух случаях:
– если в тело плотины укладываются глинистые грунты пластичной консистенции;
– если в естественном основании присутствуют глинистые грунты, также находящиеся в пластичном состоянии.

Наложение ограничения по интенсивности связано с возможным появлением в описанных грунтах порового давления, которое резко возрастает при увеличении нагрузки на грунт от вышележащих слоев. При превышении поровым давлением определенной величины происходит резкая потеря несущей способности грунта и переход его в текучее состояние. Для снижения порового давления требуется завершение процессов консолидации, т. е. оттока из пор глинистого грунта определенного объема воды.

Технологические карты уплотнения откосов

ПРОЕКТ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

Технологическая карта №

на производство работ по уплотнению грунта

Оглавление

  1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
  2. РАБОТЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА
  3. ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
  4. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ
  5. БЕЗОПАСТНОСТЬ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РАБОТ ПО УПЛОТНЕНИЮ ГРУНТА
  6. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТ
  7. СОСТАВ БРИГАДЫ ПО ПРОФЕССИЯМ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОТЫ
  8. ПОТРЕБНОСТЬ МАШИН, МЕХАНИЗМОВ, ОБОРУДОВАНИЯ, ПРИБОРОВ И ИНВЕНТАРЯ
  1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Технологическая карта составлена на производство работ по уплотнению грунта

При производстве работ по уплотнению грунта следует руководствоваться:

  • РД 102-011-89 «Охрана труда. Организационно-методические указания»
  • СНиП 12-03-2001 г «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»
  • СНиП 12-04-2002 г «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»
  • СП 126.13330.2012 «Геодезические работы в строительстве»
  • СП 48.13330.2011 «Организация строительства»
  • СН 494-77 «Нормы потребности в строительных машинах»
  • СП 45.13330.2012 «Земляные сооружения, основания и фундаменты»
  • СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции»
  • ГОСТ 12.01.046-85 «Строительные нормы освещения строительных площадок»

ВППБ 01-04-98 “Правила пожарной безопасности для предприятий и организаций газовой

«Инструкция по производству строительных работ в охранных зонах реконструкции компрессорных станций»;

  • ПОТ РМ 027-2003 «Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте»
  • рабочим проектом и проектом производства работ по данному объекту.
  1. Работы подготовительного периода :
    • До начала производства работ необходимо:
    • Произвести инструктаж рабочих по технике безопасности.
    • Обеспечить рабочих необходимым оборудованием, инструментом, инвентарем, приспособлениями, спецодеждой и спецобувью.
    • Обеспечить рабочие места средствами первой медицинской помощи, противопожарным оборудованием.
    • Ознакомиться с проектом.
    • Проверить исправность инструмента, приспособлений, неисправные заменить.
    • Лицо, ответственное за безопасное производство работ проверяет:
    • состояние выбранной площадки

соблюдение безопасных расстояний

  • Лицо, ответственное за безопасное производство работ дает разрешение на установку бульдозера и катка на данной площадке.
  • Лицо, ответственное за безопасное производство работ, определяет границы опасной зоны и выставляет сигнальные ограждения, руководит выгрузкой грунта.
  1. Порядок производства работ.
  • Производится разработка выемок.
  • Организовывается отвод поверхностных вод из всей зоны производства работ.
  • Производство отсыпки грунта в насыпь.
  • Планировка и уплотнение поверхности
  • Устройство оснований
  • Уплотнение оснований катком
  1. Технология проведения работ.
  • Разработку выемок и резервов следует начинать, как правило, с пониженных мест рельефа. В процессе строительства должен быть обеспечен постоянный отвод поверхностных вод из всей зоны производства работ. Временные устройства для сбора поверхностного стока и водоотвода выполняются в соответствии с требованиями СНиП III-8-76.
  • Разработку выемок и отсыпку насыпей на косогорах круче 1 : 3 или оползневых склонах допускается производить только после строительства специальных защитных устройств.
  • В нескальных грунтах выемки следует разрабатывать в соответствии с требованиями СНиП III-8-76. Недобор следует ликвидировать при проведении планировочных работ непосредственно перед устройством слоев одежды.
  • Использование в одном слое насыпи разных видов грунтов не допускается, за исключением случаев, когда такое решение специально предусмотрено проектом. При изменении вида грунта в месте его разработки слои разных видов следует сопрягать по типу выклинивания.
  • Отсыпку грунта в насыпь следует производить от краев к середине слоями на всю ширину земляного полотна, включая откосные части. Последующая подсыпка краевых или откосных частей не допускается.
  • Уплотнение грунта производится слоями 0,35м последовательными проходами, начиная от краев с последовательным смещением к середине.
  • Уплотнение грунта укаткой должен производиться при рациональном скоростном режиме работы катка. Скорости движения катка по ходам различны, причем первый и два последних хода совершаются на малых скоростях (2-2,5 км/ч), а все промежуточные ходы – на больших. Каждый последующий проход должен перекрывать след предыдущего на 8-10см.
  • При уплотнении грунта котлована с различной глубиной заложения, уплотнение начинать с площадок с наиболее высокими отметками, с последовательным переходом к низким.
  • Число проходов по одному следу устанавливается опытным путем в соответствии с требуемой проектной плотностью грунта.
  • В случае, когда не предусмотрено уплотнение откосов специальными средствами, допускается, в цепях уплотнения грунта в краевых частях, прилегающих к откосу, отсыпать слой на 0,3-0,5 м шире проектного очертания насыпи. Уширение не требуется при устройстве насыпей из крупнообломочных и песчаных грунтов и при высоте насыпи менее 2,0 м с откосами 1:2 и положе.
  • Излишний грунт убирают при планировке откосов на завершающем этапе возведения насыпи и используют для досыпки обочин, устройства съездов, рекультивации и т.п.
  • Каждый слой следует разравнивать, соблюдал проектный продольный уклон. Перед уплотнением поверхность отсыпаемого слоя должна быть спланирована под двускатный или односкатный поперечный профиль с уклоном 20-40 % к бровкам земляного полотна.
  • Движение транспортных средств, отсыпающих на насыпи очередной слой, необходимо регулировать по всей его ширине.
  • Плотность грунта после уплотнения слоя не должна быть меньше установленной требованиями с СП 34.13330.2012.
  • Не допускается уплотнение на расстоянии менее 3 м от искусственных сооружений.
  • Уплотнение рыхлых глинистых грунтов следует, как правило, начинать кулачковыми, решетчатыми катками или катками на пневматических шинах с неполной балластной нагрузкой (массой 10-16 т) и заканчивать – катками на пневматических шинах массой 25 т и более или самоходными вибрационными катками массой 16 т и более.
  • Уплотнение грунтов следует производить при влажности, близкой к оптимальной.
  • Влажность грунтов, уплотняемых катками на пневматических шинах, по отношению к оптимальному значению, определенному по ГОСТ 22733-77, не должна выходить за пределы приведенных в табл. 1.
  • При влажности менее оптимальной следует увеличивать число проходов катка, а при влажности менее допустимых значений, указанных в табл. 1, увлажнять грунт.
  • При уплотнении песчаных грунтов виброкатками следует проверять возможность достижения требуемой плотности при их естественной влажности.
  • При использовании грунтов, имеющих влажность более допустимых значений, следует предусматривать просушивание грунта: естественным способом, введением песка, сухого малосвязного грунта, шлаков, неактивных зол, укладываемых в виде дренирующих слоев или водопоглощающих прослоек, а также активных добавок (известь, золы уноса, гипс и др.), применяемых для осушения глинистых грунтов в основании и верхней части земляного полотна.
Читать еще:  Жидкие гвозди для пластиковых откосов
Вид грунтаВлажность при требуемом коэффициенте уплотнения
1-0,980,950,90
Пески пылеватые, супеси легкие, крупныеНе более 1,35Не более 1,6Не нормируется
Супеси легкие и пылеватые0,8 – 1,250,75 – 1,350,7 – 1,6
Супеси тяжелые пылеватые и суглинки легкие и легкие пылеватые0,85 – 1,150,8 – 1,20,75 – 1,4
Суглинки тяжелые и тяжелые пылеватые, глины0,95 – 1,050,9 – 1,10,85 – 1,2
  • Уплотнение просадочных и полупросадочных грунтов на проектную глубину следует производить трамбованием с последующей укаткой.
  • При использовании в качестве материала для возведения земляного полотна отходов горно-рудной, угледобывающей промышленности, зол, шлаков, строительных и бытовых отходов уплотнение их следует осуществлять, как правило, тяжелыми вибрационными или решетчатыми катками и трамбующими машинами.
  • При применении пылеобразующих отходов необходимо при производстве работ принимать меры по обеспыливанию (полив водой или закрепляющими растворами). Перед уплотнением горелые породы должны быть нейтрализованы поливом водой и выдерживанием в течение суток.
  • Для определения уплотнения грунта используют – «Методика определения коэффициента относительного уплотнения песков»
  1. Безопасность при производстве работ по уплотнению грунта.

Для безопасности при производстве работ по уплотнению грунта следует руководствоваться следующими документами:

  • СНиП 12-03-2001 г «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»
  • СНиП 12-04-2002 г «Безопасность труда в строительстве. Часть 2 . Строительное производство»
    • Перед началом работ ответственный за проведение работ обязан провести инструктаж по безопасным методам труда и техники безопасности с машинистами бульдозера и катка. Проведение инструктажа оформляется под расписку в журнале по технике безопасности.
    • Выдать наряд-допуск, схему производства работ, показать на месте границы работы механизма, расположение действующих трубопроводов, кабелей и других подземных коммуникаций.
    • На бульдозере нельзя работать в пределах призмы обрушения грунта.
    • Запрещается разработка грунта бульдозером при движении на подъем или под уклон, с углом наклона более, указанного в паспорте машины.
    • Запрещено проводить ремонт, чистку, наладку и смазку катка, бульдозера при работающем двигателе.
    • Для очистки отвала бульдозера необходимо остановить машину, а отвал опустить на землю, под гусеницы положить упоры.
    • Персонал, обслуживающий машину, должен хорошо изучить её, иметь удостоверение на право управления, регулярно её осматривать.
    • Машинист не имеет права передавать управление машиной другому лицу без разрешения на это ответственного за эксплуатацию
    • Запрещается работать по укатке на косогорах и уклонах более 10º, а так же у бровок свежеотсыпанных насыпей.
    • Запрещается загружать балласт во время движения катка.
    • Места производства работ ограждать сигнальной лентой.
  1. Контроль качества работ

При контроле качества работ следует руководствоваться следующим документом:

ВСН-012-88 «Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Контроль качества и приемка работ»

  1. При устройстве оснований и покрытий из щебеночных, гравийных и песчаных материалов, обработанных неорганическими вяжущими материалами, следует контролировать:
  • не реже одного раза в смену – влажность смеси по ГОСТ 5180-84, прочность материала по ГОСТ 23558-94 и плотность солевых растворов при отрицательной температуре;
  • не реже одного раза в семь смен – точность дозирования компонентов смеси контрольным взвешиванием;
  • постоянно – качество уплотнения, соблюдение режима ухода.
  1. Качество уплотнения следует проверять путем контрольного прохода катка массой 10-13 т по всей длине контролируемого участка, после которого на основании (покрытии) не должно оставаться следа и возникать волны перед вальцом.
  1. Состав бригады по профессиям и распределение работы
  1. Потребность машин, механизмов, оборудования, приборов

Курсы

Индексы

РАЗДЕЛ 1. СООРУЖЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Технологическая карта N 3

ВОЗВЕДЕНИЕ НАСЫПИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
ВЫСОТОЙ ДО 1,5 м С РАЗРАБОТКОЙ ГРУНТА В КАРЬЕРЕ ЭКСКАВАТОРАМИ
ЭО-4225 И ТРАНСПОРТИРОВКОЙ АВТОМОБИЛЯМИ-САМОСВАЛАМИ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Технологическая карта разработана на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проектов производства работ и организации труда на строительном объекте.

Технологическая карта составлена на возведение насыпи земляного полотна высотой 1,5 м при разработке грунта II группы экскаваторами типа ЭО-4225 с вместимостью ковша 1,25 м и перевозке грунта автомобилями-самосвалами.

Для транспортировки грунта в данном технологическом процессе приняты автомобили-самосвалы КамАЗ-55111.

Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к конкретным условиям производства работ с учетом имеющихся материально-технических ресурсов.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

2.1. До возведения земляного полотна необходимо:

— восстановить и закрепить трассу дороги и полосу отвода;

— расчистить территорию в пределах полосы отвода от кустарников, пней и валунов;

— произвести разбивку земляного полотна и грунтового карьера;

— устроить временные землевозные дороги для транспортирования грунта;

— устроить съезды в забой и выезды из него;

— обеспечить отвод поверхностных и грунтовых вод от забоя;

— устроить освещение забоя и отвалов при работе в темное время суток.

2.2. Работы по возведению земляного полотна (рис.1) из сосредоточенного грунтового карьера при разработке грунта экскаваторами ЭО-4225 и транспортировании в насыпь автомобилями-самосвалами КамАЗ-55111 на среднее расстояние 2,5 км ведутся в разработанной технологической последовательности процессов производства работ (табл.3) на 5 захватках длиной 200 м.

Рис.1. Конструкция земляного полотна в поперечном профиле

Длина захватки при выполнении работ по отделке земляного полотна принята 800 м.

2.3. На первой захватке выполняются следующие технологические операции:

— срезка растительного слоя грунта бульдозером;

— уплотнение основания насыпи пневмокатком.

Толщину срезаемого растительного слоя грунта устанавливают по согласованию с землепользователем. В карте принята толщина этого слоя 30 см.

Работы в данной технологической карте выполняют бульдозером ДЗ-171 по поперечной схеме. Грунт срезают от оси дороги поперечными проходами бульдозера, перекрывая каждый предыдущий след на 0,25-0,3 м, и перемещают за пределы полосы отвода.

В дальнейшем срезанный растительный грунт используют для укрепления откосов земляного полотна.

Основание насыпи уплотняют катком ДУ-101 за 4 прохода по одному следу. При уплотнении каждый предыдущий след перекрывают последующим на 1/3 его ширины. Движение катка осуществляют по круговой схеме.

Основание насыпи должно иметь коэффициент уплотнения не ниже 0,98.

2.4. На второй, третьей, четвертой и пятой захватках выполняются технологические операции по устройству соответственно нижнего, второго, третьего и верхнего слоев грунта земляного полотна в следующей последовательности:

— разработка грунта в карьере экскаватором с погрузкой в автомобили-самосвалы;

— подвозка грунта автомобилями-самосвалами в насыпь для отсыпки соответственно нижнего, второго, третьего и верхнего слоя;

— послойное разравнивание грунта в насыпи бульдозером;

— послойное увлажнение грунта водой до оптимальной влажности (при необходимости);

— послойное уплотнение грунта самоходными катками на пневматических шинах при 10 проходах по одному следу.

2.5. Ширина насыпи по верху на уровне дна корыта при принятой толщине дорожной одежды 0,6 м и крутизне откосов 1:3 составляет 18,6 м (см. рис.1).

Отсыпка насыпи с учетом толщины снимаемого растительного слоя грунта предусмотрена в четыре слоя по 0,3 м каждый.

2.6. Технологической картой предусмотрено возведение насыпи земляного полотна с разработкой грунта экскаваторами ЭО-4225 и транспортировкой автомобилями-самосвалами КамАЗ-55111 на расстояние 2,5 км.

Разработку грунтового карьера экскаваторами «прямая лопата» производят по схеме (рис.2).

Рис.2. Схема разработки грунтового карьера

Сечение забоя устанавливают в соответствии с рабочими характеристиками выбранного типа экскаватора (рис.3).

Рис.3. Сечение грунтового карьера (размеры в м):

— наибольший радиус резания; — наибольший радиус выгрузки; — радиус резания на уровне
стояния гусениц; — радиус выгрузки при наибольшей высоте выгрузки; — наибольшая высота
выгрузки; — расстояние от кромки разрабатываемой траншеи до оси прохода экскаватора; — глубина
пионерной траншеи; , — уширенные лобовые забои; , , — проходки боковыми забоями

При принятой схеме разработки грунтового карьера экскаватором вначале устраивается сквозная поперечная траншея (), транспортные средства в этом случае размещаются выше уровня стоянки экскаватора. В дальнейшем разработка карьера ведется продольными проходами.

Глубина первой пионерной траншеи (рис.3) определяется из условия обеспечения погрузки грунта в автомобиль-самосвал при использовании наибольшей высоты выгрузки

,

где — наибольшая высота выгрузки, м;

0,5 — расстояние по высоте между днищем ковша и верхом борта автомобиля, м;

— погрузочная высота автомобиля-самосвала, м.

Расстояние от кромки разрабатываемой траншеи до оси прохода экскаватора определяется по условиям обеспечения погрузки грунта в автомобиль-самосвал при использовании наибольшего радиуса выгрузки

,

где — наибольший радиус выгрузки при наибольшей высоте выгрузки, м;

— безопасный зазор между кромкой выемки и колесом автомобиля-самосвала, м;

— ширина базы автомобиля-самосвала, м.

Ось прохода экскаватора при разработке второй траншеи должна располагаться на расстоянии от оси движения автомобиля-самосвала, который в нашем случае будет двигаться на уровне основания пионерной траншеи.

При разработке третьей траншеи положение оси прохода определяется размещением транспортных средств, которые будут двигаться на уровне стоянки экскаватора.

При разработке четвертой траншеи автомобили-самосвалы размещаются на уровне основания первого яруса и при разработке пятой траншеи — на уровне стоянки экскаватора.

Подобными расчетами можно определить количество проходов экскаватора и разработать схему его работы при других исходных данных и размерах грунтового карьера.

Уклоны дна проходок должны предотвращать приток и скопление в забоях грунтовых и поверхностных вод.

Рабочий цикл экскаватора с прямой лопатой состоит из следующих операций:

— копания грунта (движение стрелы, рукояти и ковша);

— поворота на разгрузку (поворот платформы со всем рабочим оборудованием);

— разгрузки (открыванием днища ковша или поворотом ковша относительно рукояти);

— поворота в забой;

— опускания стрелы и рукояти с ковшом на подошву забоя.

Рис.4. Схема работы экскаватора «прямая лопата»:

1 — ковш; 2 — гидроцилиндр ковша; 3 — рукоять; 4 — гидроцилиндр рукояти; 5 — стрела;
6 — гидроцилиндр стрелы; 7 — дополнительная нижняя часть стрелы; 8 — кабина;
9 — силовая установка; 10 — противовес; 11 — ходовая часть; 12 — опорно-поворотный круг

2.7. Транспортировку грунта из карьера в насыпь производят автомобилями-самосвалами КамАЗ -55111.

Количество транспортных средств, необходимых для перевозки грунта, определяют расчетом с учетом фактических условий работы и дальности возки. В каждый автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 загружают 7,5 м грунта.

Грунт транспортируют до места производства работ и выгружают через каждые 5 м вдоль насыпи и через каждые 5 м по ее ширине (рис.5).

Рис.5. Схема разгрузки грунта в насыпь

Расстояние между центрами куч вдоль насыпи определяют по формуле

,

где — грузоподъемность автомобиля-самосвала, т;

— ширина полосы (или средняя линия) рассыпаемого материала, м;

— толщина слоя, м;

— плотность материала, т/м;

— количество куч, выгружаемых в каждом поперечном створе.

м.

Расстояние между центрами куч по ширине насыпи

м.

2.9. Грунт уплотняют слоями толщиной 0,30 м последовательными круговыми проходами пневмокатка ДУ-101 по всей ширине насыпи за десять проходов по одному следу.

Уплотнять грунт следует при оптимальной влажности, определенной по ГОСТ 22733-77*, которая не должна выходить за пределы указанной в табл.1 для разных типов грунтов.
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 22733-2002. — Примечание изготовителя базы данных.

При недостаточной влажности грунт увлажняют с помощью поливомоечной машины. В технологической карте расход воды на эти цели принят в количестве 3% от объема грунта.

Первые два прохода катка следует выполнять на расстоянии 2 м от бровки насыпи, а затем, смещая проходы на 1/3 ширины следа в сторону бровки, уплотняют края насыпи, не доходя 0,3-0,5 м до откоса. После этого продолжают уплотнение круговыми проходами от края к середине (рис.6).

Рис.6. Технологический план потока по возведению насыпи земляного полотна (=1,5 м) с разработкой
грунта экскаваторами ЭО-4225А и транспортировкой автомобилями-самосвалами КамАЗ-55111

В целях уплотнения грунта в краевых частях насыпи, прилегающих к откосу, ее следует отсыпать на 0,3-0,5 м шире проектного очертания.

Каждый последующий проход по одному и тому же следу начинают после перекрытия предыдущими проходами всей ширины земляного полотна.

Влажность, %, при требуемом коэффициенте уплотнения

Технологическая карта на уплотнение грунтов при производстве работ нулевого цикла (котлованы, траншеи)

Статус документа:действующий
Название рус.:Технологическая карта на уплотнение грунтов при производстве работ нулевого цикла (котлованы, траншеи)
Область применения:Технологическая карта распространяется на работы по уплотнению грунтов в траншеях и котлованах при производстве работ нулевого цикла, выполняемых строительными организациями Главмосстроя. В основу разработки технологической карты положено применение научной организации труда. Технологическая карта предназначена для составления проектов производства работ по уплотнению грунтов в траншеях и котлованах при производстве работ нулевого цикла и с целью ознакомления рабочих и инженерно-технического персонала с правилами производства работ и организацией груда. Во всех случаях применения настоящей технологической карты необходима ее привязка к конкретному объекту. При привязке уточняются объем работ, калькуляция трудовых затрат, средства механизации с учетом максимального использования наличного парка строительных машин.
Краткое содержание:1. Область применения
2. Организация и технология работ
2.1. Способы уплотнения грунта в котлованах и траншеях
2.2. Выбор варианта уплотнения
2.3. Подготовительные работы
2.4. Характеристика свойств уплотняемых грунтов
2.5. Уплотнение грунта механизмами
2.6. Уплотнение грунта пневматическими и электрическими трамбовками
2.7. Операционный контроль качества работ
2.8. Организация труда
2.9. Техника безопасности
3. Технико-экономические показатели
4. Калькуляции трудовых затрат
5. Графики производства работ
6. Материально-технические ресурсы
Дата актуализации текста:01.10.2008
Дата введения:01.01.1983
Дата добавления в базу:01.02.2009
Доступно сейчас для просмотра:100% текста. Полная версия документа.
Опубликован:ротапринт Мосоргстроя № 1983
Документ утвержден:Трест Мосоргстрой Главмосстроя от 1983-01-01
Документ разработан:

ОРДЕНА ЛЕНИНА ГЛАВМОССТРОЙ при МОСГОРИСПОЛКОМЕ

МОСОРГСТРОЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА УПЛОТНЕНИЕ ГРУНТОВ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ
РАБОТ НУЛЕВОГО ЦИКЛА

(котлованы, траншеи)

Москва — 1983

Технологическая карта разработана проектно-технологическим отделом треста Мосоргстрой (А.Н. Абрамович, А.П. Смирнов), согласована с Управлением подготовки производства Главмосстроя.

Технологическая карта рекомендована к внедрению в строительном производстве.

Замечания и предложения по настоящей карте направлять по адресу: 113095, Б. Полянка, д. 51а, трест Мосоргстрой

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Технологическая карта распространяется на работы по уплотнению грунтов в траншеях и котлованах при производстве работ нулевого цикла, выполняемых строительными организациями Главмосстроя.

1.2. В основу разработки технологической карты положено применение научной организации труда.

1.3. Технологическая карта предназначена для составления проектов производства работ по уплотнению грунтов в траншеях и котлованах при производстве работ нулевого цикла и с целью ознакомления рабочих и инженерно-технического персонала с правилами производства работ и организацией груда.

1.4. Во всех случаях применения настоящей технологической карты необходима ее привязка к конкретному объекту. При привязке уточняются объем работ, калькуляция трудовых затрат, средства механизации с учетом максимального использования наличного парка строительных машин.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТ

2.1. Способы уплотнения грунта в котлованах и траншеях

2.1.1. Уплотнить глинистые грунты на глубину от 10 до 50 см можно с помощью катков различных систем (лист 1, 2, 3).

2.1.2. Несвязные грунты хорошо уплотняются передвижными виброкатками и виброплитами. С помощью виброплит достигается глубина уплотнения в среднем 0,5 — 0,7 м.

2.1.3. Чистые рыхлые пески можно уплотнять на глубину до 6 м методом виброштокования. Виброшток изготовляют из трубы Æ 70 мм, к нижней части которой приварены три металлические лопасти. На нижнем конце трубы просверливают отверстия для подачи воды. Погружают виброшток высокочастотным вибратором, установленным на трубе. Установка обслуживается краном.

2.1.4. Навесная гидротрамбовка предназначена для уплотнения грунта при обратной засыпке траншей, пазух фундаментов, котлована, подпорных стенок. Толщина уплотняемого слоя 0,5 м.

2.1.5. Трамбовки электрические ИЭ-4501, ИЭ-4506 и пневмотрамбовки ТР-4, ТР-6 предназначены для уплотнения несвязного грунта в стесненных условиях при засыпке траншей, котлованов. Уплотнение грунта производится путем возвратно-поступательного перемещения трамбующего башмака. Трамбовки вибробезопасны, просты и надежны в работе, значительно повышают производительность труда при уплотнении грунта, исключают его последующее оседание. Глубина уплотнения за три перехода 0,4 м.

2.1.6. Самоходная инерционная грунтоуплотняющая машина М-1110 предназначена для уплотнения виброударным способом связных и несвязных грунтов. Машины можно использовать при устройстве грунтовых подсыпок под полы в зданиях и прокладке подземных коммуникаций. В зависимости от конкретных условий машина работает как самоходная или как навесная крановая. Глубина уплотнения 0,5 — 0,6 м.

2.2. Выбор варианта уплотнения

Способ уплотнения грунта рекомендуется выбирать путем сравнения вариантов по технико-экономическим показателям с учетом области применения каждого метода. При выборе варианта уплотнения грунта необходимо учитывать:

стесненность мест производства работ;

свойства уплотняемых грунтов;

производство работ в охранной зоне действия подземных коммуникаций;

наличие машин и механизмов.

2.3. Подготовительные работы

2.3.1. Работы по уплотнению грунта должны быть определены проектом и проектом производства работ.

2.3.2. На стройплощадке к началу работ должны быть завезены все необходимые механизмы, машины, инструменты.

2.3.3. Грунт для уплотнения траншей, котлованов должен завозиться из резерва или из отвалов, находящихся непосредственно на стройплощадке, к началу работ.

2.3.4. Объект должен быть обеспечен необходимой электроэнергией, водой.

2.3.5. На стройплощадке должны быть выполнены временные дороги, обеспечивающие подъезд автотранспорта к котловану и траншее.

2.3.6. Стройплощадка должна быть освещена в ночное время, включая сигнальное освещение.

2.3.7. До начала обратной засыпки грунтом траншеи необходимо:

полностью закончить прокладку трубопроводов (коллекторов);

закончить и проверить гидроизоляцию трубопроводов (коллекторов);

удалить из траншеи все вспомогательные материалы, оборудование и механизмы;

составить акты на скрытые работы и получить разрешение заказчика на обратную засыпку.

2.3.8. До начала подсыпки грунта под полы необходимо:

полностью закончить работы по установке фундаментов;

закончить и проверить гидроизоляцию фундаментов;

удалить из котлована все вспомогательные материалы, оборудование и механизмы;

сделать съезды в котлован;

составить акты на скрытые работы и получить разрешение заказчика на обратную засыпку.

2.4. Характеристика свойств уплотняемых грунтов

2.4.1. Требуемая плотность грунта, выраженная объемным весом скелета грунта или коэффициентом уплотнения, назначается проектом на основании данных исследований грунта методом стандартного уплотнения, при котором устанавливается его максимальная плотность и оптимальная влажность.

2.4.2. Уплотнение грунта следует производить при оптимальной влажности. Допускаемые отклонения для связных грунтов — ±10 %; для несвязных грунтов — ±20 %.

2.4.3. При недостаточной влажности связных грунтов их следует увлажнять, как правило, в местах разработки (в резерве, карьерах).

2.4.4. При недостаточной влажности несвязных и малосвязных грунтов допускается увлажнять их в отсыпаемом слое.

2.4.5. При избыточной влажности грунта следует производить его подсушивание.

2.4.6. Количество воды — «g» тонн, необходимой для замачивания 1 м3 грунта по объему в выемке с целью повышения его влажности, следует определять по формуле, приведенной в СНиП III-8-76:

g = Yc (Wo — Wк + Wп), где

Yc — объемный вес скелета грунта в карьере, т/м3;

Wo — оптимальная влажность;

Wк — влажность грунта в карьере;

Wп — потери влаги при разработке, транспортировке и укладке грунта.

2.4.7. Для определения основных свойств грунта необходимо руководствоваться техническим заключением об инженерно-геологических условиях участка строительства Мосгоргеотреста.

2.5. Уплотнение грунта механизмами

(гидротрамбовками, виброударной трамбовкой, вибрационными плитами, катками)

2.5.1. Уплотнение грунтов насыпей и обратных засыпок должно выполняться послойно. Толщину уплотняемых слоев следует назначать в зависимости от условий производства работ, вида грунтов, применяемых уплотняющих машин и предварительно принимать по таблице 1 с последующим уточнением по результатам опытного уплотнения.

Техническая характеристика машин при уплотнении грунтов

Толщина слоя грунта в плотном теле, см

Число проходов или ударов в грунте

Кулачковый каток весом 3 — 5 т

Каток на пневматических машинах весом т: 10

Трамбовочная плита весом 2 т при высоте падения 2 м

Навесной тракторный трамбовщик

ПРИМЕЧАНИЕ. Над чертой даны значения, необходимые для уплотнения грунта до плотности не менее 0,95; под чертой — до плотности не менее 0,98 от максимальной.

2.5.2. Для уплотнения связных грунтов следует применять катки на пневматических шинах, кулачковые и решетчатые, трамбующие и вибротрамбующие машины.

2.5.3. Уплотнение грунта должно производиться проходками уплотняющих машин вдоль насыпи со смешением от бровок насыпи к ее середине. Наименьшее расстояние прохода уплотняющих машин от бровки насыпи должно быть 0,5 м. Уплотнение откосов должно производиться снизу вверх.

2.5.4. Каждый последующий проход (удар) уплотняющей машины должен перекрывать след предыдущего на 0,1 — 0,2 м.

2.5.5. При уплотнении грунта в земляных сооружениях (кроме гидротехнических) кулачковыми катками разрыхленную часть верхнего слоя следует доуплотнять более легкими уплотняющими машинами других типов.

2.5.6. Уплотнение грунтов в естественных условиях при обратных засыпках грунта в пазухи фундаментов, вокруг различного рода опор, трубопроводов, коллекторов, смотровых колодцев, при устройстве грунтовых подсыпок под полы, в сопряжениях земляного полотна с искусственными сооружениями и других местах должно производиться машинами с трамбующими и вибротрамбующими рабочими органами, выполненными как постоянное или сменное навесное оборудование к базовым серийно выпускаемым машинам (кранам, тракторам, экскаваторам) (лист 5, 6).

2.5.7. Несвязной грунт 1 группы уплотняют вибрационными плитами.

2.5.8. Обратную засыпку нижних слоев грунта в траншее производят экскаватором-планировщиком. Разравнивание выполняют вручную или, если позволяет рабочая зона, экскаватором-планировщиком. Верхние слои засыпают и разравнивают бульдозером.

2.5.9. Грунт уплотняют, начиная с зон возле коллектора (трубопровода), а затем двигаются в направлении к краю траншеи, при этом каждый последующий проход трамбующей машины должен перекрывать след предыдущего на 0,1 — 0,2 м.

2.5.10. Обратную засыпку, разравнивание и уплотнение грунта внутри здания под полы выполняют последовательно по слоям. Толщина слоя принимается в зависимости от применяемой уплотняющей машины. Обратную засыпку грунта производят автомобилями-самосвалами, разравнивание — бульдозером. В труднодоступных местах (между откосами и фундаментами) и в пределах 40 см от фундаментов грунт разравнивают вручную.

ПРИМЕЧАНИЕ. Схемы по организации производства работ по уплотнению грунта разработаны для вибрационных плит (лист 8, 11, 12).

2.6. Уплотнение грунта пневматическими и электрическими трамбовками

2.6.1. Уплотнение грунта в особо стесненных местах и при небольших объемах работ следует производить пневмотрамбовками и электротрамбовками (табл. 2).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector