Nmexpertiza.ru

НМ Экспертиза
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Укрепление откосов насыпи камнем

Укрепление откосов и конусов одиночным мощением на цементном растворе

Технологическая карта разработана на укрепление откосов и конусов насыпей одиночным мощением камнем размером 14 . 16 см на цементном растворе по слою щебеночной подготовки толщиной 10 см.

Обозначение:ТК 08-09-89
Название рус.:Укрепление откосов и конусов одиночным мощением на цементном растворе
Статус:не установлен срок действия
Дата актуализации текста:05.05.2017
Дата добавления в базу:01.09.2013
Утвержден:01.01.1990 Трест Оргдорстрой Миндорстроя УССР
Опубликован:Издательство Будивельник (1990 г. )

МИНДОРСТРОЙ УССР

УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ НАСЫПЕЙ
И ВЫЕМОК ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ

Разработаны трестом Оргдорстрой
Миндорстроя УССР
Рекомендованы Главным научно-техническим
управлением Миндорстроя УССР для внедрения
в дорожно-строительное производство

КИЕВ «БУДИВЭЛЬНЫК» 1990

Разработали: И.М. Кравченко, Е.Н. Суходуб

Редакция литературы по жилищно-коммунальному хозяйству

Зав. редакцией М.С. Литвин

Редактор Н.И. Курбанова

Приведены рациональные решения по организации и технологии производства работ, способствующие повышению производительности труда, улучшению качества и снижению стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог.

Для специалистов и рабочих дорожно-строительных организаций.

Технологические карты на укрепление откосов земляного полотна разработаны в целях обеспечения дорожного строительства рациональными решениями по технологии и организации дорожно-строительного производства, способствующими повышению производительности труда, улучшению качества и снижению себестоимости строительно-монтажных работ.

В комплект включены технологические карты на укрепление откосов насыпей и выемок травами, дерном, синтетическими материалами, грунтами, обработанными вяжущими (ТК-08-01-89 . ТК-08-07-89), а также на укрепление откосов каменными материалами и бетонными плитами (ТК-08-08-89 . ТК-08-15-89).

При составлении технологических карт были использованы материалы республиканского патентного фонда УкрНИИНТИ, производственный опыт работы передовых дорожно-строительных организаций Миндорстроя УССР.

Технологические карты предназначены для практического применения при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог, при разработке проектно-технологической документации, а также для обучения рабочих и инженерно-технических работников дорожно-строительных организаций передовой технологии и организации работ.

Организационно-технические и технологические решения, которые легли в основу при разработке карт, соответствуют требованиям действующих строительных норм и правил (СНиП), единых норм и расценок на строительные и монтажные работы (ЕНиР) и обеспечивают достижение высоких технико-экономических и качественных показателей.

Во всех случаях применения технологических карт необходима привязка их к местным условиям.

УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ НАСЫПЕЙ И ВЫЕМОК КАМЕННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ,
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫМИ И БЕТОННЫМИ ПЛИТАМИ

1. Область применения

1.1 . Технологическая карта разработана на укрепление откосов и конусов насыпей одиночным мощением камнем размером 14 . 16 см на цементном растворе по слою щебеночной подготовки толщиной 10 см.

1.2 . В состав работ входят:

устройство траншеи под рисберму;

устройство подстилающего слоя из щебня;

устройство каменной призмы;

укрепление откосов насыпи одиночным мощением.

2. Организация и технология производства работ

2.1 . До начала производства работ по укреплению откосов и конусов насыпи одиночным мощением на цементном растворе необходимо:

произвести планировку и уплотнение откосов и конусов в соответствии с требованиями СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты» и СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги»;

выполнить геодезические разбивочные работы, обеспечивающие ровность укладки конструктивных слоев и устройство рисбермы в соответствии с требованиями проекта.

2.2 . Одиночное мощение выполняется на цементном растворе марки 200, толщина слоя 2 см.

2.3 . Работы по укреплению откосов и конусов насыпи одиночным мощением камнем на цементном растворе ведет комплексная механизированная бригада поточным методом на трех захватках (рисунок).

Схема организации и производства работ.

Операции, выполняемые на захватках:

1- я захватка — рытье траншеи под рисберму экскаватором I; доработка траншеи вручную; устройство каменной призмы;

2- я захватка — устройство щебеночной подготовки универсальной землеройно-планировочной машиной II;

3- я захватка — установка асфальтовых планок; устройство одиночного мощения. Стрелкой указано направление потока.

2.4 . Численность комплексной механизированной бригады 8 чел.:

Машинист 6 разр. 1

Помощник машиниста 5 разр. 1

Мостовщик 5 разр. 2

Плотник 4 разр. 1

Дорожный рабочий 4 разр. 1

Рабочие владеют смежными профессиями, что позволяет достичь равномерной загрузки членов бригады.

2.5 . На первой захватке выполняются следующие технологические операции:

рытье траншей под рисберму;

срезка недобора грунта вручную;

устройство каменной призмы.

Рытье траншеи производится универсальной землеройно-планировочной машиной Э-4010 (вместимость ковша 0,4 м 3 ) на выброс с последующей планировкой вынутого грунта. Траншею прокладывают вдоль подошвы насыпи согласно установленным разбивочным точкам на глубину, несколько меньшую проектной (на 10 . 15 см).

Работы по зачистке дна траншеи и доведению ее геометрических размеров до проектных выполняет дорожный рабочий 2 разр. вручную.

Камень размером 20 . 25 см для устройства каменной призмы доставляют автомобилями-самосвалами и разгружают у края траншеи. Подают камень в траншею экскаватором Э-4010, оборудованным ковшом. В целях обеспечения жесткости конструкции пустоты между камнями нижних рядов заполняют мелкими камнями и засыпают каменной мелочью.

Калькуляция трудовых затрат на устройстве 100 м рисбермы приведена в табл. 1. Сменная производительность звена из 4 чел. — 30 . 35 м рисбермы.

2.6 . На второй захватке выполняются работы по устройству щебеночной подготовки.

Щебеночная подготовка толщиной 10 см устраивается по зачищенному и спланированному откосу. Щебень завозят автомобилями-самосвалами и выгружают на обочине. Распределяют его по откосу универсальной землеройно-планировочной машиной Э-4010, оборудованной ковшом вместимостью 0,4 м 3 .

Планировка щебня универсальной землеройно-планировочной машиной осуществляется с верхней стоянки. Если вылет стрелы недостаточен для планировки по всей ширине откоса, то нижний участок откоса планируют с нижней стоянки.

После планировки откоса с одной стоянки универсальную землеройно-планировочную машину перемещают по фронту на 2,3 . 2,4 м и процесс продолжают, перекрывая спланированную полосу на 10 . 20 см.

Ввиду большой трудоемкости работ по устройству мощения темп потока принят с учетом увязки работ по устройству мощения и оптимальной загрузки универсальной машины Э-4010 на погрузочно-планировочных работах.

2.7 . На третьей захватке выполняются следующие технологические операции:

установка асфальтовых планок;

Поверхность укрепляемого откоса разбивается на карты с помощью асфальтовых планок толщиной 3 см в соответствии с рабочими чертежами и типовым проектом «Укрепление русел, конусов и откосов насыпей у малых и средних мостов» (серия 501-203; М., Главтранспроект, 1972).

Для удержания асфальтовых планок в проектном положении их временно закрепляют по бокам металлическими штырями диаметром 16 . 18 мм длиной 25 . 30 см. Штыри забивают в грунт через слой щебня.

Камень размером 14 . 16 см, доставляемый автомобилями-самосвалами, выгружают на обочине и у основания откоса.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящих Рекомендациях рассматриваются методы регулирования потока на мостовых переходах через реки с осередковым типом руслового процесса островного вида.

В работе даны признаки, характеризующие осередковый тип руслового процесса и типы створов переходов через реки с указанным русловым процессом; приведены рекомендации по расчету струенаправляющих дамб на таких реках, проектированию мероприятий для регулирования потока в протоках (запруды и водоотводные русла) в по размыву островов в руслах, а также метод расчета каменной наброски для укрепления насыпей подходов берегов.

Рекомендации предназначены для использования при проектировании мостовых переходов.

Рекомендации разработаны в лаборатории мостовой гидравлики и гидрологии отделения изысканий и проектирования железных дорог ЦНИИСа кандидатами техн. наук. Л.Г. Бегамом и В.Ш. Цыпиным под общим руководством и при участии канд. техн. наук В.В. Невского.

Зам.директора института Н.Б. СОКОЛОВ

изысканий и проектирования железных

дорог А.М. КОЗЛОВ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Основной задачей регулирования потока на мостовых переходах является обеспечение устойчивости сооружений перехода от воздействия водных потоков (размывов различных видов, отложения наносов, волнобоя, ледохода и др.).

Читать еще:  Кронштейн для крепления откосов rehau кве

1.2. При проектировании регуляционных сооружений на мостовых переходах необходимо учитывать русловой процесс на пересекаемой реке [1].

Тип руслового процесса устанавливают по классификации Государственного гидрологического института (ГГИ) в зависимости от водного режима реки, стока наносов, рельефа и геологического строения речной долины [2].

Признаки, характеризующие осередковый тип руслового процесса, приведены в приложении 1.

1.3. Мостовой переход через реку с осередковым типом руслового процесса островного вида рекомендуется располагать на участке сосредоточения протоков, где весь русловой поток сконцентрирован в одном русле.

В случае, когда прохождение трассы по створу с наиболее благоприятной русловой ситуацией связано с развитием линии, место мостового перехода выбирают по результатам технико-экономического сравнения вариантов.

1.4. Варианты сравнивают согласно рекомендациям «Методических указаний по сравнению вариантов проектных решений железнодорожных линий, узлов и станций» [3].

1.5. При отборе вариантов для приближенной оценки стоимости регуляционных сооружений следует учитывать расчлененность русла, которая характеризуется коэффициентом

(1)

где В p ширина русловой зоны между внешними берегами крайних протоков;

Σl — суммарная ширина русла и протоков.

Коэффициент S определяют без учета мелких (вторичных) протоков, располагающихся на границе русловой зоны. Если на данном створе русловой поток сосредоточен в одном русле, S принимают равным единице.

Следует учитывать, что в условиях пойменной многорукавности, когда S

1.6. При проектировании регуляционных сооружений на мостовых переходах через реки с активным русловым процессом, каким является осередковый тип, следует учитывать возможное переформирование русла в период эксплуатации перехода. Если учет этого переформирования приводит к удорожанию регуляционных сооружений, то необходимо рассмотреть возможность поэтапного выполнения этих работ. Расчет целесообразности поэтапных затрат приведен в приложении 2.

1.7. В сложных морфологических и гидрологических условиях назначение отверстий и местоположение мостов, компоновку регуляционных сооружений, определение местоположения и типа укрепления берегов и подходов, а также прогнозирование плановых и глубинных деформаций целесообразно решать на основе физического моделирования.

Для исследования на физических моделях требуются следующие исходные данные:

а) План моделируемого участка реки. Требуемый масштаб плана (карты) участка реки определяют по таблице в приложении 3. Если масштаб плана (карты) мельче модели в 5 и более раз, необходимо иметь планы характерных участков (или створы) в более крупном масштабе с промером глубин в русле и протоках.

б) Расчетный и наибольший расходы реки с распределением их между руслом, поймами, протоками и т.п. в исследуемых створах до постройки сооружений.

в) Коэффициент шероховатости морфологически однородных участков реки.

г) Характеристика грунтов в русле и на пойме в толще возможного размыва.

д) Уклон свободной поверхности в межень и в расчетных условиях.

Указания по выбору методов моделирования и размеры экспериментальных установок, необходимых для моделирования мостовых переходов, приведены в приложении 3.

2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОТОКА ПРИ СОСРЕДОТОЧЕННОМ РУСЛЕ

2.1. На переходах через реки с сосредоточенным руслом при островном виде осередкового типа руслового процесса должно быть обеспечено:

плавное подведение пойменных потоков под мост с тем, чтобы создать или сохранить под мостом форму живого сечения, близкую к оптимальной;

размыв островов или осередков, которые стесняют или могут стеснять живое сечение под мостом.

Для решения указанных задач на мостовом переходе должны быть запроектированы струенаправляющие дамбы, а также комплекс мероприятий для размыва островов.

При этом необходимо стремиться к тому, чтобы отверстие моста перекрывало только русло. Увеличение отверстия моста за счет поймы усложняет мероприятия по размыву скоплений наносов перед мостом, поскольку уменьшаются скорости потока на расчетном участке ниже створа с предмостовым подпором.

Вариант мостового перехода без осуществления мероприятий по размыву островов может быть допущен при соответствующих технико-экономических обоснованиях.

2.2. Если русловой поток направлен нормально к оси перехода, а наибольшие глубины в русле расположены в средней части руслового участка моста, то струенаправляющие дамбы проектируются криволинейными, чтобы направить пойменные потоки на прилегающие к дамбам участки отверстия моста.

При проектировании мостовых переходов через реки, характеризующиеся осередковым типом руслового процесса, длину проекции верховых струенаправляющих дамб a b , определенную по указаниям НИМП-72 [4], рекомендуется сокращать в 1,5 — 2 раза, а соотношение полуосей дамбы принимать с коэффициентом 0,9.

Примечани е. Особенностью выбора параметров струенаправляющих дамб на реках с островной разновидностью осередкового типа руслового процесса является учет возможного размыва берегов в районе мостового перехода в результате смещения острова.

В этом случае помимо направления пойменного потока под мост дамба также защищает берег от размыва. Поэтому, если в перспективе возможно смещение острова и размыв берега, у которого расположена дамба, конструкция ее укрепления должна быть усилена, а при необходимости дамба должна быть удлинена.

Необходимость отнесения на перспективу затрат, связанных с усилением конструкции и удлинением дамбы, определяется в результате технико-экономического расчета.

2.3. Если русловой поток смещен к одному из берегов или в русле расположен остров, подлежащий размыву, дамбу рекомендуется устраивать прямолинейной с тем, чтобы способствовать смещению максимальных глубин русла к середине отверстия моста или направлению пойменного потока на остров с целью его размыва.

При проектировании прямолинейной дамбы необходимо знать величину отжима потока по оси перехода, а также очертание крайней струи отжатого потока.

При прямолинейной дамбе с такой же проекцией на перпендикуляр к оси пути a b , как у требуемой по расчету криволинейной обтекаемой дамбы, максимальная величина отжима D l находится на оси перехода.

Приближенное значение отжима D l при одностороннем сжатии определяют в зависимости от величины проекции a b и отверстия моста L (табл. 1).

D L / L

2.4. При проектировании мостовых переходов следует учитывать, что перемещение острова к мостовому переходу может вызвать неблагоприятные направления течения, а также уменьшение живого сечения под мостом. Если имеется тенденция к смещению островов под мост, необходимо принимать меры к недопущению этого путем размыва острова еще на подходе к створу мостового перехода. К числу таких мер относятся удаление растительности с поверхности и устройство прорези, дно которой рекомендуется располагать на отметке межени.

Для улучшения работы прорези в зависимости от конкретных условий устраивают направляющие шпоры. Определение мест размещения прорези и шпор, а также назначение их геометрических размеров целесообразно решать на основе физического моделирования.

Мероприятия по борьбе с вредным воздействием островов и осередков на протекание потока в подмостовом сечении рекомендуется проводить на участке от оси мостового перехода до створа с наибольшей величиной предмостового подпора. Свободная поверхность на этом участке характеризуется кривой спада. Поэтому скорость потока в русле повышается по сравнению с бытовой, что увеличивает эффективность мероприятий по размыву островов и осередков.

3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОТОКА ПРИ РАЗВЕТВЛЕННОМ РУСЛЕ

3.1. Регулирование потока на переходах с разветвленным руслом зависит от типов руслового процесса в пересекаемых протоках.

Если расчленение русла на протоки вызвано осередковым типом руслового процесса основного вида, то острова между протоками, как правило, подвергаются частому затоплению. В этом случае необходимо перекрывать мостом всю русловую зону островной русловой многорукавности и регулирование остается таким же, как при сосредоточенном русле.

Если в одном из протоков имеет место осередковый тип руслового процесса, а другие развиваются по типу незавершенного меандрирования, то разветвление русла происходит за счет пойменных массивов. В этом случае (пойменной многорукавности), когда отторгнутые от поймы острова затопляются редко, целесообразно устройство двух и более отверстий.

Читать еще:  Чем лучше всего делать откосы

3.2. При определении числа отверстий и мест их размещения по створу перехода следует учитывать прогноз переформирования русловой сети в районе перехода и отверстия мостов назначать с такими запасами, которые обеспечивают нормальную работу перехода.

При этом следует учитывать, что из более мощного протока в другие протоки отвлекается значительная часть наносов. Поток, перегруженный наносами, аккумулирует их. В результате ниже разветвления протоков создаются морфологические образования, при которых на локальных участках менее мощных протоков увеличиваются отметки дна. Поэтому при распределении расхода воды между элементами русла и поймы морфологическим методом (в зависимости от глубины потока и шероховатости) в качестве расчетного живого сечения в менее мощных протоках следует принимать сечения по створу выше или ниже перехода с наинизшими отметками дна в протоке.

3.3. Для направления руслового и пойменных потоков в отверстия мостов должны быть запроектированы струенаправляющие дамбы, а также система сооружений, обеспечивающая концентрацию русловых потоков под мостами.

К сооружениям, обеспечивающим концентрацию русловых потоков под мостами, относятся запруды, имеющие целью заиление выключенных участков протоков; искусственные русла или пионерные траншеи, обеспечивающие отвод расхода протоков под мост. Для осушения поймы выше, а при необходимости и ниже перехода рекомендуется устраивать водоотводные канавы.

При выборе количества мостов, проектируемых на переходе, необходимо учитывать:

возможность и целесообразность отвода всей русловой сети в районе выше мостового перехода под один мост;

перспективные мероприятия по регулированию потока при имеющемся русловом процессе;

стоимость вариантов мостовых переходов с одним или двумя мостами.

Примечани е. При сравнении вариантов мостовых переходов учитывается стоимость всех сооружений (мостов, подходов, струенаправляющих дамб, спрямляющих каналов, запруд, срезок и планировок), а также стоимость подходов между общими точками сравниваемых вариантов.

3.4. Запруды в протоках рекомендуется размещать так, чтобы между запрудами откладывались наносы, и при горизонтальном уровне отложений вровень с верхом нижней запруды уровень отложений у верхней запруды составлял бы некоторую ее долю (рис. 1).

Верх запруд необходимо устраивать на отметке бровок протока.

Рис. 1. Схема расчета расстояний между запрудами

Расстояние между запрудами l з при высоте запруд h з и бытовом уклоне протока i б следует определять по формуле

где μ — часть высоты верхней запруды, на которой откладываются наносы.

Значение μ принимают от 0,8 до 0,95. При прочих равных условиях при малых уклонах значение μ может приниматься большим, при больших уклонах — меньшим.

3.5. С целью сокращения объема работ искусственное русло для отвода расхода воды из протока рекомендуется рассчитывать с учетом саморазмыва пионерной траншеи.

Выбор размеров пионерной траншеи зависит от топографических и геологических условий, а также от наличия землеройной техники.

Дно траншеи устраивают на отметке межени. Пропускную способность пионерной траншеи искусственного русла следует принимать в зависимости от увеличения уклона водной поверхности в траншее i тр по сравнению с бытовым уклоном протока i б на участке отвода. Значения рекомендуемого отношения расхода Q , проходящего в бровках протока (повторяемостью 40 — 50 %), к первоначальному расходу Q тр , пропускаемому пионерной траншеей, приведены в табл. 2.

Укрепление железнодорожных путей габионами

Талые и дождевые воды, ветер – природные враги железнодорожных путей, вызывающие вымывание, выдувание частиц почвы на откосах, насыпях, склонах. Разрушать механическую стабильность грунта им «помогает» вибрация при движении составов. В результате техногенных, климатических изменений деформируется полотно железной дороги. На опасных зонах ограничивают скорость движения, нагрузочную массу, количество товарных вагонов. В России дефектные сегменты составляют 7% от общей протяженности железных дорог (отчет Центра ИССО ОАО «РЖД»).

Один из приемов повышения безопасности, надежности пассажирских и грузовых перевозок экспрессами, тяжеловесными поездами – укрепление откосов, насыпей габионами. Особенно актуально применение габионных структур на участках железной дороги, примыкающих к водоемам (озера, моря, реки). Верховые склоны также коварны из-за оползней, обвалов, смывов почвы на полотно или движущийся поезд.

Преимущества габионов

Альтернативные методы усиления несущей способности насыпей проигрывают конструкциям из проволоки и камней по рентабельности строительства, ценой обслуживания:

  1. Железобетонные сооружения требуют отсыпки у основания склона песчаных или щебеночных контрбанкетов, укладки геоматериалов для дренажа и защиты бетона от грунтовых вод. Это увеличивает материальные, трудовые расходы на укрепление откосов. Атмосферные осадки, капризы температуры методически разрушают бетонное покрытие. За ним надо постоянно наблюдать, ремонтировать.
  2. Засев травами не всегда возможен из-за состава почвы – на глине, суглинке растительность трудно принимается. Дополнительно применение метода лимитировано высотой (2 м) и крутизной склона (до 8 о ), погодой, сезоном. Плюс недостаток дождевого полива спровоцирует появление проплешин в травяной защите и повторного высеивания.
  3. Одерновка экономически невыгодна – снятие, доставка, укладка травяного слоя трудоемкий и затратный способ укрепления насыпей железнодорожных путей или прилегающих скатов.

Сооружение габионов не зависит от вида грунта, климата, геометрии и наклона откосов. Установку металлических коробов, укладку камней проводят без спецтехники на ограниченных площадках в короткий период. Нужен только четкий проект и инженер-наблюдатель за работами.

Природные материалы постепенно «срастаются» с основанием, пустоты заполняются частичками земли с корнями, семенами растений и получается естественная биосистема. Габионная структура единственный строительный объект, который со временем становится прочнее. Необходимость периодического осмотра, реставрации отсутствует. Случайный осадок грунта компенсирует гибкость конструкций – они повторят рельеф, каверны не возникнут.

Финансово габионные сооружения выигрывают у привычных вариантов укрепления откосов, насыпей железных дорог. Оцинкованные проволочные или сварные короба недорого купить у изготовителя. В качестве наполнителя берут камни из близлежащих карьеров.

ЭСБЕ/Береговые откосы

← Береговые ветрыБереговые откосы
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Береговые устои →
Словник: Бергер — Бисы. Источник: т. IIIa (1891): Бергер — Бисы, с. 499—501 ( скан · индекс ) • Даты российских событий указаны по юлианскому календарю.

Береговые откосы — так наз. земля, заключающаяся между горизонтом воды рек, речек, озер и морей и поверхностью окружающей их земли. Кроме общего значения, какое имеют береговые откосы для сохранения в целости русла рек, в особенности судоходных, а также возделываемых по берегу полей, лугов и насаждений, они имеют особое значение в тех случаях, когда ограждают какие-либо искусственные сооружения. Б. откосы бывают естественные или искусственные; как те, так и другие во время прохода весенних вод или волнений подвергаются разного рода повреждениям, против которых принимаются всевозможные меры, смотря по роду и степени важности охраняемых Б. откосами сооружений или местностей.

Береговой откос у поверхности воды разрушается от волнения, происходящего от ветра, прохода судов, изменения горизонта воды, разлива весенних вод, прохода льда и увеличения скорости течения при половодье. Последствием этого бывают небольшие обвалы некоторых более слабых частей откосов. Несравненно важнее и опаснее своими последствиями бывает разрушение откосов под поверхностью воды от подмыва подошвы их. Кроме указанных двух случаев разрушения Б. откосов, случаются еще повреждения, происходящие от просачивающейся в грунт воды (см. Сплывы откосов) и от действия дождевых вод, образующих по откосам рытвины. Для укрепления откосов у поверхности воды их покрывают фашинами, которые располагают сверху вниз, и укрепляют плетнями и кольями, чаще ограничиваются просто набивкой кольев рядами, которые образуются от переплета между кольями плетня, клетки или ящика высотой в 0,25 саж; эти ящики заполняются камнем или хрящом. Очень хорошее укрепление откосов состоит в набивке по откосу кольев рядами по течению реки и переплете их ивняком до высоты 0,30 саж., после чего верхи кольев натянутыми ивовыми канатами прикрепляются к кольям, забитым внутри откоса, представляя собой как бы анкера; затем за плетневую стенку и впереди ее насыпается земля для образования откоса; после чего, отступя, забивается второй ряд кольев и т. д. Если колья сделаны из ивы, то весной они начинают расти и при поливке в первый же год покрывают откосы зеленью, а следовательно, и корнями. Конечно, подобное укрепление берегов пригодно в тех случаях, когда сооружению нет надобности придавать очень большого сопротивления; если же оно нужно, тогда весь откос делают из фашин, располагаемых перпендикулярно течению горизонтальными рядами равной толщины, укрепляя их кольями и плетнями. Фашины обыкновенно кладут комлями к течению, кроме первого ряда. Когда ряд уже переплетен, загружают его землей или камнем и возводят второй ряд. Такая фашинная обделка берега служит от 6—8 лет. Когда же горизонт весенних вод подымается очень высоко и требуется откосам дать более прочную одежду для сопротивления как волнам, так и напору льда, то откосы укрепляют камнем. Для этого употребляют булыжный, бутовый, грубо обколотый, а иногда и обтесанный камень (в приморских местностях), гранит и проч. Для этого спланировывают откос, избегая подсыпки свежей земли, а скорее делая уступы. Обколотые заранее камни укладывают насухо, как можно плотнее между собой, с расклинкой щепаным камнем, подсыпая под камни хрящ с таким расчетом, чтобы между камнем и откосом образовался слой хряща в 0,20 саж. толщиной. Такого рода одежда берега делается двойная, т. е. в 2 ряда, в три, четыре и более, напр. в приморских откосах, где требуется особенное сопротивление удару волн. Камень для одежды надо употреблять самый крупный, от 0,25 до 0,35 саж. толщиной для укрепления тех частей берегового откоса, которые подвергаются ударам льдин или где на поворотах течение порывисто и быстро. В других же местах может быть употреблен камень величиной от 0,15 до 0,20 саж., но всегда снизу более крупный, а кверху — мелкий. Когда откос имеет очень большую высоту, то для уменьшения давления на его подошву обделывают его уступами, на которые опираются посредством слоя гальки или хряща — камни береговой обделки. Несовершенство откосных обделок состоит в том, что с течением времени в промежутках между камнями заводится растительность, и эта причина разрушения столь деятельна, что часто уничтожает кажущуюся выгоду откосной обделки в сравнении с вертикальной, состоящей из поддерживающих стенок. Придавая, однако, толщину нижнему слой под облицовочными камнями до 0,25 саж. и делая его из чистого хряща, можно на весьма долгое время быть обеспеченным от прорастания растительности. Подошву такой одежды надо упереть в фундамент; он может состоять в слабых грунтах из двойного шпунтового ряда свай, на верх которых нарубается брус, в который должна опираться одежда. Брус этот подвержен давлению, которое равно весу одежды, умноженному на отношение ее высоты к длине; трением одежды о грунт обыкновенно пренебрегают. Если же грунт крепкий, скалистый, так что сваи забивать невозможно, то на краю подошвы откоса вырывают канаву глубиной от 0,30 до 0,75 саж. и шириной от 0,50 до 0,60 саж., в которой кладут насухо стенку из камня с расщебенкой, отделывая верхние камни с заплечиками, на которые упрутся камни первого ряда откоса. Для большей прочности иногда верхние ряды фундаментной стены соединяются железными скобами. Бывали случаи, что такие фундаментные стены выводили и на гидравлическом растворе, которым тогда заливается и поверхность одежды откоса, но это оказалось непрактичным и теперь оставлено. Укрепление Б. откоса может состоять еще из шпунтового ряда или из верстовых свай, забранных досками. Такие сваи должны быть укреплены к берегу якорями или анкерами, которые прикрепляются к другому ряду свай, забиваемому позади первого, или же к заложенным в грунт брусьям. Там, где лес очень дешев, а подошва Б. откоса состоит из скалистого и вообще твердого грунта, там выгодно укрепить Б. откос ряжами или срубами, которые потом заполняются глиной, песком или камнем. Металлические обделки употребляются при устройстве набережных судоходных рек или другого рода береговых построек. Такие обделки укрепляются между сваями или к заложенным в грунт камням, брусьям и пр. Лучшую и самую дешевую защиту Б. откосов от действия течения составляют густо растущие водяные растения, имея лишь тот недостаток, что представляют довольно значительное сопротивление течению воды, а потому ниже горизонта низкой воды заменяются другого рода укреплениями. Особенно береговые заросли составляют хорошую защиту берегу от действия паводков. Для укрепления подошвы Б. откоса, всегда покрытой водой, употребляются: фашинные тюфяки, каменные отсыпи из накидного камня, шпунтовые свайные стенки, деревянные ростверки и полы. Фашинные тюфяки очень хорошо защищают подошву от размыва; тюфяк должен быть немного длиннее откоса, дабы он частью лежал на дне. Когда тюфяк установлен, то его загружают хрящом, камнем или глиной, пока он не опустится на дно. Такое укрепление берега служит до 10 лет. Подмыв подошвы берега можно предупредить или прекратить, делая из накидного камня стенки или забивая два или три ряда свай по длине откоса у подошвы и промежуток заполняя камнем или хрящом. В случае наибольшей глубины низких вод делают плетни и загружают камнем, получая таким образом недорогую и прочную защиту откоса. Б. обделки из тяжелых фашин бывают различного типа, чаще укладывают фашины одну на другую и доводят кладку только до низкого горизонта, на котором делают берму шириной от 0,40 до 0,75 саж. и вымащивают камнем как берму, так и откос выше ее. В вымытых частях берега обыкновенно береговую обделку делают или из каменной отсыпи, или из тяжелых фашин, заполняя промежуток между берегом хрящом, откос которого вымащивается крупной мостовой. При значительных сооружениях устраивают иногда ростверки для защиты подошвы Б. откоса от подмыва. Для этого забивают сваи и на них основывают ростверк, который между связями и балками заполняется фашиной, хрящом или камнем, смотря по тому, какой материал имеется на месте работ. После заполнения пустот поверх ростверка настилают из 4— или 5-дюйм. брусьев деревянный пол, который отлично выдерживает удары волн. Брусья кладутся параллельно течению, чтобы вода не встречала при своем движении никакого препятствия. Ростверки должны иметь уклон к реке, и чем он положе, тем лучше защищена подошва берега и тем прочнее сооружение. При укреплении подошвы берега следует главным образом руководствоваться свойством грунта, из которого состоит дно реки. При грунтах твердых укрепление фашинами практично, точно так же как при песчаном дне возможно с пользой лишь укрепление набросом камня или хрящом, обделанным камнем.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector