Nmexpertiza.ru

НМ Экспертиза
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Укрепление откосов насыпи выемки

Укрепление откосов насыпи выемки

КАЧЕСТВЕННО

БЫСТРО

SEO оптимизация

адаптивная верстка

Ремонт в регионах

  1. Главная
  2. Строительство
  3. Строительные работы в зимних условиях
  4. Выемки и насыпь

Для обеспечения прочности и устойчивости сооружений, возводимых в зимнее время, необходимо соблюдать, помимо общих, и ряд специальных требований.
При небольшой ширине выемки ее разрабатывают на полную ширину за одну проходку экскаватора. При большой глубине выемки работу проводят несколькими экскаваторами, следующими один за другим. Они распределяются так, чтобы в параллельно расположенных или нижележащих забоях не имело места промерзание поверхностей, отрытых впереди идущим экскаватором.

При необходимости укладки на отметке подошвы выемки железнодорожного пути в устойчивых грунтах может быть допущена временно разработка выемки по неполному профилю с более крутыми, чем по проекту, откосами.
Разработку резервов можно вести в виде траншей с вертикальными стенками.

Наиболее пригодными для возведения насыпей зимой являются грунты скальные, полускальные, крупнообломочные, песчаные, а из глинистых — супеси и сухие суглинки. Возведенные из таких грунтов насыпи имеют наименьшие просадки при оттаивании.

Техническими условиями для возведения насыпей зимой не разрешается применять как талые, так и мерзлые сильно насыщенные водой и плохо дренирующие грунты (глины, суглинки, лесс, мелкий илистый песок, торф), в том случае, если влажность их превышает величину А+ Ф/4,

где А —нижний предел пластичности грунта, а Ф — число пластичности

Большая влажность приводит грунт при оттаивании в пластичное состояние, при котором под давлением собственного веса он расползается, что влечет за собой в насыпях сплывы и обвалы. Применение смерзшихся песчаных грунтов независимо от их количества не опасно для устойчивости и прочности насыпей.

Для выяснения пригодности глинистого грунта надо предварительно определить его гранулометрический состав, влажность в пластичность. Так как влага распределяется в грунте неравномерно, следует брать несколько образцов, примерно через каждые 50 м по длине резерва или выемки и через каждые 50 см по их глубине.

Нельзя допускать в насыпь мерзлый грунт, влажность которого хотя и меньше предела текучести, но близка к нему, так как нельзя быть уверенным в том, что действительная влажность грунта точно соответствует влажности проб. Кроме того, несмотря на самую тщательную очистку от снега, некоторая часть его неизбежно попадает в тело насыпи и при наступлении тепла тает, увеличивая влажность грунта.

Предельная высота возводимых в зимнее время насыпей (за исключением насыпей, устраиваемых из камня или чистого песчаного грунта) зависит от средней температуры воздуха, при которой производится работа; она не должна превышать следующих величин;
средняя температура воздуха —5° —10° —15° —20°
высота насыпи в м . не ограничена 4,5 3,5 2,5

Указанные высоты относятся только к части насыпи, возводимой зимой, без учета той ее части, которая отсыпалась летом. При возведении зимой насыпей из мерзлого грунта, уменьшающегося в объеме при оттаивании и вследствие уплотнения, осадки их оказываются большими, чем у насыпей, возводимых летом. Поэтому высоты насыпей, возводимых зимой, должны назначаться с учетом их осадки.

До начала отсыпки насыпи основание под нее должно быть тщательно очищено от снега и льда. Грунт, укладываемый в нижние слои насыпей под дороги, должен быть хорошо дренирующим и талым. При отсутствии подходящего талого грунта разрешается укладка мерзлого грунта, но обязательно с устройством дренажей упрощенного типа. Следует иметь в виду, что тело насыпи у подошвы должно принимать и отводить воду, которую выделит при оттаивании мерзлый грунт.

Если нижняя часть насыпи возводится летом, а верхняя — зимой, то первая должна быть выполнена по возможности из дренирующего грунта; в крайнем случае между летней и зимней частями; должен быть устроен дренирующий слой.
Возведение насыпи из грунтов, резко различных по дренирующим свойствам, допускается при условии укладки в нижнюю часть насыпи хорошо дренирующих грунтов.

Отсыпку насыпи из любых грунтов (кроме камня и щебня) производят правильными горизонтальными слоями по всей ширине. Отсыпки наклонными слоями недопустимы ввиду возможности их сползания.
Возведение насыпей зимой производят с тщательной укаткой или трамбованием грунта, что значительно уменьшает осадку насыпи в последующем.
Устойчивость возводимых зимой насыпей зависит от влажности грунта. Поэтому необходимо принимать все меры к недопущению попадания снега и льда в тело насыпи.

Работы по возведению новых и уширению существующих на необходимо производить с соблюдением ряда специальных требований.
При возведении драглайнами насыпей высотой до 3 м из грунта, содержащего не более 25% мерзлоты, следует придерживаться правил укладки грунта, применяемых в летнее время.
Верх насыпи должен быть хорошо укрыт на высоту не менее 30 см слоем уплотненного талого грунта. Бровки полотна, дающие при оттаивании значительную осадку, должны приподниматься над серединой на 20 см; в этом случае для спуска воды ив образовавшегося корыта прорезают канавки с уклоном 0,04.

Засыпку труб, мостовых устоев и подпорных стен производят только дренирующим грунтом.
При появлении в насыпи вследствие неравномерной ее осадки трещин последние следует немедленно расчищать на возможно большую глубину и заполнять с тщательным трамбованием грунтом, из которого возводится насыпь.
Возводимые зимой земляные сооружения необходимо заблаговременно и тщательно предохранять от размыва весенними водами.

Для этого устраивают водоотводы, бермы, дамбы и траверсы, а в случае необходимости и временные укрепления. На затопляемых поймах насыпи до наступления половодья возводят на высоту, превышающую уровень ожидаемого весеннего паводка не менеe чем на 0,5 м, а откосы таких насыпей защищают укреплениями временного типа.

Устойчивость и прочность насыпей, возводимых зимой, и стоимость зимних земляных работ зависят, главным образом, от сооношения количеств мерзлого и талого грунта, уложенного в тело насыпи. Это соотношение в свою очередь зависит от темпов работ, чем они быстрее, тем меньшее количество мерзлоты попадает в тело насыпи. Поэтому зимой работы должны вестись с наибольшей интенсивностью, чтобы все операции по возведению насыпи (разработка грунта, его перемещение и укладка) занимали минимальное время.

Кавальеры можно устраивать из любых грунтов без подготовки под них оснований, разбивки комьев и без чередования отсыпки талых, и мерзлых грунтов. Кавальеры, отсыпанные из мерзлого грунта, должны быть отнесены от основных сооружений на такое стояние, чтобы при весеннем оттаивании могущий сползти грунт приблизился к основному сооружению ближе, чем это может быть допущено.

При наступлении весеннего потепления за земляными сооружениями, возведенными зимой, надлежит установить тщательное наблюдение и при появлении в сооружениях тех или иных деформаций немедленно принимать соответствующие меры. Весной, после оттаивания мерзлого грунта на всю глубину промерзания, должно быть произведена проверка состояния всех отсыпанных зимой.

Земляное полотно и его поперечные профили. Водоотводные устройства

Земляное полотно представляет собой комплекс грунтовых сооружений, получаемых в результате обработки поверхности земли и предназначенных для укладки верхнего строения пути, обеспечения устойчивости пути и защиты его от воздействия атмосферных и грунтовых вод. Непосредственно на поверхность земли путь не укладывают из-за наличия неровностей.

Читать еще:  Прайс отделки откосов пвх

Земляное полотно должно быть прочным, устойчивым и долговечным, требующим минимальных расходов на его устройство, содержание и ремонт и обеспечивающим возможность механизации работ. Выполнение указанных требований достигается правильным выбором грунтов для насыпей и их тщательным уплотнением, приданием земляному полотну очертаний, способствующих надежному отводу воды, укреплением откосов насыпей и выемок.

Разрез, перпендикулярный продольной оси пути, называется поперечным профилем земляного полотна. В зависимости от формы поперечного профиля земляное полотно может представлять собой насыпь, выемку, полунасыпь, полувыемку или полунасыпь-полувыемку. Различают типовые и индивидуальные поперечные профили земляного полотна. Типовые профили, в свою очередь, подразделяют на нормальные и специальные. Нормальные профили применяют при сооружении земляного полотна на надежном основании из обычных грунтов. Специальные профили используют в специфических условиях: при наличии вечной мерзлоты, подвижных песков, лессов, скальных грунтов, болот и т. п.

Индивидуальные профили создают в сложных топографических, гидрологических, геологических и климатических условиях и при высоте откосов более 12 м, обосновывая все размеры конкретными расчетами.

Типовой нормальный профиль насыпи приведен на рис. 5.1. Верхняя часть, на которую укладывают балласт, шпалы и рельсы, называется основной площадкой. На однопутных линиях основная площадка имеет форму трапеции с шириной верхней части 2,3 м и высотой 0,15 м, а на двухпутных — форму равнобедренного треугольника высотой 0,2 м. Такое очертание основной площадки способствует стоку воды, проникающей через балластный слой во время дождя и таяния снега.

Рис. 5.1. Типовой нормальный профиль насыпи (размеры приведены в м):

1 — водоотводная канава; 2 — берма; 3 — основная площадка; 4 — бровка земляного полотна; 5 — откос; 6 — резерв; 7 — подошва насыпи; И — расстояние от бровки земляного полотна до подошвы насыпи; 1 — длина горизонтальной проекции откоса насыпи; 1: и — крутизна откоса насыпи

Минимально допустимые значения ширины, м, основной площадки однопутных линий эксплуатируемой сети железных дорог России и установленные для вновь строящихся линий приведены в табл. 5.1.

На двух- и многопутных линиях ширина основной площадки увеличивается на расстояние между осями крайних путей (на двухпутных линиях — на 4,1 м, а на трехпутных — на 9,1 м).

Полоса земли, на которую опирается насыпь, является ее основанием. Линия пересечения основной площадки с откосом называется бровкой земляного полотна, а откоса с основанием — подошвой откоса. Высотой насыпи считается расстояние от уровня бровок до ее основания по оси (см. рис. 5.1). Горизонтальная проекция 1 линии откоса называется его заложением, а отношение высоты откоса Л к заложению, которое обозначается 1: п, — его крутизной. Крутизна откосов, надежно обеспечивающая их устойчи-

Категории вновь строящихся линий

Скальные, крупнообломочные и песчаные, кроме мелких и пылеватых песков

вость, устанавливается в зависимости от высоты насыпи, свойств грунтов, геологических, гидрологических и климатических условий местности. Широкое распространение получили откосы крутизной 1:1,5, называемые полуторными.

Отвод поверхностных вод от насыпей, сооружаемых из привозного грунта, осуществляется с помощью продольных водоотводных канав шириной (по дну) и глубиной не менее 0,6 м, которые при поперечном уклоне местности до 0,04 сооружаются с обеих сторон, а при большем уклоне — только с нагорной стороны.

Если насыпь возводится из местного грунта, находящегося рядом с ней, то для отвода воды от полотна используются образующиеся при этом спланированные углубления, называемые резервами. Дну резервов и водоотводных канав придают продольный уклон не менее 0,002.

Полоса земли от подошвы откоса до водоотводной канавы или резерва называется бермой. Со стороны будущего второго пути на однопутных линиях ширина бермы составляет не менее 7,1 м, ас противоположной стороны — не менее 3 м. Для обеспечения отвода воды от насыпи берма имеет уклон 0,02 . 0,04.

Типовой поперечный профиль выемки приведен на рис. 5.2. Основная площадка выемки имеет такие же размеры, как у насыпи. С каждой стороны основной площадки земляного полотна в выемках создают продольные канавы для отвода воды, называемые кюветами. Они характеризуются следующими минимальными значениями параметров: глубина 0,6 м, ширина (по дну) 0,4 м и продольный уклон дна 0,002.

Удаленный при сооружении выемки грунт, не используемый для создания насыпи в другом месте, укладывают за откосом выемки с нагорной стороны в правильные призмы, называемые кавальерами. Для перехвата и отвода притекающих к выемке поверхностных вод за кавальерами сооружают нагорные канавы, а на полосе между кавальером и бровкой откоса выемки отсыпают банкет с поперечным уклоном в сторону от откоса для отвода воды в

Рис. 5.2. Типовой поперечный профиль выемки (размеры приведены в м):

1 — нагорная канава; 2 — кавальер; 3 — забанкетная канава; 4 — банкет; 5 кювет: 6 — бровка откоса; Ь — ширина обреза; Ьоп — ширина основной площадки земляного полотна забанкетную канаву. В неустойчивых грунтах, а также в стесненных условиях вместо водоотводных канав и кюветов устраивают лотки, которые могут бьггь железобетонными, бетонными, каменными или деревянными, а по форме — трапецеидальными, прямоугольными, полукруглыми и треугольными.

В пределах станций поверхностные воды отводят с помощью поперечных и продольных водоотводов, которые в местах работы людей выполняют закрытыми. На крупных станциях для продольного отвода воды прокладывают коллекторы и канализационные трубы, а в районах с интенсивными осадками, кроме того, устраивают ливневую канализацию. Для перехвата и отвода грунтовых вод от земляного полотна или понижения их уровня предусматривают специальные дренажные устройства открытого типа в виде дренажных канав либо лотков или закрытого типа в виде подкю-ветных дренажей, дренажных галерей или штолен.

Подгаоветный дренаж (рис. 5.3) представляет собой траншею, заполненную дренирующим материалом (крупнозернистый песок, гравий, щебень), в нижней части которой обычно укладывают дренажную трубу с отверстиями для поступления в нее воды. Для защиты от попадания поверхностной воды в дренажную траншею верхнюю часть дренажа заполняют утрамбованной глиной, которую отделяют от дренирующего заполнителя (во избежание смешивания с ним) двумя слоями дерна.

Для предохранения земляного полотна от размывания водой и выдувания ветром его откосы и бермы укрепляют. Наиболее про-

1 — одиночное мощение; 2 — утрамбованный глинистый грунт; 3 — два слоя дерна; 4 — крупнозернистый песок; 5 — щебень или гравий; 6 -т щебень или галька; 7 — дренажная груба; 8 — деревянная доска стым способом укрепления незатапливаемых откосов земляного полотна является посев многолетних трав с густой, стелющейся корневой системой. При небольшом периодическом затоплении применяют дернование откосов (сплошное или в клетку), для чего предварительно срезанные куски дерна закрепляют на них деревянными спицами.

При периодических затоплениях хорошо противостоят воздействию текущей воды древесно-кустарниковые насаждения (в благоприятных климатических условиях). Надежно защищают затопляемые откосы от размывания мощение камнем, использование каменной наброски в плетневых клетках и габионов — проволочных ящиков, заполненных камнем. Однако эти способы укрепления земляного полотна требуют больших затрат ручного труда.

Прочные и надежные укрепления, изготовление и укладку которых можно полностью механизировать, сооружают из железобетонных плит (рис. 5.4). На строительстве БАМа, кроме того, применяли гибкие железобетонные решетки и плиты, более эффективные в условиях вечной мерзлоты и сейсмичности. Тип укрепления земляного полотна выбирают исходя из особенностей грунтов, степени затопляемости, скорости течения воды, наличия дешевых местных материалов и возможности механизации работ. Бровка земляного полотна в месте разлива вод согласно ПТЭ должна быть не менее чем на 0,5 м выше максимальной высоты наката волны при сильном ветре.

Читать еще:  Наибольшая крутизна откосов снип

Опыт строительства железных дорог в горных районах Сибири показал, что в ряде случаев вместо укладки земляного полотна на крутых неустойчивых косогорах целесообразнее размещать его у их подошвы, отсыпая насыпи из скального грунта в русле реки (рис. 5.5). Такое техническое решение было осуществлено при прокладке трассы Байкало-Амурской магистрали в долинах рек Олек-мы, Нюкжи и др.

Рис. 5.4. Укрепление откоса насыпи железобетонными плитами:

1 — уровень высоких вод; 2 — железобетонные плиты; 3 — обратный фильтр; 4 — бетонный упор

Рис. 5.5. Поперечный профиль насыпи из скального грунта, отсыпанной в русле реки:

УВВ — уровень высоких вод; УМВ — уровень меженных вод

Общий курс железных дорог

  • Введение
  • Значение железнодорожного транспорта и основные показатели его работы
  • Место железных дорог в транспортной системе страны
  • Дороги дореволюционной России
  • Железнодорожный транспорт послереволюционной России и Советского Союза
  • Железнодорожный транспорт Российской Федерации
  • Основные положения структурной реформы железнодорожного транспорта
  • Понятие о комплексе устройств и сооружений и структуре управления на железнодорожном транспорте
  • Габариты на железных дорогах
  • Основные руководящие документы по обеспечению работы железных дорог и безопасности движения
  • Основные сведения о категориях железнодорожных линий, трассе, плане и продольном профиле
  • Значение пути в работе железных дорог, его основные элементы и требования к ним
  • Земляное полотно и его поперечные профили. Водоотводные устройства
  • Искусственные сооружения, их виды и назначение
  • Назначение, составные элементы и типы верхнего строения пути
  • Балластный слой
  • Шпалы
  • Рельсы
  • Рельсовые скрепления. Противоугоны
  • Бесстыковой путь
  • Устройство рельсовой колеи
  • Особенности устройства пути в кривых участках
  • Стрелочные переводы
  • Съезды, глухие пересечения и стрелочные улицы
  • Классификация и организация путевых работ
  • Защита пути от снега, песчаных заносов и паводков
  • Схема электроснабжения. Комплекс устройств
  • Системы тока. Напряжение в контактной сети
  • Тяговая сеть
  • Сравнение различных видов тяги
  • Классификация тягового подвижного состава
  • Электрический подвижной состав
  • Автономный тяговый подвижной состав
  • Локомотивное хозяйство
  • Обслуживание локомотивов и организация их работы
  • Экипировка, техническое обслуживание и ремонт локомотивов
  • Восстановительные и пожарные поезда
  • Классификация и основные типы вагонов
  • Технико-экономические показатели вагонов
  • Основные элементы вагонов
  • Виды ремонта вагонов. Сооружения и устройства вагонного хозяйства
  • Текущее содержание вагонов
  • Понятие о комплексе устройств автоматики, телемеханики и сигнализации
  • Классификация сигналов
  • Автоматическая блокировка
  • Автоматическая локомотивная сигнализация
  • Устройства диспетчерского контроля за движением поездов
  • Автоматическая переездная сигнализация
  • Полуавтоматическая блокировка
  • Электрическая централизация стрелок и светофоров
  • Диспетчерская централизация
  • Комплекс устройств горочной автоматики
  • Проводная связь
  • Радиосвязь
  • Телевидение
  • Линии сигнализации и связи. Понятие о волоконно-оптической связи
  • Назначение и классификация раздельных пунктов
  • Продольный профиль и план путей на станциях
  • Маневровая работа на станциях
  • Технологический процесс работы станции и техническо-распорядительный акт
  • Разъезды, обгонные пункты и промежуточные станции
  • Участковые станции
  • Сортировочные станции
  • Пассажирские станции
  • Грузовые станции
  • Межгосударственные приграничные передаточные станции
  • Железнодорожные узлы
  • Планирование грузовых перевозок
  • Организация вагонопотоков
  • Классификация поездов и их обслуживание
  • Организация грузовой и коммерческой работы. Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ
  • Основы организации пассажирских перевозок
  • Значение графика и требования, предъявляемые к нему
  • Классификация графиков
  • Элементы графика
  • Порядок разработки графика и его показатели
  • Понятие о пропускной и провозной способности железных дорог
  • Система управления движением поездов
  • Основные показатели эксплуатационной работы
  • Автоматизация процессов управления перевозками
  • Приложение
Электродинамический тормоз электровозов ЧС2 Т и ЧС200

Рассмотрены устройство и работа основного электронного оборудования, применяемого в электродинамическом (реостатном) тормозе системы «Шкода». Применительно к электродинамическому тормозу электровозов ЧС2 Т и его модификации на скоростном электровозе ЧС200

Укрепление откосов насыпей и выемок засевом трав

Карта предназначена для организации откосов насыпей и выемок засевом трав экскаватором ЭО 4111Б вместимостью ковша 0,8 м кубических, оборудованным драглайном.

Министерство транспорта Российской Федерации
Государственная служба дорожного хозяйства
(Росавтодор)

Центр
организации труда и экономических
методов управления
(Центроргтруд)

СБОРНИК КАРТ
ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ НА СТРОИТЕЛЬСТВО,
РЕМОНТ И СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Карта трудового процесса

Укрепление откосов насыпей
и выемок засевом трав

Издание второе, переработанное и дополненное

Сборник карт трудовых процессов на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог. Выпуск 7. М.: Центроргтруд, 2002.

Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.

Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда.

Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих.

Укрепление откосов насыпей и выемок засевом трав

1. Область и эффективность применения карты

1.1 . Карта предназначена для организации труда рабочих при укреплении откосов насыпей и выемок засевом трав экскаватором ЭО-4111Б вместимостью ковша 0,8 м 3 , оборудованным драглайном.

1.2 . Показатели производительности труда:

Выработка на 1 чел.-день

Затраты труда на укрепление 1000 м 2 откосов

Примечание : В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы — 5 % и отдых — 10 %.

Снижение затрат труда и повышение выработки рабочих на 16,7 % достигается за счет совмещения машинистом экскаватора рабочих операций.

2. Подготовка и условия выполнения процесса

2.1 . Укрепление откосов засевом трав следует производить после ликвидации всех временных въездов и съездов с земляного полотна и окончания планировочных работ.

2.2 . При укреплении откосов засевом трав планировочные работы должны выполняться с обязательной нарезкой борозд глубиной 10 — 15 см, параллельных бровке земляного полотна.

2.3 . До начала работ по укреплению откосов засевом трав необходимо:

выполнить разбивочные работы с закреплением линии движения экскаватора по насыпи или верху выемки (2,5 — 2,8 м от бровки до края гусеницы);

завести недостающее для покрытия откосов количество растительного грунта;

переместить бульдозером валики растительного грунта непосредственно к подошве насыпи или началу откоса выемки;

приготовить и завезти на участок работ семена трав, применяемых в данной местности биологических составов;

приготовить и завести на участок работ смеси минеральных удобрений (в день посева);

протарировать сеялки агрегата и дозаторов минеральных удобрений на заданные нормы высева.

2.4 . Количество грунта, уложенного в валики вдоль подошвы насыпи, должно соответствовать толщине растительного слоя, распределенного по откосу.

2.5 . Недостающее количество грунта, завезенное с заболоченных или заторфованных участков, необходимо предварительно нейтрализовать известью (0,5 — 1 % по массе).

2.6 . Состав травосмеси определяется проектом производства работ в зависимости от природных условий и свойств грунтов, слагающих откосы.

2.7 . Для повышения приживаемости семян и лучшего их произрастания рекомендуется применять минеральные удобрения, состоящие из смеси фосфорных, азотных и калийных солей.

Читать еще:  Мешки для укрепления откосов

2.8 . Перед укладкой растительного слоя на откосы выемок, разработанных в плотных глинистых грунтах, откосы разрыхляются на глубину 0,1 — 0,15 см рыхлителем, смонтированном на стреле экскаватора-планировщика. При планировке откосов ковшом драглайна дополнительного рыхления поверхности откосов не требуется.

2.9 . При заправке посевного агрегата семенами и минеральными удобрениями, а также в перерывах между работой, последний должен находиться на расстоянии не менее 1,0 — 1,5 м от бровки откоса.

2.10 . Работы следует выполнять в соответствии со СНиП III-4-80 , СНиП 12-03-2001 , Правилами и инструкциями по охране труда.

6.3. Планировка земляного полотна насыпей и выемок, конусов и откосов

Планировка площадей. Состав и виды работ по планировке грунтовых поверхностей по заданным отметкам устанавливается проектом в зависимости от назначения планируемых площадей в общих геометрических параметрах автомобильных дорог и аэродромов, их инфраструктуры.

При планировке грунтовых площадей для конструктивных элементов, непосредственно работающих под нагрузками (грунтовые покрытия аэродромов, грунтовые элементы дорожного комплекса, грунтовые части летного поля), в состав планировочных работ включают следующие технологические операции: выравнивание бульдозером с допустимым отклонением от проектных отметок ±10 см (предварительный этап планировки), уплотнение катками с одновременным выравниванием автогрейдером (окончательная планировка). При необходимости устройства дерново-травяных покрытий по спланированной поверхности нанесение и обработка почвенного слоя производится с учетом агротехнических требований к запланированному посадочному материалу.

При планировке грунтовых поверхностей для целей благоустройства, улучшения стока (рекультивированные выработки, территории между сооружениями, резервные площади) в состав работ включаются: выравнивание бульдозером или грейдером с нанесением при необходимости почвенного слоя заданной толщины, предусмотренной проектом.

Планировочные работы при сооружении земляного полотна включают: планировку основания перед началом отсыпки; планировку отсыпаемых слоев до уплотнения и после уплотнения с приданием поперечных уклонов; планировку обочин, конусов и откосов.

На предварительном этапе планировки применяются бульдозеры класса тяги 100-150 кН. Рабочие отметки предварительной планировки должны назначаться с учетом запаса объемов грунта на осадку при уплотнении, величина которого назначается по результатам пробного уплотнения. На участках, где грунты по трудности разработки не соответствуют бульдозерным работам, предварительно осуществляют рыхление грунта при помощи рыхлителей.

Окончательная планировка производится после завершения всех земляных работ и устройства коммуникаций. Планировка выполняется грейдерами или длиннобазовыми планировщиками в едином потоке с уплотнением катками. Допускаемые отклонения от проектных отметок устанавливаются в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85 в зависимости от назначения планируемых поверхностей и площадок.

Планировка откосов. Основным действенным мероприятием, направленным на обеспечение местной устойчивости склонов и откосов, является укрепление их поверхности. Выбранные конструкции должны предотвратить или не допустить (а в некоторых случаях обеспечивать последовательно совместный эффект) развитие деформаций локального скольжения, оплывин, сплывов, эрозии.

Тип конструкции укрепления необходимо выбирать прежде всего в зависимости от общих задач, которые решаются для реализации намеченного принципа обеспечения устойчивости геотехнической системы «земляное полотно — элемент рельефа». Выбор конструкции обусловлен рабочей отметкой земляного полотна, крутизной склона или откоса, показателями физико-механических свойств грунтов, наиболее опасными погодно-климатическими воздействиями, а также гидрологическим режимом подтопления в случае подтопляемых склонов и откосов.

Все конструкции укрепления откосов и склонов в зависимости от их функции по защите грунта от внешних силовых и погодно-климатических воздействий могут быть разделены на три группы:

биологические типы, предназначенные для зашиты откосов и склонов от эрозии, сплывов, оплывин в районах с благоприятными грунтовыми и климатическими условиями;

несущие конструкции, предназначенные для компенсации сдвигающих усилий, возникающих в грунте поверхностных слоев откосов и склонов, а также силовых воздействий паводковых и поверхностных вод;

защитные и изолирующие конструкции, которые должны изолировать поверхностные слои грунта склона или откоса от температурных воздействий, впитывания атмосферных осадков, отводить грунтовые воды.

Для защиты склонов и откосов неподтапливаемых насыпей, сухих (нескальных) выемок в благоприятных климатических и грунтовых условиях, а также подтапливаемых насыпей при скорости течения менее 0,6 м/сек и в отсутствии волн в качестве основного типа укрепления рекомендуются конструкции первой группы. Дерновый покров следует использовать для укрепления откосов только при его наличии в непосредственной близости от строительного объекта и в случае экономической целесообразности.

Для укрепления склонов и откосов неподтапливаемых насыпей, сложенных глинистыми грунтами, легко выветривающимися скальными породами, грунтами особых разновидностей, переувлажненными грунтами, откосов подтапливаемых насыпей, а также выемок и склонов с водоносными горизонтами можно применять конструкции трех групп. Их комбинируют между собой в зависимости от инженерно-геологических условий строительства на основе технико-экономического сравнения вариантов с учетом времени действия защиты.

Основной принцип использования всех конструкций укрепления — обеспечить устойчивость и стабильность грунта в пределах активной зоны путем регулирования интенсивности ее образования и конечного значения при помощи защитных или изолирующих конструкций, несущих типов конструкций, компенсирующих уменьшение прочности грунта в пределах активной зоны; комбинацией этих способов.

Каждый из указанных типов конструкций имеет свою область применения в зависимости от типа склона, его предыстории, откоса земляного полотна и эффекта зашиты. Когда речь идет об укреплении откосов, особенно высоких насыпей, глубоких выемок или выемок, образованных в результате подрезки склона, то на их поверхности необходимо в кратчайшие сроки создать травяной покров, используя комплексные и комбинированные решения, например, решетчатые конструкции с гидропосевом трав при одновременной высадке кустарников, синтетические сетчатые материалы и др.

Решетчатые конструкции являются весьма действенным типом укрепления, обеспечивающим немедленный эффект зашиты. При этом следует иметь в виду, что выбор конструкций и технологии их строительства должен быть направлен на создание условий, препятствующих эрозии и выветриванию.

Окончательная планировка поверхности земляного полотна на отметках рабочего слоя (низа дорожной одежды) с приданием поперечных уклонов и доуплотнением поверхностного слоя, а также планировка и укрепление откосов насыпей производится после полного выполнения проектного очертания насыпи или выемки.

В зависимости от рабочей отметки планировка ведется путем срезки грунта бульдозером класса тяги 100 кН или автогрейдером тяжелого типа с откосником и удлинителем отвала, откосопланировщиком или экскаватором с двухотвальным скребком (планировочной рамой, ковшом). Выбор машин для планировки и уплотнения поверхности производится согласно табл. 6.2. Планировку подсыпкой на взрыхленную поверхность производят как исключение на малых площадях и при условии последующего уплотнения этих мест.

При планировке с одновременной срезкой грунта и перемещением его вниз на первом этапе выравнивают надоткосные площадки, оформляют бермы в соответствии с разбивкой. Сопряжение поверхности откоса с верхней площадкой земляного полотна выполняют на заключительном этапе.

Планировку откосов насыпей или выемок до 1,5 м осуществляют 2-4 проходами тяжелого автогрейдера или бульдозера с откосниками и удлинителями отвала. Срезаемый с откоса грунт используется для рекультивации боковых резервов или его собирают в штабели для перемещения в обочины насыпи, на съездах и других целей. При этом срезаемый грунт не должен мешать водоотводу.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector