Nmexpertiza.ru

НМ Экспертиза
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Заложение откосов дорожной одежды

6 Проектирование поперечных профилей

Поперечные профили земляного полотна проектируют одновре­менно с продольным профилем дороги.

Типовые попереч­ные профили земляного полотна должны быть представлены в соответствии с рабочими отметками, видом грунта с учетом обеспечения устойчивости откосов, требований безопасности движения, незаносимости дороги снегом, минимальной стоимости строительства.

1. Типовые поперечные профили насыпей:

1) низкие насыпи (рис. 3.19) высотой до 3м на дорогах I-II категорий и до 2м на дорогах III-IV категорий. Заложение откосов (1 : 4 или 1 : 3) назначается по условиям безопасности движения. Нормы предусматривают крутизну откоса 1 : 4 для дорог I-a категории (для автомагистралей) и 1 : 3 для дорог I-б, I-в, II-IV категорий.

Рис. 3.19. Поперечные профили низких насыпей на дорогах:

а — I-II категорий; б – III — IV категорий

2) высокие насыпи высотой от 2 (3) м до 12м (рис. 3.20). Крутизна откосов назначается минимальной по условиям их устойчивости: m1 = 1,5 при мелких и пылеватых песках, m1 = 1,75 — при глинистых грунтах.

Рис. 3.20. Поперечные профили насыпей по условиям устойчивости откосов

Для повышения устойчивости откоса нижнюю его часть при высоте насыпи более 6м проектируют более пологой (m2 = m1 + 0,25).

2. Типовые поперечные профили выемок.

На открытых участках местности по условиям снегозаносимости дороги мелкие выемки проектируют раскрытыми (рис. 3.21 а) или разделанными под насыпь (рис. 3.21, б), в выемках глубиной до 5м откос выемки отдаляют от дороги путем устройства закюветной полки (кювет-резерва) шириной не менее 3,0м (рис. 3.22). Заложение откоса, со стороны обочины принимают 1:4 для дорог I-а категории и 1:3 для дорог I-б – IV категорий по условиям безопасности движения аналогично заложения откосов низких насыпей (рис. 3.19).

Рис. 3.21. Поперечный профиль мелкой выемки на открытой местности

Рис 3.22. Поперечный профиль выемки глубиной до 5 м на снегозаносимом участке местности

На снегонезаносимых участках выемки глубиной 0-12м проекти­руют с заложением откосов 1 : 1,5 по условиям их устойчивости (см. рис. 3.23 а). Такой же поперечный профиль имеет выемки глубиной 5-12м на снегозаносимых участках местности.

Заложение откосов со стороны обочины принимают 1 : 4 для дороги I-а категории и 1 : 3 для дорог I-б – IV категорий.

Рис. 3.23. Поперечный профиль выемки

Поперечные профили земляного полотна вычерчивают на миллиметровке в масштабе 1 : 200 или 1 : 100. Вертикальный и горизонтальный масштабы одинаковы. Типовым поперечникам присваивают номера (тип 1, тип 2 и т.д.), в соответствии с которыми в графе 3 (табл. 3.2) продольного профиля указывают их наименование и границы применения с рассто­янием до ближайших пикетов. В основной надписи в графе 4 (см.рис. 3.5) записывают «Поперечные профили земляного полотна».

7 Проектирование дорожной одежды

Дорожная одежда включает (рис 3.25) покрытие 1, основание 2 и дополнительный слой основания. При этом, если — грунты земляного полотна — пылеватые, то дополнительный слой основания является дренирующим и устраивается на всю ширину земляного полотна (рис. 3.25 а). При песчаных грунтах, супесях и при первом типе местности дополнительный слой основания является подстилающим и устраивается на ширину проезжей части и укрепительных полос (рис. 3.25 б).

Поперечный профиль проезжей части и дорожной одежды вычерчивают в масштабе 1 : 100 или 1 : 50. Вертикальный и горизонтальный масштабы одинаковы.

Рис. 3.24. Примеры конструкции дорожной одежды: а) с дренирующим слоем;

1 – покрытие; 2 – основание; 3 – дренирующий слой;

Разбивка поперечного профиля земляного полотна

Разбивка насыпей заключается в установке кольев по их оси. Высота кольев должна быть равна высоте насыпи до низа дорожной одежды с учетом коэффициента до уплотнения грунта в период эксплуатации улицы. На них указывают среднюю рабочую (проектную) отметку дна корыта, т. е. высоту насыпи, составляющую: Hcp = hнa, где hн — проектная высота дна корыта относительно поверхности земли по оси насыпи, м; а — запас, вызванный доуплотнением грунта с течением времени, выражаемый в относительных единицах.

Для насыпей, возводимых из скальных и крупнообломочных грунтов, при послойном уплотнении их уплотняющими машинами а =1,03. Если же насыпи возводят из песчаных и глинистых грунтов, то при их уплотнении до Ко = 0,95 а =1,05. В случае уплотнения до Ко= 1 а=1,03. При уплотнении грунтов до Ко >1 а не принимают в расчет. Возможны случаи возведения насыпей из переувлажненных грунтов, когда Wе= = (1,2. 1,3) Wo, где Wо — оптимальная влажность (см. гл. 12), тогда принимают а= 1,02. 1,03. Для насыпей, возводимых из скальных слабо выветривающихся горных пород без уплотнения, а≥ 1,06.

При возведении насыпей из легко выветривающихся пород (аргиллиты, алевролиты, пустая порода угольных шахт), независимо от степени уплотнения, запас на доуплотнение составляет: а≥1,05.

В районах с равнинной местностью расстояние до подошвы (границы) откосов земляного полотна относительно его оси определяют по формулам.

Если земляное полотно проходит в выемке, то границу ее откоса также обозначают колышками, указывая на них соответствующие глубины.

Чтобы более точно заложить подошвы насыпей или верхней бровки откосов выемок, границы земляного полотна обозначают путем зарезания грунта автогрейдером.

Расчет производят на микрокалькуляторах.

Если поперечный профиль косогора сложный, то заложение откосов разбивают с помощью шаблона, уровня и рейки или теодолита, пользуясь соответствующей Инструкцией [16].

При наличии на откосах промежуточных берм или участков с различными уклонами насыпи и выемки разбивают раздельно по их однородным частям (рис. 4.2). Откос насыпи разбивают по углу наклона исходя из рабочей отметки hн и его заложения d. В этом случае теодолит устанавливают в точке подошвы насыпи и измеряют его высоту σ. По горизонтальному расстоянию d от теодолита до рейки при рабочей отметке hн рассчитывают tgβ= hнd. На вертикальном круге снимают отсчет, равный расчетному углу наклона β, и визируют вдоль поперечника на рейку, находящуюся на насыпи.

Читать еще:  Устройство откосов земляных сооружений

При отсчете по рейке b=σ высота насыпи будет равна проектной. В случае отсчета b≠σ высоту досыпки Δh определяют как Δh=b— σ.

На крутых косогорах, особенно с неровной поверхностью, нередко применяют ватерпасную рейку длиной 3 м, состоящую из лекала с двумя планками длиной по 0,3—0,4 м, жестко соединенными между собой (рис. 4.3,а). При разбивке заложения низового откоса насыпи производят ватерпасовку вниз от ее оси. В конце участка I длиной, равной B/2+mhн, измеряют понижение А’О’, равное h1 (рис. 4.3,6). Затем делают ватерпасовку на участке III (О’А») длиной mh1 и измеряют понижение точки О» относительно точки О’. Если косогор очень крутой, ватерпасовку производят и на участке III (О»А'») длиной mh2. При длине участка меньше длины рейки, устанавливают откосное лекало так, чтобы верхняя грань откосной планки проходила через точку А'». Направляя луч по верху откосной планки, находят местоположение граничной точки Л, т. е. место заложения подошвы низового откоса насыпи.

Верховой откос насыпи разбивают ватерпасовкой вверх от оси насыпи. Как и прежде, на расстоянии, равном B/2+mhн, на местности определяют положение точки А’ с ее превышением над точкой О, равным h1 (рис. 4.4). Из точки А’ проводят ватерпасовку в обратную сторону на величину l1=mh1 и находят положение точки А». Разность в отметках этой точки относительно точки А’ составляет h2. Последующие ватерпасовки сначала проводят на расстоянии l2=mh2 до точки А'» и затем снова назад на величину l3=mh3 .

Если длина участка меньше длины рейки, то ее отмечают на рейке. Тогда от точки А'» откосное лекало перемещают влево на расстояние, равное l3. Луч по лекалу укажет точку А, являющуюся границей подошвы верхнего откоса насыпи.


Рис. 4.4. Схема разбивки насыпи вверх от ее оси

Заложение откосов дорожной одежды

ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО ЛЕСОВОЗНОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ

Основные формы земляного полотна. Конструкция земляного полотна характеризуется третьей основной проекцией — поперечным профилем дороги. В зависимости от положения проектной линии продольного профиля земляное полотно может иметь форму насыпи, выемки, полунасыпи-полувыемки (рис. 5.10). Для обеспечения отвода воды поверхности земляного полотна придают выпуклую форму (на зимних дорогах этого не требуется). Линия, соединяющая бровки земляного полотна и его поверхность, образует сливную призму.

Рис. 5.10. Основные формы земляного полотна

Расстояние между бровками В называется шириной земляного полотна дороги. Площадь между линиями пересечения плоскостей откосов с поверхностью земли называют подошвой насыпи.

Высотой насыпи или глубиной выемки Н является расстояние от поверхности земли на оси дороги до линии, соединяющей бровки земляного полотна. Крутизна откосов характеризуется отношением высоты откоса к его заложению

(горизонтальной проекции) и обозначается 1 : /п, где т — коэффициент заложения откоса. Резервами называют неглубокие выемки-выработки, закладываемые вдоль дороги, из которых берется грунт для отсыпки насыпи (рис. 5.10, а). Для обеспечения стока воды в резерве его дно планируют, придавая необходимый продольный и поперечный уклоны.

Грунт, получаемый при разработке выемок и не используемый для отсыпки смежных насыпей или засыпки низин, оврагов и т. п., укладывают в вал правильной формы, называемый кавальером, с нагорной стороны с устройством банкета и забанкетной канавы (р ис. 5.10,б). Для обеспечения устойчивости насыпи на местности с поперечным уклоном до 1 : 10, в ее основании снимают растительный слой и удаляют пни. При высоте насыпи от 0,5 до 1 м пни срезают заподлицо с землей. При поперечном уклоне местности от 1:10 до 1:5 необходимо удалять растительный слой, корчевать пни под насыпями до 1 м и разрыхлять основание насыпи продольными бороздами при большей высоте.

При поперечном уклоне местности от 1 :5 до 1:3 необходимо устраивать уступы шириной не менее 2 м с уклонами

10. 20 % о по всей ширине основания насыпи (рис. 5.10, в), а на более крутых скатах — упорные банкеты и подпорные стенки.

Для обеспечения устойчивости откосов земляного полотна у насыпей, возводимых из нескальных грунтов, их крутизну назначают: при высоте насыпи до 1 м 1 : 1,5 или 1:3, при высоте насыпи от 1 до 6 м 1 : 1,5, а при высоте более 6 м нижней части насыпи (ниже 6 м) придают откосам крутизну 1 : 1,75. Такая же крутизна откосов принимается у выемок соответствующей глубины. В снегозаносимых местах устраивают раскрытые выемки с крутизной откосов 1:4. 1:10.

Особенности конструкции земляного полотна на болотах.

Земляное полотно на пересечениях болот проектируют с учетом следующей их дорожно-строительной классификации:

I тип — сплошь заполненные торфом устойчивой консистенции без бокового выдавливания под насыпями высотой до
3 м;

II тип — слой торфа подстилается слоем сапропеля, мергеля или ила и перекрыт или не перекрыт слоем наносного грунта; слабый грунт выдавливается при быстром возведении насыпи высотой до 3 м, но уплотняется при медленном возведении;

III тип — торфяной слой плавает на поверхности воды.

Насыпи лесовозных дорог на болотах I типа глубиной до 4 м

возводят без выторфовывания (рис. 5.13,а), а при устройстве усовершенствованных покрытий или глубине болота более 4 м — с полным или частичным выторфовыванием (рис. 5.13,6). На болотах II и III типов насыпи на магистралях и ветках длительного действия, как правило, должны возводиться с посадкой на минеральное дно вместе со сплавиной (рис. 5.13, б, г). Высота насыпи над поверхностью болота после полной ее осадки должна отвечать требованиям норм СНиП 2.05.02—85 (см. табл. 5.6).

Читать еще:  Пробковое покрытие для откосов

Для повышения устойчивости насыпей на болотах применяют елани из нетоварного леса (поперечный настил, рис. 5.13, д), укрепляют основание насыпи слоем лесосечных отходов, гео-текстиля и др., препятствующих образованию выпуклого очертания подошвы насыпи, способствующего погружению ее в торфяную залежь и выпиранию из-под нее слабого грунта.

Для ускорения осадки насыпи, которая в естественных условиях происходит в течение длительного времени (1. 2 года), применяют вертикальные дрены в основании насыпей, заполненные песком, или продольные прорези, способствующие ско-рейшему удалению воды из торфяного основания и ее осадки. На лесовозных дорогах широко практикуют постройку земляного полотна не менее чем за год до возведения дорожной одежды.

Рис. 5.13. Устройство земляного полотна на болотах:

Площадь поперечного сечения просевшей части насыпи для других типов земляного полотна определяется по рис. 5.13,6, в, г.

Определение необходимой ширины дорожной полосы отвода. Нормами отвода земель для линейных сооружений (СН 467—74) ширина постоянного отвода ограничена фактическими границами земляного полотна и водоотводных сооружений, увеличенными с каждой стороны на 1 м. Кроме того, производится временный отвод земель для размещения притрассовых и сосредоточенных резервов, карьеров, временных сооружений и зданий. Эти земли по окончании строительства должны быть рекультивированы и возвращены лесхозам, совхозам, колхозам и другим землепользователям (табл. 5.5).

На дорогах временного действия (ветках) ширину полосы отвода принимают равной не более 15. 18 м. На участках с рабочей отметкой более 1 м ширина полосы отвода увеличивается на 3,5 м на каждый метр рабочей отметки. К приведенным значениям на отдельных участках прибавляют ширину резервов, участков для размещения нагорных и других канав, полосы леса, вырубаемой для обеспечения видимости,

участки для размещения снегозащитных устройств. На землях гослесфонда ширину отводимой дорожной полосы принимают равной суммарной ширине дорожной просеки и полосы насаждений, оставляемых для защиты дороги от снежных заносов.

Рис. 5.14. Водно-тепловой режим земляного полотна:

Водно-тепловой режим земляного полотна и основы его регулирования. Водно-тепловым режимом земляного полотна автомобильной дороги называют закономерные изменения во времени влажности и температуры в различных точках земляного полотна (рис. 5.14). В одной и той же местности водно-тепловой режим насыпи резко отличается от режимов нулевого места или выемки. Насыщение земляного полотна влагой приводит к резкому снижению прочности грунтового основания и дорожной одежды и вызывает нарушения устойчивости откосов. В связи с этим при проектировании автомобильной дороги необходимо всесторонне учитывать влияние на водно-тепловой режим земляного полотна таких факторов, как осадки, испарение, амплитуда колебаний температуры, продолжительность морозного периода, глубина промерзания грунта, мощность снежного покрова и др.,

В соответствии с ВСН 46—83 [13] территория СССР разделена по признаку приблизительно одинаковой влажности грунта земляного полотна в весенний период на пять дорожноклиматических зон (ДКЗ) (рис. 5.15): / — вечной мерзлоты (с тремя подзонами); II — избыточного увлажнения или зона лесов (с двумя подзонами); III — значительного увлажнения в отдельные годы (лесостепи); IV—недостаточного увлажнения (степи); V — засушливая (пустыни).

Внутри каждой зоны различают три типа местности в зависимости от увлажнения:

I тип — сухие места; поверхностный сток обеспечен, грунтовые воды не оказывают существенного влияния;

II тип —сырые места; избыточное увлажнение в отдельные периоды года; поверхностный сток не обеспечен, но грунтовые воды не оказывают существенного влияния; почвы с признаками поверхностного заболачивания; весной и осенью появляется застой воды на поверхности;

III тип — мокрые места; постоянное избыточное увлажнение; грунтовые или длительно стоящие (более 30 сут) поверхностные воды влияют на увлажнение верхней толщины; почвы торфяные, с признаками заболачивания.

Можно считать, что грунтовые воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней толщи, если их уровень осенью залегает ниже поверхности земли на 2 м и более в глинах, суглинках тяжелых и пылеватых, на 1,5 м и более в суглинках легких, супесях тяжелых и пылеватых и на 1 м и более в супесях легких, песках.

В зависимости от ДКЗ и типа местности при проектировании дороги устанавливается расчетная влажность грунта и его

прочностные показатели. Количество влаги в грунте не остается в течение года постоянным, а изменяется согласно уравнению водного баланса (см. рис. 5.14, а)

Рис. 5.15. Карта дорожно-климатичесшх зон СССР

В годовом цикле изменения влажности грунта во II зоне различают периоды: осени, когда происходит накопление влаги в результате осенних дождей; зимы, когда происходят промерзание грунта земляного полотна и зимнее перераспределение влаги с ее миграцией из нижних, более теплых слоев в верхние, более холодные слои по пленкам связанной воды и капиллярам; весны, когда происходят оттаивание земляного полотна, таяние ледяных прослоек и линз, образовавшихся под дорожной одеждой в результате миграции воды, и наступает переувлажнение грунта; лета, когда полотно дороги просыхает и его влажность уменьшается до минимума, определяемого типом местности (см. рис. 5.14,6).

При проектировании автомобильной дороги предусматривают необходимые мероприятия по улучшению водно-теплового режима земляного полотна, в частности: 1) устраивают водоотвод для удаления и перехвата осадков и воды, поступающих к земляному полотну по уклонам местности; 2) для устранения вреднего влияния высоко стоящих грунтовых вод и длительно стоящей поверхностной воды доводят до минимума протяжение выемок и нулевых мест, назначая проектную линию продольного профиля в насыпях, согласно табл. 5.6; 3) в необходимых случаях, например, когда невыгодно или невозможно назначить насыпь необходимой высоты, проектируют понижение уровня грунтовых вод с устройством осушительных канав (дренажа) или 4) отсыпают верхнюю часть земляного полотна из песчаного грунта и других грунтов с малой высотой капиллярного поднятия воды.; В целях борьбы с капиллярным поднятием воды применяют также капиллярно-прерывающие прослойки, устраиваемые в толще земляного полотна из щебня, гравия или крупного песка, толщиной не менее 0,15. 0,2 м с противо-заиливающими прослойками из геотекстиля и других материалов (например, мха) с поперечным уклоном в сторону от оси дороги 30 %о, на высоте не менее 0,2 м от источника увлаж-нения и на глубине от низа одежды не менее 0,8 м. На ветках и лесовозно-лесохозяйственных дорогах целесообразно использовать для этой цели прослойки из лесосечных отходов.

Читать еще:  Как правильно делать откосы входных дверей

5.6. ТРЕБОВАНИЯ СНиП 2.02.05—85 ПО МИНИМАЛЬНОМУ ВОЗВЫШЕНИЮ покрытия

Транспортное строительство

Использование геосинтетических материалов в транспортном строительстве обеспечивает высокий уровень конструктивных решений и экологических требований, а также увеличивает срок эксплуатации автомобильных дорог и железнодорожного полотна в различных климатических условиях и при высоких динамических нагрузках.

Типовые решения

  • Слабое основание
  • Дорожная одежда
  • Водопропускные трубы
  • Лежневый настил
  • Силовая обойма
  • Гибкий ростверк
  • Увеличение несущей способности
  • Ледовая переправа
  • Балластный слой
  • Подбалластный слой
  • Высокий уровень грунтовых вод
  • Пластовый дренаж
  • Дренажная прорезь
  • При высоком уровне грунтовых вод (ВУГВ)
  • Водоотведение из подбалластного слоя
  • Устройство автомобильных дорог на вечномерзлых грунтах
  • Берегоукрепление Высокий уровень поверхностных вод
  • Подтопляемые территории
  • Укрепление конусов мостов
  • Просадочные грунты
  • Болото
  • Противофильтрационная завеса
  • Ликвидация просадок на вечномерзлых грунтах
  • Берегоукрепление из геошпунтов
  • Просадочные грунты
  • Подтопляемые территории
  • Противоэрозионная защита

Если хотите узнать больше

Геосинтетика для транспортного строительства

Геосинтетические материалы и конструктивные решения «ТЕХПОЛИМЕР» используются при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог промышленных и сельскохозяйственных предприятий, временных автомобильных дорог, железных дорог, подъездных путей, площадок для стоянки автомобилей.

Разработки «ТЕХПОЛИМЕР» предназначены для решения наиболее распространенных проблем при строительстве автомобильных дорог:

  • Подтопляемые территории;
  • Вечномерзлые грунты основания;
  • Пучинистые грунты основания;
  • Слабые грунты основания (болота I–III типов, просадочные грунты);
  • Высокий уровень грунтовых вод;
  • Карстообразование;
  • Образование ледяных линз;
  • Разрушение подпорных стен;
  • Эрозия откосов насыпи/выемок.

С помощью геосинтетических материалов «ТЕХПОЛИМЕР» данные проблемы можно предотвратить на стадии проектирования.

Геосинтетика позволяет увеличить эксплуатационную надежность, срок службы дорожной конструкции и отдельных ее элементов, упростить технологию и сократить сроки строительства, уменьшить расход традиционных дорожно-строительных материалов и объемы земляных работ.

Задачи, которые мы решаем в отрасли

Армирование слоев асфальтобетона с помощью полиэфирной сетки с битумной пропиткой «Армосет Б» или сетки в слое битума БНД «Армосет Б/Б», а также армирование основания дорожной одежды и основания земляного полотна с применением армированных Георешеток РД, РД/М или двуосноориентированной Георешетки СД.

Армогрунтовые конструкции (подпорные стены) для расширения имеющейся дорожной насыпи и стабилизации неустойчивых оползневых откосов c применением геошпунта, железобетонных блоков, габионов, а также подпорные стены по методу обертывания с озеленением лицевой части. Технология позволяет проводить строительные работы в сжатые сроки, в зимний период и в стесненных условиях.

Противокарстовая защита при строительстве дорожных объектов, в геологическом строении которых присутствуют растворимые горные породы, имеются карстовые проявления на поверхности и/или в глубине грунтового массива. Эти проблемы решает применение буронабивных или текстильно-песчаных геосвай с устройством гибкого ростверка.

Противофильтрационные завесы из геошпунта устраиваются вдоль береговой линии водоема и на местности с высоким уровнем грунтовых вод с целью предотвращения обводнения и разрушения основания дорожного полотна.

Пластовый дренаж в слоях дорожной одежды и основании земляного полотна, в том числе дренаж мелкого и глубокого заложения с применением модулей «БлокТех», которые являются более эффективной и экономичной альтернативой дренажным системам из дискретных материалов и решают в том числе проблему заиливание дренажных слоев дорожной конструкции.

Поверхностный водоотвод для сбора, задержания, отвода воды с поверхности дорожной одежды с целью предотвращения её разрушения. Для решения этих задач применяются такие геосинтетические материалы, как гидроизоляционная геомембрана, бетонное полотно и бентонитовые маты «Бентотех».

Противоэрозионная защита откосов дорожной насыпи с применением бетононаполняемых матов, бетонного полотна, объемной георешетки и «Геомата 3D». Применение этих материалов обеспечивает защиту поверхности откосов от погодно-климатических факторов, водной и ветровой эрозии, укрепление и местную устойчивость насыпи.

Берегоукрепление с помощью геошпунта и бентононаполняемых матов при прокладке дорог позволяет предупредить нарушение дорожных конструкций, находящихся в береговой зоне.

Устройство аккумулирующих резервуаров и коллекторов в составе ливневой канализации с применением модулей «БлокТех» и анкерного листа V-LOCK помогает решить следующие проблемы еепродолжительного срока эксплуатации дорожного полотна и частого текущего и капитального ремонта.

Ремонт водопропускных труб круглого, прямоугольного, арочного сечения, расположенных в теле автомобильных и железных дорог, с применением анкерного листа V-LOCK и технологии «ПайпАрм», которая может использоваться в качестве типового решения при текущем ремонте сооружений без разработки полноценной проектной документации.

В период с 2015 по 2020 годы отремонтировано более 70 сооружений в состав автомобильных дорог федерального и регионального значения в 10 регионах РФ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector