Nmexpertiza.ru

НМ Экспертиза
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Укрепление откосов насыпи механизированным способом

ТК 08-06-89 Укрепление откосов грунтами, обработанными цементом

МИНДОРСТРОЙ УССР

УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ НАСЫПЕЙ
И ВЫЕМОК ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ

Разработаны трестом Оргдорстрой
Миндорстроя УССР
Рекомендованы Главным научно-техническим
управлением Миндорстроя УССР для внедрения
в дорожно-строительное производство

КИЕВ «БУДИВЭЛЬНЫК» 1990

Разработали: И.М. Кравченко, Е.Н. Суходуб

Редакция литературы по жилищно-коммунальному хозяйству

Зав. редакцией М.С. Литвин

Редактор Н.И. Курбанова

Приведены рациональные решения по организации и технологии производства работ, способствующие повышению производительности труда, улучшению качества и снижению стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог.

Для специалистов и рабочих дорожно-строительных организаций.

Технологические карты на укрепление откосов земляного полотна разработаны в целях обеспечения дорожного строительства рациональными решениями по технологии и организации дорожно-строительного производства, способствующими повышению производительности труда, улучшению качества и снижению себестоимости строительно-монтажных работ.

В комплект включены технологические карты на укрепление откосов насыпей и выемок травами, дерном, синтетическими материалами, грунтами, обработанными вяжущими (ТК-08-01-89 . ТК-08-07-89), а также на укрепление откосов каменными материалами и бетонными плитами (ТК-08-08-89 . ТК-08-15-89).

При составлении технологических карт были использованы материалы республиканского патентного фонда УкрНИИНТИ, производственный опыт работы передовых дорожно-строительных организаций Миндорстроя УССР.

Технологические карты предназначены для практического применения при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог, при разработке проектно-технологической документации, а также для обучения рабочих и инженерно-технических работников дорожно-строительных организаций передовой технологии и организации работ.

Организационно-технические и технологические решения, которые легли в основу при разработке карт, соответствуют требованиям действующих строительных норм и правил (СНиП), единых норм и расценок на строительные и монтажные работы (ЕНиР) и обеспечивают достижение высоких технико-экономических и качественных показателей.

Во всех случаях применения технологических карт необходима привязка их к местным условиям.

1. Область применения

1.1 . Технологическая карта разработана на укрепление откосов земляного полотна высотой 4 м, крутизной 1 : 1,5, слоем цементогрунта толщиной 6 см с использованием дорожной фрезы ДС-18 (Д-530) в качестве ведущей машины.

Приготовление цементно-грунтовой смеси предусматривается методом смешения на дороге; применяемый грунт — супесчаный.

1.2 . Грунты, обработанные цементом, применяются:

для укрепления откосов земляного полотна в районах с неблагоприятным для произрастания травы климатическими и грунтовыми условиями;

для защиты откосов насыпей от выветривания, водной и воздушной эрозий;

в районах, где растительный грунт представляет большую ценность для сельского хозяйства.

1.3 . В состав работ входят:

доставка грунта к месту производства работ;

разравнивание грунта на обочине бульдозером;

распределение цемента по слою грунта цементораспределителем;

перемешивание цемента и грунта дорожной фрезой;

перемещение и разравнивание цементно-грунтовой смеси на откосе бульдозером;

уплотнение слоя прицепным виброкатком;

розлив битумной эмульсии автогудронатором.

2. Организация и технология производства работ

2.1 . Работы по укреплению откосов следует выполнять сразу после завершения отсыпки и уплотнения насыпи.

2.2 . До начала работ необходимо проверить готовность земляного полотна и его соответствие требованиям СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» и СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты».

Схема организации и производства работ.

Операции, выполняемые на захватках:

1- я захватка — выгрузка грунта на обочину из автомобиля-самосвала VI; разравнивание грунта на обочине бульдозером I; размельчение грунта дорожной фрезой II за два прохода по одному следу;

2- я захватка — внесение цемента в грунт распределителем III за один проход; перемешивание цемента с грунтом дорожной фрезой II за один проход всухую; перемешивание цементно-грунтовой смеси дорожной фрезой II за два прохода с одновременным увлажнением водой с помощью поливочно-моечной машины V; надвижка цементно-грунтовой смеси на откос бульдозером I; разравнивание цементно-грунтовой смеси на откосе бульдозером, оборудованным откосником; планировка откосов насыпи бульдозером I, оборудованным откосником, за четыре прохода; уплотнение смеси виброкатком, подвешенным к стреле экскаватора IV; розлив битумной эмульсии по слою уплотненной цементно-грунтовой смеси с помощью поливочно-моечной машины V.

Читать еще:  Специалист по монтажу откосов

1 — 4 — последовательность проходов при разравнивании и планировке откосов. Стрелкой указано направление потока.

2.3 . На организацию работ по укреплению откосов насыпи грунтами, обработанными цементом, существенное влияние оказывают сроки схватывания цемента, в связи с чем все технологические операции (от введения в грунт цемента до нанесения влагозащитной пленки) должны выполняться на одной захватке, при этом уплотнение цементно-грунтовой смеси необходимо закончить не позднее чем через 3 ч, а при пониженной температуре воздуха (ниже +10 °С) — не позднее чем через 5 ч после введения в смесь воды.

В целях замедления сроков схватывания смеси и повышения ее удобообрабатываемости в воду добавляется сульфитно-спиртовая барда в количестве 0,2 % от массы цемента. При этом уплотнение смеси должно быть закончено не позднее чем через 5 ч с момента ее увлажнения.

2.4 . Работы по укреплению откосов грунтами, обработанными цементом, ведет комплексная механизированная бригада поточным методом на двух захватках площадью 420 м 2 каждая (рисунок).

2.5 . Работы по укреплению откосов земляного полотна грунтом, обработанным цементом, выполняет бригада численностью 11 чел.:

Тракторист дорожной фрезы 6 разр. 1

Машинист распределителя 5 разр. 1

Водитель автоцементовоза. 1

Машинист поливочно-моечной машины 4 разр. 1

» бульдозера 6 разр. 1

» экскаватора-драглайна 6 разр. 1

Помощник машиниста экскаватора-драглайна 5 разр. 1

Машинист автогудронатора 6 разр. 1

Помощник машиниста автогудронатора 4 разр. 1

Дорожный рабочий 3 разр. 1

2.6 . На первой захватке выполняются следующие технологические операции:

развалка куч бульдозером;

разравнивание грунта бульдозером;

размельчение грунта фрезой.

Грунт доставляется на объект автомобилями-самосвалами марки ММЗ-555 и разгружается на обочины в объеме, необходимом для устройства конструктивного слоя заданной толщины с учетом коэффициента уплотнения, который для цементно-грунтовой смеси равен 1,34.

Для создания фронта работ грунт должен доставляться с заделом на одну-две сменные захватки.

Разгрузку очередного автомобиля-самосвала следует производить на расстоянии l от места разгрузки предыдущего:

l = q/(bh),

где q — объем грунта в кузове автомобиля-самосвала; b — ширина обочины; h — толщина слоя грунта, распределяемого по обочине (зависит от толщины слоя грунта, обрабатываемого фрезой).

Разравнивают грунт по ширине обочины бульдозером ДЗ-53 (Д-686) при рабочем ходе машины в одном направлении.

Размельчают грунт дорожной фрезой ДС-18 (Д-530) за два прохода по одному следу. Фреза движется на второй скорости.

Размельчение и перемешивание связных грунтов с цементом рекомендуется производить при влажности грунта, не превышающей 0,3 . 0,4 значения влажности на границе текучести, так как увеличение влажности грунта до оптимальной в момент смешения его с цементом приводит к уменьшению прочности цементогрунта.

2.7 . На второй захватке выполняются следующие технологические операции:

внесение цемента в грунт распределителем;

перемешивание цемента с грунтом фрезой с последующим увлажнением смеси;

перемещение смеси на откос и ее распределение на поверхности откоса бульдозером;

планировка смеси на поверхности откоса бульдозером, оборудованным откосником;

уплотнение слоя стабилизированной смеси виброкатком, подвешенным к стреле экскаватора;

нанесение пленкообразующего материала автогудронатором.

Цемент доставляется к месту работ саморазгружающимся автоцементовозом ТЦ-3 (С-853) и выгружается в бункер цементораспределителя ДС-9 (Д-343В) с помощью пневмосистемы цементовоза. Скорость движения распределителя зависит от нормы расхода цемента и определяется на месте производства работ по результатам контрольной россыпи.

Дозаторы распределителя регулируют на расход цемента из расчета 29,2 кг/м 2 .

Внесение цемента в грунт осуществляется распределителем за один проход.

После внесения цемента производится его перемешивание с грунтом всухую за один проход по одному следу фрезой ДС-18 (Д-530), движущейся на четвертой скорости.

Читать еще:  Дорнит для укрепления откосов

Приготовленную смесь увлажняют через распределительную систему фрезы, куда вода поступает из поливочно-моечной машины, движущейся сбоку от фрезы. При этом смесь повторно перемешивается за два прохода фрезы по одному следу на третьей скорости.

Грунтогабион

Изобретение предназначено для использования в строительных конструкциях, применяемых для укрепления, повышения стабильности грунтовых объектов железнодорожного полотна, автомобильных дорог и их обустройств. В грунтогабионе, представляющем собой сеточный каркас из оцинкованной металлической проволоки с заполнителем, каркас снабжен внутренним чехлом из синтетического геотекстильного материала или стеклоткани, а в качестве заполнителя используется грунт или дисперсный, в том числе теплоизолирующий материал с механизированным заполнением и уплотнением заполнителя, преимущественно прессованием. В качестве дисперсного материала использованы асбестовые отходы, хвосты обогатительных фабрик, гранулированный шлак, шлакозольные отходы электростанций, горелые породы шахтных выработок, торф. Грунтогабион, кроме простоты и технологичности конструкции, возможности использования местных грунтов, дисперсных материалов, позволяет утилизировать и отходы промышленного производства. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к конструкциям, применяемым для укрепления, повышения стабильности грунтовых объектов железнодорожного полотна, автомобильных дорог и их обустройств.

Известны габионы для защиты откосов насыпей и берегов рек от воздействия быстро- и бурнотекущей воды. Габионы выполняются в виде ящиков, тюфяков цилиндрической формы. Материалами для изготовления габионов служат гибкая проволока для плетения сетки и прутковое железо для устройства каркаса. Материалом для заполнения габионных каркасов служат камни твердых пород, преимущественно тяжелых и слабовыветривающихся водостойких пород. Лицевые камни наиболее крупные. Применяется габионная кладка на гравийной подготовке Соединяются габионы вязальной проволокой. Габионные тюфяки отличаются меньшей высотой и применяются в качестве одежды, покрытий для откосов [1].

Недостатками описанных гаибонов являются корризийность металлической арматуры, необходимость большого количества дорогостоящего камня для заполнения габионных каркасов и соответственно ограниченность области их применения, высокая трудоемкость работ со многими операциями, выполняемые вручную, высокая стоимость.

Известен габион Маккафери (Maccaferry) [2], выбранный в качестве прототипа. Габион Маккафери выполняется в виде каркаса из гибкой оцинкованной проволоки с двойным кручением. Материалом для заполнения служит камень горных пород и из речных русел. Заполнение камнем выполняется вручную с подбором лицевых для создания плоских поверхностей облицовочного назначения. Такие габионы (а также матрацы Рено аналогичной конструкции и плоской формы) применяются для регуляционных обустройств в руслах рек, для удерживающих и опорных сооружений, для защиты откосов насыпей от эрозии.

Недостатками каменных габионов Маккафери являются ограниченность их применения, поскольку необходимо заполнение каркасов камнем, что возможно только при наличии каменных карьеров, например в горных условиях со скальными породами или в руслах горных рек; высокая трудоемкость работ вручную при заполнении сеточных каркасов камнем с подбором лицевых облицовочных камней, высокая стоимость, поскольку конструкция связана с необходимостью использования дорогостоящего камня.

Заявляемым изобретением устраняются указанные недостатки: расширяется область применения габионных конструкций для устройства укрепительных, удерживающих, улавливающих, защитных конструкций, теплоизолирующих и других покрытий и подушек. При этом снижается стоимость, снижается трудоемкость.

Это достигается тем, что предлагается грунтогабион, содержащий сеточный каркас из оцинкованной металлической проволоки, который согласно изобретению снабжен внутренним чехлом из синтетического геотекстильного материала или стеклоткани, а в качестве заполнителя используется грунт или дисперсный, в том числе теплоизолирующий материал, уплотненный прессованием, преимущественно.

Сущность изобретения раскрывается чертежами, где на фиг. 1 показан грунтогабион, состоящий из каркаса, выполненного из металлической оцинкованной сетки; в нем размещен чехол внутренний из геотекстильного полотна или стеклоткани по размеру каркаса и заполнитель — грунт или дисперсный материал, который наполняет каркас из бункера, транспортера и т.п. механизированным способом и уплотняется, преимущественно прессованием. После закрытия крышки, которая закрепляется гибкой проволокой, грунтогабион в форме блока может использоваться в конструкциях объектов.

Читать еще:  Какие откосы лучше для межкомнатных дверей

В качестве дисперсного материала могут быть использованы отходы промышленного производства: асбестовые отходы, хвосты обогатительных фабрик, шлаки гранулированные металлургических комбинатов, шлакозольные отходы электростанций, горелые породы шахтных выработок, вермикулитовые отходы и другие, а также торфы и другие местные материалы.

Технологически заполнение грунтогабионов местным грунтом или дисперсным материалом механизированным способом с уплотнением может производиться на специальных площадках-полигонах, оборудованных необходимыми механизмами и прессовыми установками, у мест укладки, монтажа конструкций с механизмами для заполнения, уплотнения, монтажа либо непосредственно на местах укладки в грунтовых конструкциях.

При заполнении каркас гранулированными шлаками, шлакозолами, торфом, которые обладают теплоизолируюищми свойствами, грунтогабионы могут применяться в качестве теплоизолирующих элементов.

Схемы возможных вариантов применения грунтогабионов в дорожных и других конструкциях приведены на фиг. 2: 1. В подбалластной зоне железнодорожного полотна в качестве противодеформационной, противопучинной подушки, при заполнении каркаса теплоизолирующим дисперсным материалом.

2. В основании насыпи для усиления слабого основания, повышения его прочности, несущей способности.

3. Для насыпей с вертикальными и большой крутизны откосами в стесненных условиях.

4. Для бесконусного варианта земляного полотна у опор искусственного сооружения: моста, путепровода и др.

5. Для конструкций земляного полотна — насыпи второго пути, при которой исключается необходимость в удлинении водопропускных труб.

6. Для временных помещений — складов инертных и вяжущих на бетонных узлах, для хранения, стоянок машин и других временных укрытий.

7. Для улавливающих сооружений — стен, полок в условиях камнепадов.

8. Для удерживающих сооружений — подпорных стен и других конструкций, повышающих устойчивость откосов и склонов.

9. При заполнении чехла теплоизолирующим материалом, например торфом, в качестве теплоизолирующего покрытия откосов для консервации подземного льда в условиях вечномерзлых грунтов.

Возможны другие варианты применения грунтогабионов: для барражных устройств, оснований под автодороги, ограждений и других, в том числе наряду и вместо бетонных конструкций. При внесении в грунт семян многолетних трав возможно озеленение конструкций из грунтогабионов, чему способствует мульчирующее покрытие геотекстиля. При заполнении чехла гравийно-галечниковыми материалами возможно использование грунтогабионов во временных водотоках.

Таким образом, при использовании в грунтогабионах местных грунтов, дисперсных материалов снижается трудоемкость и стоимость при простой технологии применения, расширяются возможности применения габионов в степных и лесостепных регионах для широкого круга дорожных конструкций и обустройства и обеспечения стабильности грунтовых сооружений.

Источники информации 1. Альбом конструкций креплений откосов земляного полотна железных и автомобильных дорог общей сети Союза ССР. N 750. М., Мосгипротранс, 1970. — 197 c.

2. Maccaferry. — Officine Maccaferry. S. p.a. and Forein Associated Companies. — Drinting Bologna. — 1988.

1. Грунтогабион, включающий сетчатый каркас из металлической проволоки в форме блока с заполнителем, отличающийся тем, что в пределах сетчатого каркаса уложен внутренний чехол из синтетического геотекстильного материала или стеклоткани, а в качестве заполнителя используется дисперсный материал, в том числе теплоизолирующий, преимущественно уплотненный прессованием.

2. Грунтогабион по п. 1, отличающийся тем, что в качестве дисперсного материала использованы асбестовые отходы, хвосты обогатительных фабрик, гранулированный шлак, шлакозольные отходы электростанций, горелые породы шахтных выработок, торф.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector