Nmexpertiza.ru

НМ Экспертиза
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Угол естественного откоса навалочных грузов

Физические свойства груза: сыпучесть, угол естественного откоса, сопротивления сдвигу, скважистость, пористость, способность уплотняться

Различные свойства грузов обусловливают способ их перевозки, перегрузки, хранения, а также выбор тары и упаковки.

Крупность кусков (частиц) навалочных и насыпных грузов определяет их гранулометрический состав. В зависимости от размера типичных кусков грузы делятся на группы.

Гранулометрический состав влияет на ряд свойств грузов – сыпучесть, гигроскопичность, способность к слеживанию, смерзанию, уплотнению. Сыпучесть характеризует способность частиц груза перемещаться под действием силы тяжести или внешних воздействий. Сыпучесть грузов определяет величину угла естественного откоса.

Под углом естественного откоса подразумевается двугранный угол между плоскостью груза и горизонтальной плоскостью основания штабеля. Различают угол естественного откоса в покое и в движении. При этом величина угла естественного откоса в покое больше, чем в движении.

Сопротивление сдвигу объясняется наличием сил трения частиц груза между собой и сил их сцепления. Для идеально сыпучих материалов, когда отсутствует сцепление частиц груза между собой, угол внутреннего трения равен углу естественного откоса. Значительными силами сцепления частиц вещества обладают влажные и плохо сыпучие грузы – вязкие материалы. С повышением влажности груза возрастают силы сцепления. У некоторых грузов при увеличении влажности до критического значения вначале происходит увеличение, а затем резкое уменьшение сил сцепления частиц продукта.

Скважистость определяет наличие и величину пустот между отдельными частичками груза и оценивается коэффициентом скважистости. Пористость характеризует наличие и суммарный объем внутренних пор и капилляров в массе груза и оценивается коэффициентом пористости.

Способность уплотняться характеризуется коэффициентом уплотнения. Уплотнение происходит под действием на груз статических сил или динамических нагрузок, за счет заполнения пустых пространств и более компактного расположения отдельных частиц груза относительно друг друга. Степень уплотнения значительно зависит от гранулометрического состава, пористости и скважистости груза, является важным фактором повышения статической нагрузки ПС.

Информация по теме:

Технические условия на разработку информационных баз стандартных прессованных профилей
Информационная база стандартных прессованных профилей, применяемая при разработке авиационных конструкций в УФКБ ОАО «Туполев» должна отвечать следующим условиям: 1. Информационная база представляет собой комплект файлов – твердотельных моделей каждого вида прессованных профилей и поставленных им в .

Определение размеров устройств грузового двора
По заданию на грузовом дворе станции запроектированы: крытый склад для тарно-упаковочных грузов и мелких отправок, открытая контейнерная площадка и площадка для навалочных грузов. Длину крытого склада для тарно-упаковочных грузов и мелких отправок определяют по формуле: где: Fскл – площадь склад, м .

Латунь и его технологические свойства
Латунь — сплав меди с цинком (от 5 до 45%). Латунь с содержанием от 5 до 20% цинка называется красной (томпаком), с содержанием 20–36% Zn – желтой. На практике редко используют латуни, в которых концентрация цинка превышает 45%. Цинк более дешевый материал по сравнению с медью, поэтому его введение .

Транспортные характеристики грузов

Транспортные характеристики грузов — совокупность свойств груза определяющих условия и технику его перевозки перегрузки и хранения называется транспортной характеристикой груза. По своим физико-химическим свойствам грузы разделяют на две основные группы: скоропортящиеся и устойчиво сохраняющиеся. Грузы можно также разделить на группы по степени огнеопасности, ядовитости, радиоактивности и обладанию определенными агрессивными свойствами — пылящие, выделяющие газы и запахи, грузы, обладающие гигроскопичностью, и так далее. Кроме того, почти все грузы обладают специфическими, только им присущими свойствами, определяющими требования, которые необходимо выполнять в процессе их перевозки. Так, например, к основным свойствам навалочных грузов относятся такие свойства как:
Угол естественного откоса, или угол покоя . Это угол между плоскостью основания штабеля и образующей, который зависит от рода и кондиционного состояния груза. Рыхлые и пористые навалочные грузы имеют больший угол покоя, чем твердые кусковые грузы. С увеличением влажности угол покоя растет. При длительном хранении многих навалочных грузов угол покоя за счет уплотнения и слеживаемости возрастает. Различают угол естественного откоса в покое и в движении. В покое угол естественного откоса на 10-18 о больше, чем в движении (например, на ленте транспортера).
Гранулометрический состав для навалочных грузов указывается в запродажных контрактах и перевозочных документах. Ряд рудных грузов и углей делится на классы в зависимости от гранулометрического состава. Так, например, угли (антрацит) делят на классы в зависимости от размера куска угля (мм): плотный 110 и более; крупный 50-100; орех 25-50; мелкий 13-25; семечко 6-13; штыб менее 6. Гранулометрический состав груза определяет возможность применения различных схем механизации погрузо-разгрузочных работ.
Усадка — уплотнение навалочных грузов вследствие перераспределения частиц груза в массе насыпи и сдавливания нижних слоев верхними. На усадку грузов оказывают влияние свойства груза, способ нагрузки, встряхивание судна на волне, вибрация корпуса судна, длительность и условия плавания. Усадка зерна в рейсе происходит от 2,5 до 8%.
Сыпучесть — свойства навалочных грузов, которые при наличии свободной поверхности под воздействием качки пересыпаются с одного борта на другой. В результате этого судно может получить опасный крен и перевернуться. Проведенные опыты показали, что пересыпание грузов происходит по законам, отличным от законов перетекания жидкости. В начальный момент крена в результате действия сил сцепления частиц поверхность груза остается неподвижной, но если крен достигает такого значения, при котором угол между поверхностью насыпки и горизонтом будет больше угла покоя на 8-10 о , то масса груза быстро перемещается в сторону крена. Обратного перемещения может не быть, так как крен в противоположную сторону уменьшается за счет смещения центра тяжести судна в сторону пересыпавшегося груза.
Погрузочный объем — объем, занимаемый 1т груза в грузовом помещении. При перевозке зерновых грузов погрузочный объем является критерием, по которому грузы делятся на «тяжелые» — рожь, ячмень, пшеница, горох, рис (1,13 — 1,54 м 3 /т) и «легкие» — овес, арахис, льняное семя, подсолнух (1,50 — 3,7 м 3 /т).
Влажность — важнейший показатель состояния груза, поскольку от нее зависит самонагревание, возможность и вероятность разжижения. Влажность гигроскопических грузов находится в прямой зависимости от относительной влажности воздуха. Повышенная влажность навалочных грузов приводит к потере провозной способности флота из-за увеличения их массы, а при перевозке зерна — к его порче. Нормальная влажность экспортного зерна — 11-14%. Зерно с влажностью 16% принимать к перевозке запрещается.
Самонагорание грузов растительного происхождения резко ухудшает их качество и, как правило, вызывается тремя причинами: биологическим процессом «дыхания», жизнедеятельностью микроорганизмов и вредителей. При перегрузке зерна и ряда других продуктов сельского хозяйства (хлопка, льна, сена) температура груза в результате самонагревания может достигать 85-90 о С, что приводит к потере товарных качеств груза.
Самовозгорание — действие внутренних источников тепла (биологических и химических процессов), которые протекают в грузе. Самовозгоранию подвержены многие грузы растительного происхождения, зерновые, волокнистые, жиры, торф, каменные и бурые угли, древесный уголь, а также некоторые руды и рудные концентраты.
При «дыхании» зерна, семян, овощей и фруктов поглощается кислород и выделяется углекислый газ. Энергия «дыхания» зависит от свойства груза, но особенно увеличивается с ростом температуры и влажности. Повышение температуры и влажности способствует развитию бактерий, а наличие бактерий в растительных грузах вызывает не только самонагревание, но и самовозгорание. Жизнедеятельность микроорганизмов приводит к дальнейшему нагреванию груза. Если груз обладает малой теплопроводностью, то выделяющаяся теплота накапливается и температура повышается. Микроорганизмы гибнут при температуре груза 70о и выше, но химические реакции между кислородом, воздухом и разлагающимися растительными грузами продолжается. Это приводит к самовозгоранию или обугливанию груза. Для предотвращения самовозгорания зерновых грузов следует удалять выделяющиеся газы и тепло, что достигается постоянной вентиляцией грузовых помещений.
В процессе хранения и перевозки ископаемых углей происходит постоянное окисление углерода, что приводит к потере качества и уменьшению количества груза. Величина этих потерь зависит от марки, сорта угля и температуры хранения. Решающим фактором самовозгорания, например углей, является процесс химического взаимо-действия вещества угля и в первую очередь углерода с кислородом воздуха и воды. Окисление углей делится на две стадии. В начальной стадии (при температуре 20-25 о С) образуются малоустойчивые перекисные соединения, содержащие кислород. Во второй стадии (при температуре 25-180 о С) происходит расщепление неустойчивых перекисных соединений. При этом освобождается 60-70% всей тепловой энергии окислительного процесса. Выделяющиеся при расщеплении активный кислород и другие элементы вместе с образовавшимся теплом способствуют окислению новых порций исходного вещества груза.
Температура груза, по достижении которой начинается бурный процесс окисления, переходящий в самовозгорание, называется критической температурой. По действующим инструкциям критической температурой для ископаемых углей считается:
в России — 60 о С; в Англии — 58 — 75 о С; в США — 75 — 85 о С.
Самовозгоранию углей способствует аэрация штабеля, наличие внешних источников тепла, таких как солнечная радиация, нагревающая переборки и магистральные трубы, наличие посторонних примесей, смешение разных марок, сортов и партий груза.
Очень малая и чрезмерно высокая влажность углей снижает их способность к самовозгоранию. В практике перевозок температура углей 40-45 о С считается уже опасной.
Слеживаемость характеризуется прочным сцеплением частиц груза и максимальной плотностью. Это приводит к потере грузом свойств сыпучести. Слеживаемости подвержены в наибольшей мере концентраты руд, селитра, соль поваренная, калийные и азотные удобрения, сульфат. Причинами слеживаемости являются: сцепление частиц груза от сдавливания при большой высоте укладки; кристаллизация солей из растворов и переход соединений вещества из одних модификаций в другие; химические реакции в грузах.
Степень слеживаемости зависит от размера, формы и характера поверхности частиц груза, наличия и свойств примесей, условий хранения груза, его влажности, гигроскопичности, характера воздействия внешней среды, длительности перевозки и высоты укладки.
Смерзаемость — свойство груза при отрицательной температуре превращаться в сплошную массу и терять свою сыпучесть. Это свойство аналогично слеживаемости груза, и по результатам они идентичны. При смерзании также происходит слипание частиц груза и тем больше и сильнее, чем мельче и более шероховата поверхность частиц груза, больше его влажность и пористость. В наибольшей степени смерзаемости подвержены полезные ископаемые — рыхлые, пористые и мелкозернистые руды, серные и медные колчеданы, влажные угли, песок, соль, апатиты, фосфориты, бокситы, медные, железные, марганцевые, свинцовые, цинковые концентраты руд и ряд других грузов.
Спекаемость — слипание частиц груза под воздействием изменения температуры. Спекаемости подвержены перевозящиеся навалом материалы, такие как пек, гудрон, асфальт, а также агломераты руд, поступающие в трюмы судов в горячем состоянии. Процесс спекания схож с процессом слеживаемости. Спекаемость грузов при перевозке их навалом на обычных судах предотвратить нельзя, поэтому их следует перевозить в таре или на специализированных судах. Так, например, агломерат, который при перевозке спекается и покрывается коркой, перевозят в горячем состоянии. Для уменьшения влияния процесса спекаемости груза строятся суда специальной конструкции, позволяющие замедлить или предотвратить охлаждение груза в пути.
Линейные и объемно-массовые характеристики грузов.
Единицы измерения.
Количество принимаемых на судно грузов в зависимости от их разновидности может быть определено по объему, массе или числу мест.
Каждое грузовое место характеризуется линейными размерами: длиной l, шириной b, высотой h, диаметром d, массой и объемом.
В России действует Международная система единиц (СИ). Единицы измерений. Знание линейных размеров грузовых мест необходимо для решения целого ряда задач при организации транспортного процесса, связанных с выбором технических средств для перевозки груза, местом размещения груза на судне, использованием кубатуры грузовых помещений, выбором технологии перегрузочных работ и т.д. Линейные размеры отдельных грузовых мест, в том числе, когда они выступают в качестве одной из главных транспортных характеристик, указываются в грузовых документах.
Грузовые места, требующие особой технологии перегрузочных работ или превышающие габариты грузовых люков судна, называются соответственно длинномерами или крупногабаритными местами. За перевозку таких грузов взимают надбавку к тарифу или берут повышенную фрахтовую ставку.
Объем и массу груза или отдельных грузовых мест измеряют в объемных и массовых единицах. Плата за провоз груза обычно устанавливается за единицу массы или объема (реже за грузовое место). Единицей объема груза в практике перевозок является кубометр, а единицей массы груза — метрическая тонна. Однако в ряде стран еще до настоящего времени применяют различные старые национальные единицы измерения.
Например, при перевозке леса, кроме кубических метров, используют следующие обмерные единицы: стандарт, акс, лод и др.
Для измерения массы груза в Англии применяют английскую длинную тонну (лонг-тонну — 1016 кг), в Америкамериканскую короткую (шорт-тонну — 907 кг). Часто определение общей массы погруженного на судно груза производят путем суммирования трафаретные масс отдельных грузовых мест. Трафаретную массу определяют взвеши-ванием грузового места в пункте отправления. Если груз стандартный, то общую трафаретную массу грузовой партии определяют путем перемножения массы одного места на количество грузовых мест. Иногда достаточно знать среднюю контрольную массу груза, которую определяют путем взвешивания не менее 10% мест груза данной партии и делением данной массы на число взвешенных мест.
Для расчетов, связанных с загрузкой судна, надо знать общую массу груза, т.е. массу товара с упаковкой, которую в коммерческой практике называют массой брутто. Нетто — это масса товара без упаковки. В практике перевозок используется регистровая и обмерная тонны. В 1 рег.т — 2,83 м з , или 100 фут з , а обмерная тонна равна 1,41 м з , или 50 фут з .
При перевозке навалочных грузов их объем в естественном состоянии зависит от плотности, т.е. от размера и формы отдельных частиц груза и свободных пространств между ними. Различают несколько определений плотности навалочного груза.
Объемная масса (плотность частиц груза) — масса тела q отнесенная к его объему V o .
Пористость — отношение свободных пространств (пор и капилляров) к объему частиц груза.
Скважистость — отношение объема свободных пространств между отдельными частицами груза к объему самого груза.
Насыпная масса (плотность) груза — масса навалочного груза, заключенная в единицу объема. Она зависит от плотности вещества, пористости и скважистости. Для определения стандартной плотности навалочного груза используют мерный ящик с внутренними размерами 1000х1000х1000 мм. Засыпку груза в ящик производят без утрамбовки и встряхивания. Верхнюю часть груза в мерном ящике снимают и выравнивают рейкой.
Удельный объем места — (м з /т) — объем единицы массы груза, т.е. отношение суммы объемов грузовых мест к массе брутто этих грузовых мест:
Σ v
u = —— .
Σ q
Габаритный объем места — произведение максимальных геометрических размеров с учетом выступающих частей:
v м = l м b м h м .
Фактический объем места, которое занимает груз, можно определить через коэффициент формы, который определяется из выражения
V ф = К ф v м ,
где К ф — коэффициент формы; v м — габаритный объем места.
Для цилиндрического груза К ф = 0,785, для кипового и мешкового грузов К ф = 0,88÷0,98. При укладке груза в штабель объем его будет превышать сумму объемов мест, поскольку между отдельными местами будут оставаться свободные пространства. Для учета этого приращения объема вводят коэффициент укладки, который определяют как отношение объема штабеля к сумме габаритных объемов мест груза.
Удельный погрузочный объем (м з /т) — объем, который занимает 1 т груза в трюме судна.
u = W/Q,
где W — грузовместимость судна (трюма), Q — масса груза, т.
Удельный погрузочный объем зависит от многих факторов: объема самого груза, пустот между отдельными грузовыми местами и между грузом и судовым набором. Коэффициент трюмной укладки — это отношение грузовместимости трюма к сумме объемов грузовых мест, погруженных в трюм,
К тр = W / Σ v .
Коэффициент трюмной укладки зависит от кратности соотношения грузовых помещений и грузовых мест, лекальности грузовых помещений, плотности укладки, формы и размеров грузовых мест.
Зная коэффициент трюмной укладки, можно определить количество мест груза N, которое можно погрузить в данное грузовое помещение:
N = W/u м К тр .
Зная u м и К тр , можно определить погрузочный объем (м з /т) для данного груза и соответствующего грузового помещения:
u = u м К тр .
Масса груза (т), которая может быть погружена в трюм грузовместимостью W, Q = W/u.
Определение массы груза Q при перевозке навалочных грузов производится по осадке судна, смотри раздел драфт-сюрвей.

Читать еще:  Как утеплить дверные откосы

Литература
1. Снопков В.И. Технология перевозки грузов. Изд. Профессионал, СПб, 2001, C. 546.
2. Российский морской регистр. Правила о грузовой марке морских судов. СПб. 1999 г.
3. Транспортные характеристики грузов и средств укрупнения. Изд.ЗАО «ЦНИИМФ» СПб, 2001.

Основные транспортные свойства грузов — Гигроскопичность и сыпучесть

Для обеспечения сохранности грузов при перевозке необходимо учитывать их физико-химические свойства и процессы, происходящие в грузах под воздействием факторов окружающей среды в период их нахождения на транспорте.

Гигроскопичность — способность вещества поглощать влагу (обычно пары воды из воздуха). Количество влаги, которое может содержать в своем составе груз, зависит от свойств самого груза и условий ею хранения и транспортирования.
Различные грузы обладают различной степенью гигроскопичности. Высокой гигроскопичностью характеризуются грузы, растворимые в воде (сахар, соль и др.). Скорость поглощения влаги возрастает с повышением температуры окружающей среды и с увеличением пористости груза. Показателем количественного содержания гигроскопической влаги в грузе является влажность.

Влажность — характеристика вещества, насыщенного до определенной степени влагой. Влажность груза, при которой появляется свободная влага, называется критической. Различают кондиционную и фактическую влажность грузов.
Для гигроскопических грузов определяется оптимальная степень влажности, при которой груз сохраняет сноп исходные качественные показатели. Эта влажность называется кондиционной и включается в нормативные показатели транспортной характеристики груза, устанавливаемые ГОСТами и условиями транспортирования. Фактическая влажность определяется с учетом массы влажного и сухого груза Масса влажного груза рассматривается как сумма массы сухого вещества и массы влаги, содержащихся в нем. Влажность груза определяют при необходимости путем высушивания образца груза и сушильном шкафу при температуре 105-110°С до достижения постоянной массы пробы.

Сыпучесть является характерным свойством навалочных грузов и отражает степень подвижности отдельных частиц груза. Сыпучесть груза зависит от формы, размера, однородности, шероховатости частиц, влажности груза. Степень сыпучести грузов принято характеризовать углом естественного откоса. Углом естественного откоса а, или углом покоя, называется угол между образующей и плоскостью основания штабеля. Чем больше угол естественного откоса груза, тем больший штабель может быть образован па одной и той же площади. Угол естественного откоса зависит от влажности груза и увеличивается с ее повышением, а в условиях рейса зависит также от частоты и продолжительности динамических нагрузок. Для опытного определения угла естественного откоса груза в эксплуатационной практике применяют способ насыпания и обрушения.

Читать еще:  Откосы чтобы не красить

Наиболее распространенными методами определения угла естественного, откоса в лабораторных условиях являются следующие:
1. В ящик прямоугольной формы размером 100X200X300 мм насылают исследуемый материал так, чтобы свободная его поверхность была горизонтальной, а затем осторожно поворачивают его на угол от 45 до 90 градусов. После прекращения осыпания груза определяют угол естественного откоса а с помощью транспортира или путем измерения высоты h и длины l заложения откоса и вычисления тангенса угла a.
2. В воронку с диаметром трубы 5 мм (или больше, в зависимости от гранулометрического состава материала) засыпают исследуемый материал, затем воронку медленно поднимают по мере образования конуса груза. Полученный таким образом конус измеряют угломером с четырех сторон и среднее значение принимают за угол естественного откоса исследуемого материала.

Сыпучесть груза тем больше, чем меньше угол естественного откоса и угол трения. Угол естественного откоса, являясь важнейшим показателем подвижности навалочного груза, характеризует степень опасности в условиях морской перевозки. В соответствии с нормами Регистра к грузам, опасным с точки зрения перемещения в трюме, относятся все навалочные грузы с углом естественного откоса 35° и менее.

Полезное в сети: Интересует таможенная статистика, база ВЭД и база ГТД? Точные данные по ссылке — таможенная статистика на Анализ-инфо, данный портал основывается на проверенных электронных копиях таможенных грузовых деклараций. Статистические данные позволяют детально ознакомиться с активностью ваших конкурентов и найти надежных поставщиков услуг.

Основные понятия грузоведения (стр. 3 из 7)

10. Физические свойства груза: сыпучесть, угол естественного откоса, сопротивления сдвигу, скважистость, пористость, способность уплотняться

Различные свойства грузов обусловливают способ их перевозки, перегрузки, хранения, а также выбор тары и упаковки.

Крупность кусков (частиц) навалочных и насыпных грузов определяет их гранулометрический состав. В зависимости от размера типичных кусков грузы делятся на группы.

Гранулометрический состав влияет на ряд свойств грузов – сыпучесть, гигроскопичность, способность к слеживанию, смерзанию, уплотнению. Сыпучесть характеризует способность частиц груза перемещаться под действием силы тяжести или внешних воздействий. Сыпучесть грузов определяет величину угла естественного откоса.

Под углом естественного откоса подразумевается двугранный угол между плоскостью груза и горизонтальной плоскостью основания штабеля. Различают угол естественного откоса в покое и в движении. При этом величина угла естественного откоса в покое больше, чем в движении.

Сопротивление сдвигу объясняется наличием сил трения частиц груза между собой и сил их сцепления. Для идеально сыпучих материалов, когда отсутствует сцепление частиц груза между собой, угол внутреннего трения равен углу естественного откоса. Значительными силами сцепления частиц вещества обладают влажные и плохо сыпучие грузы – вязкие материалы. С повышением влажности груза возрастают силы сцепления. У некоторых грузов при увеличении влажности до критического значения вначале происходит увеличение, а затем резкое уменьшение сил сцепления частиц продукта.

Скважистость определяет наличие и величину пустот между отдельными частичками груза и оценивается коэффициентом скважистости. Пористость характеризует наличие и суммарный объем внутренних пор и капилляров в массе груза и оценивается коэффициентом пористости.

Способность уплотняться характеризуется коэффициентом уплотнения. Уплотнение происходит под действием на груз статических сил или динамических нагрузок, за счет заполнения пустых пространств и более компактного расположения отдельных частиц груза относительно друг друга. Степень уплотнения значительно зависит от гранулометрического состава, пористости и скважистости груза, является важным фактором повышения статической нагрузки ПС.

11. Физические свойства груза: хрупкость, пылеемкость, распыляемость, гигроскопичность, влажность

Хрупкость – способность некоторых грузов при механическом воздействии разрушаться, минуя состояние заметных пластических деформаций. При выполнении ПРР и транспортных операций хрупкие грузы необходимо укладывать и закреплять в соответствии с предъявляемыми требованиями, избегать бросков, ударов, падений отдельных ГМ. К хрупким грузам относятся изделия из стекла и керамические изделия, различная аппаратура, приборы, шифер. Некоторые грузы могут приобретать свойство хрупкости при пониженной температуре, например олово при температуре ниже -15°С, резина -50…+45°С.

Пылеемкость – способность груза легко поглощать пыль из окружающей атмосферы. Поглощение пыли приводит к порче материалов или вызывает необходимость очистки продукции от пыли перед употреблением в производстве. Повышенной пылеемкостью отличаются ткани, меховые изделия, грузы повышенной влажности.

Распыляемостъ – способность мельчайших частиц вещества образовывать с воздухом устойчивые взвеси и переноситься воздушными потоками на значительные расстояния от места расположения груза. Распыление приводит к значительным (до 5…8%) потерям продукции и загрязнению окружающей среды.

Для предотвращения распыления грузов необходимо совершенствовать тару и упаковку, создавать специализированные ПС и ПРМ, устанавливать фильтры в вентиляционных устройствах складов пылящих грузов, укрывать поверхности грузов и т.п.

Гигроскопичность – способность груза легко поглощать влагу из воздуха – объясняется различными причинами. Так, карбид кальция (негашеная известь) поглощает влагу вследствие своей химической активности. Гигроскопичность соли и сахара объясняется их сильной растворимостью в воде. Интенсивность поглощения влаги возрастает с повышением температуры, влажности и скорости движения воздуха, а также прямо зависит от площади поверхности груза, соприкасающейся с воздухом, от пористости и скважистости вещества.

Читать еще:  Откосы для дверей лифта

12. Физические свойства груза: абразивность, слеживаемость, истирающая способность и острокромчатость, сводообразование, вязкость

Абразивность – способность груза истирать соприкасающиеся с ним поверхности тары, ПС, ПРМ и сооружений. Абразивность зависит от твердости частиц груза, которая оценивается по шкале Мооса. Так, по шкале Мооса тальку соответствует твердость 1, алмазу – 10. В зависимости от твердости частиц, грузы бывают малоабразивные с твердостью до 2,5, среднеабразивные – 2,5–5, высокоабразивные – свыше 5. Высокой абразивностью обладают цемент, минерально-строительные материалы, апатиты, бокситы.

Слеживаемость – способность отдельных частиц груза сцепляться, прилипать к поверхности тары, ПС, бункеров, силосов и друг к другу и образовывать достаточно прочную монолитную массу. Слеживаемость характерна для многих насыпных и навалочных грузов.

Основными причинами слеживаемости являются спрессовывание частиц груза под давлением верхних слоев, кристаллизация солей из растворов и переход соединений вещества из одного состояния в другое, химические реакции в массе продукта. Слеживаемости подвержены руды различных наименований, рудные концентраты, уголь, минерально-строительные грузы, минеральные удобрения, различные соли, торф, цемент, сахар.

Сводообразование – процесс образования свода над выпускным отверстием бункера, силоса или кузова ПС, характерный для насыпных и навалочных грузов. Образование свода происходит в результате зацепления движущихся частиц груза за частицы, находящиеся в состоянии покоя.

Вязкость – свойство частиц жидкости сопротивляться перемещению относительно друг друга под действием внешних сил. Вязкость характеризует внутреннее трение между частицами и объясняется силами молекулярного сцепления. Различают динамическую, кинематическую и условную вязкость.

13. Химические свойства груза, необходимость их учета при перевозке, хранении и погрузке–разгрузке

В грузах растительного и животного происхождения взаимодействие с окружающей средой приводит к развитию биохимических процессов. Такие из них, как автолиз, дыхание, дозревание и прорастание, вызваны процессами, происходящими в самом продукте. Гниение, брожение и плесневение объясняются жизнедеятельностью различных микроорганизмов.

Автолиз – это процесс растворения тканей продукта в результате распада белков, углеводов и жиров. Наблюдается в мясных и табачных изделиях, муке.

Процесс дыхания характерен для грузов растительного происхождения, являющихся живыми образованиями (зерно, овощи, фрукты). При дыхании происходит окисление углеводородов, жиров и других органических соединений кислородом. Интенсивность дыхания повышается с ростом температуры и влажности продукта. Окисление и распад органических соединений сопровождается выделением теплоты, что приводит к самонагреванию, самовозгоранию и последующей порче продукта.

Процесс дозревания характерен для зерна, овощей и фруктов. В зерне сахар переходит в крахмал, а в овощах и фруктах – крахмал в сахар.

Прорастание наблюдается в овощах и фруктах при интенсивном дыхании.

Процесс брожения представляет собой разложение углеводородов в результате деятельности микроорганизмов. Различают спиртовое, молочнокислое, маслянокислое и уксуснокислое брожение. При спиртовом брожении происходит разложение сахаров с образованием спирта, при молочнокислом – молочной кислоты, при маслянокислом – масляной кислоты, при уксусном спирт превращается в уксусную кислоту.

Гниение вызывает распад белковых веществ в результате жизнедеятельности гнилостных бактерий.

При плесневении происходит разложение жиров и углеводов, а в некоторых случаях возможно образование ядовитых веществ. На поверхности продовольственных грузов появляется белый слизистый налет, который постепенно превращается в желтый, коричневый и черный.

Большое значение при перевозке таких грузов имеет срок, способ перевозки и выбранная тара.

14. Химические свойства груза: самонагревание и самовозгорание, окислительные свойства, коррозия, смерзаемость

Самонагревание и самовозгорание происходит под действием внутренних источников теплоты – химических и биохимических процессов, протекающих в массе груза и повышающих его температуру. Самонагреванию подвержены зерно, волокнистые материалы, сено, жмых, торф, сланцы, каменный и бурый уголь и др.

Самонагревание грузов сельскохозяйственного производства объясняется наличием процесса дыхания продуктов, жизнедеятельностью микроорганизмов и сельскохозяйственных вредителей. Вследствие малой теплопроводности таких грузов их температура повышается, что в конечном итоге приводит к порче, обугливанию или самовозгоранию продукта.

Окислительные свойства грузов – способность легко отдавать кислород другим веществам. Примесь окислителей может вызвать возгорание горючих материалов и обеспечить их устойчивое горение без доступа воздуха; это необходимо учитывать при взаимном размещении мест хранения и грузовых фронтов по переработке горючих материалов и окисляющих грузов и при организации их перевозки.

Некоторые окислители вместе с органическими веществами способны к образованию взрывчатых смесей, взрывающихся вследствие детонации, трения или удара.

Характеристика транспортируемых грузов

Насыпные грузы, транспортируемые машинами непрерывного действия – это массовые навалочные кусковые, зернистые, порошкообразные и пылевидные материалы (руда, уголь, торф, щебень, зерно, песок, цемент и др.).

Свойства насыпных грузов:

кусковатость (размер и форма частиц);

угол естественного откоса;

способность к самовозгоранию, слеживанию, смерзанию.

Кусковатость (гранулометрический состав) – это количественное распределение частиц груза по крупности. Однородность размеров частиц насыпного груза определяется коэффициентом k:

где amin – размер максимальной частицы транспортируемого груза, мм;

amax– размер минимальной частицы транспортируемого груза, мм.

При k > 2,5 – груз рядовой, при k ≤ 2,5 – груз сортированный.

Насыпные грузы характеризуются размером типичного куска а. Для сортированных грузов а = (amin + amax) / 2, для рядовых а = amax. В зависимости от размеров частиц amax насыпной груз подразделяется на следующие группы:

пылевидный (цемент) до 0,05 мм

порошкообразный (мелкий песок) 0,05–0,49 мм

зернистый (зерно) 0,5–9 мм

мелкокусковой (щебень) 10–60 мм

среднекусковой (уголь) 61–199 мм

крупнокусковой (руда) 200–500 мм

особо крупнокусковой (камни, валуны) более 500 мм

Плотность груза – это отношение его массы к занимаемому объему. Различают плотность груза свободно насыпанного (разрыхленного); в естественном плотном массиве.

где ρп – плотность в массиве;

ρ – плотность в разрыхленном состоянии.

В зависимости от плотности грузы разделяют на группы (табл. 2.1).

Влажность насыпного груза ωв (%) – это отношение массы содержащейся в грузе воды к массе высушенного груза:

где mв и mв – массы порций влажного и просушенного грузов.

Распределение насыпных грузов по плотности

Группы грузовПлотность ρ, т/м 3
Легкие (торф, кокс, мука, древесные опилки)До 0,6
Средние (зерно, каменный уголь, шлак)0,6–1,6
Тяжелые (порода, гравий, щебень, песок)1,6–2,0
Особо тяжелые (руда, камень)2,0–4,0

Угол естественного откоса груза φ – это угол между образующей конуса из свободно насыпанного груза и горизонтальной плоскостью. Различают углы естественного откоса груза в покое φ и в движении φ (рис. 2.1), φ ≈ 0,35φ.

Подвижностью частиц груза (табл. 2.2) определяется площадь сечения груза на движущейся опорной плоскости (лента или настил конвейера).

Абразивность – это свойство частиц насыпного груза изнашивать соприкасающиеся с ним во время движения рабочие поверхности. По степени

абразивности насыпные грузы делятся на группы:

А – неабразивные;

В – малоабразивные;

С – средней абразивности;

D – высокой абразивности.

Рис. 2.1. Расположение насыпного груза:

а – в покое; б – в движении

Группы подвижности частиц грузов

Подвижность частиц грузаНасыпные грузыУгол естественного откоса груза в покое φ, градРасчетный угол естественного откоса груза в движении φ, град
ЛегкаяАпатит, сухой песок, сухая галька, пылеуголь30–35
СредняяВлажный песок, формовочная земля, каменный уголь, камень, щебень, торф40–45
МалаяСырая глина, гашеная известь50–56

Крепость (крепкость) груза характеризуется коэффициентом крепости:

где σсж – предел прочности образца груза при сжатии (МПа).

Слеживаемость – способность насыпного груза (глина, соль, цемент) терять подвижность при длительном хранении.

Липкость – способность насыпного груза (глина, мел) прилипать к твердым телам (особенно во влажном состоянии).

Штучные грузы классифицируют на непосредственно штучные (единичные изделия, детали, узлы машин) и тарные (ящики, бочки, мешки, контейнеры). Штучные грузы характеризуются габаритными размерами, формой, массой одного изделия, хрупкостью, температурой и др.

Дата добавления: 2015-04-05 ; просмотров: 13 ; Нарушение авторских прав

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector