Nmexpertiza.ru

НМ Экспертиза
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Углы откосов рабочих уступов не должны превышать

41. Требования к высоте уступов и углам откосов рабочих уступов

Высота уступа определяется проектом с учётом результатов исследования физико-механических свойств горных пород, горно- геологических условий залегания и параметров оборудования. При применении гидравлических экскаваторов и погрузчиков безопасная высота уступа определяется расчётами с учётом траектории движения ковша. При разработке пород с применением БВР допускается увеличение высоты уступа до 1, 5 высоты черпания экскаватора при условии что высота развала не превышает максимальную высоту черпания экскаватора или при условии разделения развала на подъуступы.

Высота уступа не должна превышать:

· при разработке одноковшовыми экскаваторами типа механической лопаты без применения взрывных работ — высоту черпания экскаватора;

· при разработке драглайнами, многоковшовыми и роторными экскаваторами — высоту или глубину черпания экскаватора;

· при разработке вручную рыхлых и сыпучих пород — 3 м, мягких, но устойчивых, а также крепких монолитных пород — 6 м.

Углы откосов рабочих уступов не должны превышать:

а) при работе экскаваторов типа механической лопаты и драглайна — 80 градусов;

б) при работе роторных экскаваторов — 80 градусов;

в) при работе многоковшовых цепных экскаваторов нижним черпанием — угла естественного откоса этих пород;

г) при разработке вручную:

рыхлых и сыпучих пород — угла естественного откоса этих пород;

мягких, но устойчивых пород — 50 градусов;

скальных пород — 80 градусов.

Предельные углы откоса нерабочих уступов и бортов (углы устойчивости) устанавливаются проектом, корректируемым по данным научных исследований в процессе эксплуатации.

42. Требования к производственным автодорогам

Ширина проезжей части внутрикарьерных дорог и продольные уклоны устанавливаются проектом с учетом требований действующих норм и правил, исходя из размеров автомобилей и автопоездов. Временные въезды в траншеи должны устраиваться так, чтобы вдоль них при движении транспорта оставался свободный проход шириной не менее 1, 5 м с обеих сторон. При затяжных уклонах дорог (более 60 промилле) должны устраиваться площадки с уклоном до 20 промилле длиной не менее 50 м и не реже чем через каждые 600 м длины затяжного уклона. Радиусы кривых в плане и поперечные уклоны автомобильных дорог предусматриваются с учетом действующих строительных норм и правил. В особо стесненных условиях на внутриразрезных и отвальных дорогах величину радиусов кривых в плане допускается принимать в размере не менее двух конструктивных радиусов разворотов транспортных средств по переднему наружному колесу — при расчете на одиночный автомобиль и не менее трех конструктивных радиусов разворота — при расчете на тягачи с полуприцепами. Проезжая часть авто дороги внутри контура разреза должна соответствовать действ=им строительным нормам и правилам и быть ограждена от призмы возможного обрушения породным валом или защитной стенкой. Высота породного вала принимается не менее половины диаметра колеса самого большого по грузоподъемности эксплуатируемого на карьере автомобиля. Вертикальная ось, проведенная через вершину породного вала, должна располагаться вне призмы обрушения.

Расстояние от внутренней бровки породного вала (защитной стенки) до проезжей части должно быть не менее 0, 5 диаметра колеса автомобиля максимальной грузоподъемности, эксплуатируемого в карьере. В зимнее время автомобильные дороги должны систематически очищаться от снега и льда и посыпаться песком, шлаком, мелким щебнем или обрабатываться специальным составом. Движение на технологических дорогах должно регулироваться дорожными знаками, предусмотренными действующими правилами дорожного движения.

Инструктирование по мерам безопасности водителей транспортных средств, работающих на разрезе, производится администрацией организации и автохозяйства. При приеме на работу и после практического ознакомления с маршрутами движения водителям должны выдаваться удостоверения на право работы в разрезе. Водителям автомобилей и самоходного технологического оборудования (грейдеров, скреперов, бульдозеров, погрузчиков и др. ) должны выдаваться путевые листы, которые являются нарядом-допуском на выполнение работ. Разовый въезд в пределы горного отвода автомобилей, тракторов, тягачей, погрузочных, грузоподъемных машин и т. д. , принадлежащих другим организациям, допускается только с разрешения администрации организации, эксплуатирующей объект, после обязательного инструктажа водителя (машиниста) с записью в специальном журнале.

Высота и устойчивость уступов

Уступ является одним из важнейших элементов открытой разработки. Рациональной является такая высота уступа, при которой в данных условиях обеспечиваются: безопасность горных работ, высокая производительность оборудования, минимальные объемы вспомогательных работ, установленные годовые объемы добычных и вскрышных работ и минимальные затраты на них.

Высота уступа непосредственно влияет на ряд общекарьерных показателей: качество добываемого полезного ископаемого; скорость подвигания фронта; темп углубления горных работ и, следовательно, производственную мощность карьера; срок строительства карьера; объем горно-капитальных работ; общую протяженность фронта работ, внутрикарьерных путей и дорог; угол откоса рабочих и нерабочих бортов.

Рациональная высота уступов не может быть установлена по какому-либо одному фактору; она должна выбираться на основе определения совокупного влияния всех перечисленных выше факторов в конкретных природных условиях и с обязательным учетом возможностей вскрытия рабочих горизонтов. Аналитические методы определения высоты уступа не могут учитывать всей совокупности этих факторов. Безопасность ведения горных работ является основным требованием.

При разработке горизонтальных и пологих залежей мощность залежей и покрывающих пород обычно предопределяет высоту и число уступов. При чередовании горизонтальных и пологих пластов высоту уступа определяют в зависимости от мощности отдельных пластов и залегающих между ними слоев пустых пород с учетом обеспечения необходимого качества полезного ископаемого.

Устойчивость откосов в мягких породах имеет решающее значение. В таких породах, согласно Правилам безопасности, высота уступа не должна превышать максимальной высоты черпания экскаватора; в противном случае в верхней части уступа остаются «козырьки», «нависи» и возможно обрушение пород.

При разработке наклонных и крутопадающих залежей, представленных преимущественно скальными и полускальными породами, высота уступа определяется в основном показателями технологических процессов, потерь и разубоживания полезного ископаемого, требуемой производственной мощностью карьера и условиями вскрытия рабочих горизонтов. Затраты на подготовку скальных пород к выемке и на транспортирование взорванных пород снижаются с увеличением высоты уступа. Минималыше затраты на экскавацию взорванных пород соответствуют высоте уступа 15-20 м.

В то же время, согласно Правилам технической эксплуатации (ПТЭ), высота уступа в скальных и полускальных породах не должна превышать максимальной высоты черпания экскаватора более чем в 1,5 раза (табл. 6) при условии, что высота развала не будет превышать: при одно- и двухрядном взрывании – максимальной высоты черпания экскаватора, а при многорядном взрывании — полуторной максимальной высоты черпания. При экскавации взорванных пород из таких развалов должны приниматься дополнительные меры по предотвращению образования «козырьков» и «нависей». Лишь в породах I и II категорий трещиноватости при нормальном и увеличенном расходе ВВ и наклонном бурении скважин, когда взорванные породы будут находиться в сыпучем состоянии, с разрешения органов Госгортехнадзора СССР допускается высота уступа НУ>1,5·НЧ.MAX.

В тех случаях, когда выемка производится экскаваторами с удлиненным рабочим оборудованием с верхней погрузкой, высота уступа должна соответствовать параметрам проходческого оборудования (табл. 7).

При разработке сложных месторождений потери и разубоживание полезного ископаемого практически прямо пропорциональны высоте добычного уступа. Поэтому целесообразно по экономическим условиям при раздельной выемке полезного ископаемого, особенно при пологих залежах, принимать высоту добычных уступов не более 10-12 м и применять экскаваторы карьерного типа с емкостью ковша 3-5 м 3 .

Скорость проведения траншей примерно обратно пропорцио­нальна высоте уступа. От этой скорости зависит темп углубления горных работ. Чем больше высота уступа, тем меньше возможная производственная мощность карьера по полезному ископаемому. Это положение особенно важно в первый период работы карьера.

Максимальная высота уступов в скальных и полускальных породах при выемке мехлопатами карьерного типа

ЭкскаваторМаксимальная высота черпания экскаватора, мМаксимальная высота уступа
ЭКГ-28,512,5
ЭКГ-3,214,5
ЭКГ-516,5
ЭКГ-812,5
ЭКГ-12,515,623,5
ЭКГ-20
Читать еще:  Стартовый пвх профиль для откосов входной двери

Максимальная высота уступа при выемке мехлопатами с удлиненным рабочим оборудованием с верхней погрузкой

ЭкскаваторВысота уступа (м) в породах
мягких *полускальных **скальных ***
ЭКГ-2у
ЭКГ-3,2у5,5
ЭКГ-4у
ЭКГ-3,6у

* — угол устойчивости откоса 34 0

Вместе с тем необходимые объемы вскрышных работ уменьшаются с увеличением высоты уступа в результате сокращения числа рабочих уступов и увеличения угла откоса рабочего борта карьера. При этом уменьшаются также требуемая скорость подвигания и длина добычного фронта. Поэтому при раз­работке залежей простого строения в средней зоне карьера (по глубине) иногда целесообразно увеличение высоты уступа.

Из опыта ведения открытых работ при разработке наклонных и крутых залежей простого строения установлено, что оптимальная высота уступа при использовании экскаваторов с Е= 3-5 м 3 составляет 12-15 м и 17-20 м для экскаваторов с Е=8-12,5 м 3 . При многорядном взрывании вертикальных скважинных зарядов в породах III-V категорий трещиноватости часто по условиям безопасности НУЧ max+h (h = 1-3 м).

При открытой разработке месторождений полезных ископаемых очень важно обеспечить устойчивость уступов и не допускать их деформаций в течение всего периода строительства и эксплуатации карьера.

Из многих факторов, от которых зависит устойчивость откосов, определяющей является группа геологических факторов (состав, состояние, строение и свойства горных пород). Они определяют условия деформации массива и выбор расчетных схем устойчивости откосов, характер противодеформационных мероприятий и величины расчетных показателей.

Из группы гидрогеологических факторов основным является влияние подземных вод, изменяющих свойства массива (вследствие выщелачивания трещиноватых карбонатных пород, набухания глинистых пород и др.) и его напряженное состояние; под действием гидростатических и гидродинамических сил может происходить фильтрационное разрушение откосов (оплывание и суффозия). Обводненность контактных зон и структурных нарушений приводит к деформациям откосов (в результате снижения прочности пород па контактах) и внезапному прорыву вод.

Третью группу составляют технологические факторы.

Необходимо учитывать, что параметры вскрывающих выра­боток, положение их относительно контура карьера и срок службы определяют интенсивность развития в массиве реоло­гических процессов и выветривания пород, развитие в массиве деформационных процессов (подрезка контактов слоев или на­рушений и др.). При высокой скорости подвигаиия фронта горных работ в массиве не успевают развиваться деформацион­ные и реологические процессы, что позволяет придавать откосам рабочих уступов более крутые углы наклона. Размещение отвалов в выработанном пространстве увеличивает сопротивление сдвигающим усилиям прибортового массива пород.

Борта карьеров могут иметь участки вогнутой, выпуклой и прямолинейной формы в плане. Установлено, что, при прочих равных условиях, откосы, имеющие в плане вогнутую форму, более устойчивы, чем плоские.

Взрывные работы обусловливают сейсмический эффект, образование и развитие в приоткосном массиве уступа трещиноватости и зон пониженной прочности, а также неустойчивой поверхности самого откоса уступа. Для снижения вредного воздействия взрывов при постановке уступов в конечное положение необходимо: изменять параметры буровзрывных работ; применять (с учетом конкретной обстановки) короткозамедленное взрывание скважинных зарядов необходимого диаметра и контурное взрывание, заряды с инертными сердечниками; располагать ряды скважин под углом 60-90° к контуру борта; применять экранирующие врубы; использовать искусственное укрепление уступов; вводить в расчеты повышенный коэффициент запаса устойчивости.

Различают краткосрочную и долгосрочную устойчивость откосов, которыми должны обладать соответственно рабочие и нерабочие уступы. Коэффициент запаса устойчивости рабочих уступов ηу=1,15-1,2, а нерабочих в глинистых и трещиноватых скальных и полускальных породах ηу =1,5-2.

При предварительном выборе углов откосов рабочих и нерабочих уступов целесообразно пользоваться данными, приведенными в табл. 8. Для уточнения значений углов, особенно при неустойчивых породах или неблагоприятном залегании поверхностей ослабления, необходимо проводить натурные исследования и расчеты устойчивости откосов.

Ширина призмы (м) возможного обрушения уступа при отсутствии поверхностей ослабления может быть определена в зависимости от угла откоса и прочности пород по формуле

где а -угол откоса уступа, градус; ρ — угол внутреннего трения.

Сущность открытых горных работ

Открытыми горными работами называют комплекс работ, производимых с земной поверхности для добычи разнообразных полезных ископаемых. Совокупность образующихся при этом различных горных выработок носит название карьера.

При разработке горизонтальных или пологих залежей удаляют только покрывающие вскрышные породы (рис. 1.1, а); породы лежачего бока (почвы) не извлекаются.

При разработке наклонных и крутых залежей помимо покрывающих необходимо удалить и часть вмещающих пустых пород для создания транспортного доступа к различным частям залежи по глубине и обеспечения устойчивости массива вмещающих пород после выемки полезного ископаемого. Для этих целей угол откоса породного массива не должен превышать 25 – 35°. При разработке наклонных залежей вскрышные породы удаляются только со стороны висячего бока залежи (рис. 1.1, б). При разработке крутой залежи необходимо удалять породы со стороны висячего и лежачего ее боков (рис. 1.1, в).

Удаление больших масс покрывающих и вмещающих вскрышных пород является главной особенностью открытых разработок. Годовые объемы перемещаемых пород, как правило, значительно превышают объемы добываемых полезных ископаемых.

Основные затраты при открытой разработке приходятся на перемещение пород, покрывающих или вмещающих залежь. Поэтому при разработке горизонтальных и пологих залежей вскрышные породы стремятся перемещать по кратчайшему расстоянию в ранее созданное выработанное пространство. При разработке наклонных и крутых залежей размещение вскрышных пород в выработанном пространстве возможно только в исключительных случаях, их обычно вывозят за пределы карьера,

Основные понятия и терминология открытых горных работ

Выемка полезного ископаемого, покрывающих и вмещающих пород производится слоями, с опережением верхними нижних. В результате разрабатываемый массив горных пород приобретает форму уступов и в земной коре образуется выработанное пространство. Размеры выработанного пространства при разработке горизонтальных залежей увеличиваются в плане (рис. 1.2, а), а при разработке наклонных и крутых залежей – одновременно и в плане и по глубине (рис. 1.2, б) вследствие постепенной нарезки новых уступов.

Обычно разрабатываемые слои горизонтальны (рис. 1.3, а); иногда при разработке пологих залежей слои бывают наклонными (рис. 1.3,6), а при разработке крутых залежей — крутыми (рис. 1.3, в).

Каждый уступ характеризуется высотной отметкой горизонта расположения на нем транспортных коммуникаций. Отметки уступов могут быть абсолютные (относительно уровня моря) или условные.

Поверхности, ограничивающие уступ по высоте, называют нижней и верхней площадками (рис. 1.4). Наклонная поверхность, ограничивающая уступ со стороны выработанного пространства, называется откосом уступа, а угол наклона уступа к горизонтальной плоскости – углом откоса уступа (см. рис. 1.4). Линии пересечения откоса уступа с нижней и верхней площадками называются соответственно нижней иверхней бровками (см. рис. 1.4).

Различают рабочие и нерабочиеуступы и борта карьера. На рабочих уступах производится выемка горных пород, поэтому нижняя площадка этого уступа называется рабочей площадкой (см. рис. 1.4). Здесь располагают выемочное оборудование и транспортные коммуникации, необходимые для разработки уступа.

По условию технологии выемки уступы могут разделяться на подуступы (рис. 1.5), разработка которых ведется одним и тем же или разным выемочным оборудованием последовательно или одновременно, но обязательно на единый для уступа транспортный путь.

Подготовленная для разработки часть уступа по длине называется фронтом работ уступа (см. рис. 1.4). Он может быть в плане прямолинейным или криволинейным.

Поверхность горных пород в пределах уступа или развала, являющаяся объектом выемки, называется забоем.

Месторождение или часть его, разрабатываемую одним карьером, называют карьерным полем.

В состав земельного отвода карьера входит карьерное поле, внешние отвалы, промышленная площадка и другие производственные сооружения.

Ступенчатые боковые поверхности, образованные откосами и площадками уступов и ограничивающие выработанное пространство, называются бортами карьера (см. рис. 1.1).

Представленный рабочими уступами борт называют рабочим бортом карьера.

Линия, ограничивающая карьер на уровне земной поверхности, является верхним контуром карьера, а линия, ограничивающая дно (подошву карьера), – его нижним контуром.

Читать еще:  Закрепить откосы для входных дверей

Положения рабочего борта, верхнего и нижнего контуров карьера меняются в пространстве. Постепенно отдельные уступы, начиная сверху, достигают конечных контуров (границ) карьера. К моменту окончания (погашения) открытых работ им соответствует конечная глубина и конечные размеры карьера в плане (см. рис. 1.2).

На нерабочих бортах карьера горные работы не производятся, и откосы уступов разделяются площадками (бермами). Различают транспортные и предохранительные бермы и бермы очистки (рис. 1.6). Они формируются при подходе рабочих уступов к конечным контурам карьера за счет уменьшения ширины рабочих площадок.

На транспортных (соединительных) бермах шириной 10 – 15 м расположены транспортные коммуникации, соединяющие пути на рабочих площадках уступов и в специальных наклонных (крутых) выработках, через которые осуществляется грузотранспортная связь с поверхностью и другими горизонтами.

Предохранительные бермы шириной от 3 – 5 до 8 – 10 м служат для повышения устойчивости прибортового массива горных пород, а также для задержания осыпающихся с верхних уступов кусков породы.

Площадки очистки представляют собой предохранительные бермы увеличенной ширины, позволяющие разместить необходимое оборудование (бульдозеры, небольшие экскаваторы, погрузчики, автосамосвалы) для периодической очистки бортов карьера от осыпей и навалов. Их оставляют через три – четыре уступа по высоте.

Угол между линией, нормальной к простиранию борта и соединяющей верхний и нижний контуры, и горизонталью называется углом откоса рабочего (нерабочего) борта карьера (см. рис. 1.4 и рис. 1.6). Величина его зависит от состояния массива, высоты уступов и ширины площадок. Угол откоса рабочего борта карьера γр изменяется от 7 до 17° (иногда до 23 – 27°); а нерабочего борта γн – от 25 до 35°.

Совокупность уступов, находящихся в одновременной разработке, называется рабочей зоной карьера. Положение ее определяется отметками нижних площадок верхнего и нижнего (на данный момент времени) рабочих уступов карьера.

Длина фронта горных работ карьера представляет суммарную протяженность фронтов горных работ всех рабочих уступов.

Для введения в работу нового уступа необходимо создать транспортный доступ к нему и первоначальный фронт работ с соответствующей рабочей площадкой.

Для расположения транспортных коммуникаций, по которым будет перемещаться горная масса нового уступа на поверхность или на вышележащие уступы, необходимо вскрыть уступ (нарезать горизонт), т. е. провести с поверхности или с вышележащего уступа специальные (вскрывающие) горные выработки. Эти выработки соединяют с разными высотными отметками и поэтому имеют определенный угол наклона. При сооружении вскрывающие выработки обычно имеют близкое к трапециевидному или треугольному (на косогоре) поперечное сечение (рис. 1.7, а, б), и называются соответственно капитальными траншеями и полутраншеями. Проведение траншей и полутраншей называется вскрытием уступа.

Для создания начального фронта работ на вскрытом уступе необходимо провести от вскрывающей выработки горизонтальную (реже с небольшим уклоном для стока воды) горную выработку – разрезную траншею (полутраншею).

Все горные работы на карьере состоят из горно-подготовительных (проведение траншей) (рис. 1.7, в, г), вскрышных (выемка, перемещение и размещение вскрышных пород) и добычных (выемка, перемещение и складирование полезного ископаемого) работ.

Эти работы необходимо проводить в определенном порядке, соблюдая между ними, элементами и параметрами горных выработок, в которых они выполняются, определенные соотношения и зависимости, позволяющие по техническим условиям обеспечить в каждый момент времени необходимый фронт горных работ на добычных и вскрышных уступах, производительную и безопасную работу применяемого оборудования.

Принятый порядок выполнения горно-подготовительных, вскрышных и добычных работ, обеспечивающий для данного месторождения безопасную, экономичную и полную выемку балансовых запасов полезного ископаемого, называется системой разработки.

При разработке месторождений полезных ископаемых вскрышные породы размещаются либо в выработанном пространстве карьера, либо на специально отведенных площадях за пределами карьерного поля.

Насыпи пустых пород и некондиционных полезных ископаемых называются отвалами. Отвалы, размещаемые в выработанном пространстве карьера, называются внутренними, а вне его конечных контуров – внешними.

В административно-хозяйственном понимании карьером называют горное предприятие, осуществляющее открытую, разработку месторождения. В угольной промышленности это предприятие называют разрезом.

Общие требования безопасности при ведении открытых горных работ

Организации, занятые разработкой месторождений полезных ископаемых открытым способом, обязаны обеспечить:

— соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов и норм по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;

— соблюдение требований технических проектов, планов (программ) развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь и выборочной отработки полезных ископаемых;

— ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе пользования недрами и ее сохранность;

— представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики;

— соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;

— приведение участков земли, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;

— сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях;

— ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;

— выполнение лицензионных условий.

Горные работы по проведению траншей, разработке уступов, дражных полигонов, отсыпке отвалов должны вестись с учетом инженерно-геологических условий и применяемого оборудования в соответствии с утвержденными техническим руководителем организации локальными проектами производства работ (паспортами).

Запрещается ведение горных работ без утвержденного паспорта, а также с отступлением от него.

Вокруг промышленных площадок объекта открытых горных работ должна быть установлена санитарно-защитная зона, размеры которой определяются проектом в соответствии с действующими санитарными нормами.

Высота уступа определяется проектом с учетом результатов исследований физико-механических свойств горных пород и полезного ископаемого, а также горно-геологических условий их залегания и параметров оборудования.

При разработке пород с применением буровзрывных работ допускается увеличение высоты уступа до полуторной высоты черпания экскаватора при условии разделения развала по высоте на подуступы или разработки специальных мероприятий по безопасному обрушению козырьков и нависей.

Углы откосов рабочих уступов определяются проектом с учетом физико-механических свойств горных пород и не должны превышать:

— при работе экскаваторов типа механической лопаты, драглайна и роторных экскаваторов — 80°;

— при работе многоковшовых цепных экскаваторов нижним черпанием и разработке вручную рыхлых и сыпучих пород — угла естественного откоса этих пород.

Предельные углы откосов бортов объекта открытых горных работ (карьера), временно консервируемых участков борта и бортов в целом (углы устойчивости) устанавливаются проектом и могут быть скорректированы в процессе эксплуатации по данным научных исследований, при положительном заключении экспертизы по оценке устойчивости бортов и откосов карьера.

Ширина рабочих площадок объекта открытых горных работ с учетом их назначения, а также расположения на них горного и транспортного оборудования, транспортных коммуникаций, линий электроснабжения и связи определяется проектом.

При погашении уступов, постановке их в предельное положение необходимо соблюдать общий угол откоса бортов, установленный проектом.

Поперечный профиль предохранительных берм должен быть горизонтальным или иметь уклон в сторону борта объекта открытых горных работ (карьера). Бермы, по которым происходит систематическое передвижение рабочих, должны иметь ограждение и регулярно очищаться от осыпей и кусков породы.

На объектах открытых горных работ необходимо осуществлять контроль за состоянием их бортов, траншей, уступов, откосов и отвалов. В случае обнаружения признаков сдвижения пород работы должны быть прекращены и приняты меры по обеспечению их устойчивости. Работы могут быть возобновлены с разрешения технического руководителя организации по утвержденному им проекту организации работ, предусматривающему необходимые меры безопасности.

Читать еще:  Чем выровнять углы откосов

Периодичность осмотров и инструментальных наблюдений по наблюдениям за деформациями бортов, откосов, уступов и отвалов объектов открытых горных работ устанавливается соответствующими нормативными документами.

При одновременной разработке месторождения открытым и подземным способами, а также при проведении и эксплуатации подземных дренажных выработок должны осуществляться согласованные с территориальными органами Ростехнадзора России совместные мероприятия по обеспечению безопасности работающих на подземных и открытых горных работах, включая:

— согласование планов и графиков ведения горных и взрывных работ;

— применение нагнетательной схемы проветривания подземных рудников;

— проверку представителями профессиональных аварийно-спасательных формирований состояния атмосферы в подземных выработках после массовых взрывов на объекте открытых горных работ (карьере);

— предотвращение опасности прорыва воды в подземные горные выработки из объекта открытых горных работ;

— обеспечение сменного надзора, бригадиров (звеньевых) средствами контроля за содержанием в атмосфере ядовитых продуктов взрыва.

За выполнением указанных мероприятий должен осуществляться систематический контроль со стороны технических руководителей и специалистов объекта открытых горных работ и подземного рудника.

Работы должны вестись в соответствии с нормативной документацией по безопасному ведению горных работ при комбинированной (совмещенной) разработке рудных и нерудных месторождений полезных ископаемых.

Формирование породных отвалов с размещением в них пород, склонных к самовозгоранию, необходимо вести с осуществлением профилактических мероприятий, утверждаемых техническим руководителем организации.

При ведении работ в лавиноопасных и селеопасных районах обязательно осуществление мер по защите от снежных лавин и селевых потоков.

В местах, представляющих опасность для работающих людей и оборудования (водоемы, затопленные выработки и т.п.), должны устанавливаться предупредительные знаки.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Способ отработки рабочего борта карьера в период его реконструкции

Изобретение относится к открытой разработке полезных ископаемых и может быть использовано на отрабатываемых уступами карьерах и разрезах при техническом перевооружении и реконструкции. Согласно изобретению на четных уступах, считая снизу, прекращают все горные работы с выводом оборудования и производят отработку нечетных уступов до их полного погашения и образования сдвоенных уступов, увеличивая при этом высоту уступов в большей степени, чем ширину их рабочих площадок, после чего приступают к отработке сдвоенных уступов. Способ позволяет не прекращать горные работы в период реконструкции рабочего борта, заменить экскавационное оборудование на более эффективное. 2 з.п.ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к открытой разработке полезных ископаемых и может быть использовано на карьерах (разрезах) с целью сокращения объемов вскрышных работ при техническом перевооружении и реконструкции карьера.

Известен способ ведения открытых горных работ, включающий разработку горного массива уступами при транспортных системах разработки [1]. Применение экскавационного оборудования, используемого для таких систем разработки (карьерные одноковшовые экскаваторы), ограничивает высоту уступа, которая не превышает, как правило 15-17 м, что обусловливает относительно низкие значения угла откоса рабочего борта карьера.

Предложенные в последние годы принципиально новые конструктивно-компоновочные схемы карьерных экскаваторов для транспортных систем разработки обеспечивают возможность увеличения высоты уступа и угла откоса отрабатываемого борта карьера соответственно до 30-35 м и 22-24 o и позволяют более рационально выбирать параметры рабочего борта карьера.

Задача изобретения — создание способа отработки рабочего борта карьера, позволяющего не прекращать горные работы в период реконструкции рабочего борта с целью замены существующего экскавационного оборудования на новое, более эффективное.

Эта задача решается с помощью предлагаемого способа отработки рабочего борта карьера в период его реконструкции, включающего его отработку уступами, согласно которому на четных уступах, считая снизу, прекращают горные работы с выводом оборудования и производят отработку нечетных уступов до их полного погашения и образования сдвоенных уступов, после чего приступают к отработке сдвоенных уступов.

Нечетные уступы можно отрабатывать последовательно, начиная с первой пары нижних нечетных уступов. При этом к отработке сдвоенных уступов приступают по мере их готовности.

Погашение нечетных уступов производят так, чтобы высота сдвоенных уступов увеличивалась в большей степени, чем ширина их рабочих площадок. Благодаря этому увеличивается угол откоса рабочего борта карьера.

На чертеже представлена схема отработки рабочего борта, иллюстрирующая предлагаемый способ.

На чертеже римскими цифрами обозначены уступы, отрабатываемые по базовой технологии заходками, обозначенными арабскими цифрами.

Предлагаемый способ заключается в следующем. Четные уступы (считая снизу) подлежащего реконструкции карьера освобождают от оборудования и горные работы на них полностью прекращают. Нечетные уступы отрабатывают на ширину их рабочей площадки, то есть до полного их погашения и образования сдвоенных уступов. При невозможности одновременной отработки всех нечетных уступов производить их погашение можно поэтапно, например, отрабатывая сначала самый нижний уступ с образованием нижнего сдвоенного уступа (бывшие уступы I и II). Затем освободившуюся технику с уступа I при необходимости перебрасывают на уступ III и отрабатывают его до полного погашения аналогично уступу I, получая в результате сдвоенный уступ (бывшие уступы III-IV). Далее действуют таким же образом вплоть до окончания перестройки рабочего борта. При этом должно соблюдаться условие: степень увеличения высоты уступов должна быть больше, чем степень увеличения ширины рабочих площадок.

После окончания реконструкции приступают к нормальной эксплуатации карьера с помощью нового оборудования на всех сдвоенных уступах в соответствии с проектными горно-геологическими параметрами.

Рассмотрим последовательность и параметры выполнения отдельных этапов работы по перестройке рабочего борта карьера. В начале перестройки из работы выводится существующее вскрышное оборудование всех уступов базовой технологии за исключением двух нижних нечетных уступов (I и III).

Последующие работы по реконструкции проводятся поэтапно.

Этап 1. 3аходки 1, 2, 3.

В процессе этого этапа на нижнем вскрышном уступе I отрабатывается ширина полосы, равная ширине рабочей площадки базовой технологии.

Параметры заходок при отработке этой полосы целесообразно выбирать из условия наименьшего целого числа их количества и возможностей экскавационного и транспортного оборудования.

Завершается этап I подготовкой двух сдвоенных нижних уступов (уступы I-II и Ill-IV).

Этап 2. Заходки 4, 5, 6.

На этом этапе на нижнем сдвоенном уступе и добычных уступах отрабатывают три равные по ширине заходки (4, 5 и 6).

Одновременно начинается подготовка третьего и четвертого сдвоенных уступов (соответственно уступы V-VI и VII-VIII), выполняемая базовым вскрышным оборудованием на уступах V и VII. При этом может использоваться вскрышное оборудование, освободившееся на предыдущем этапе на уступах I и III. И так далее до момента окончания реконструкции рабочего борта карьера.

Предлагаемый способ позволяет увеличить угол откоса рабочего борта карьера, существенно снизить объем вскрышных работ на период реконструкции, получить экономию эксплуатационных затрат.

Увеличение угла откоса борта на уступе достигается за счет непропорционального увеличения высоты уступа и ширины рабочей площадки (высота уступа увеличивается в два раза, а ширина рабочей площадки — в 1,2-1,8 раза).

Источник информации 1. Горная энциклопедия, М., «СЭ». 1991, т. 5, с. 277, ст. «Уступ».

1. Способ отработки рабочего борта карьера в период его реконструкции, включающий отработку уступов, отличающийся тем, что на четных уступах, считая снизу, прекращают горные работы с выводом оборудования и производят отработку нечетных уступов до их полного погашения и образования сдвоенных уступов, после чего приступают к отработке сдвоенных уступов.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что нечетные уступы отрабатывают последовательно, начиная с первой пары нижних нечетных уступов, при этом к отработке сдвоенных уступов приступают по мере их образования.

3. Способ по п. 1 или 2, отличающийся тем, что погашение нечетных уступов производят так, чтобы высота сдвоенных уступов увеличивалась в большей степени, чем ширина их рабочих площадок.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector